Аудит в дочерних организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Оглавление

Раздел I. Общие сведения об аудите

1.1 Сущность и цели аудита 2

1.2 Правовые основы аудита 5

1.3 Стандарты аудита 6

Раздел II. Особенности при проведении аудита дочерних обществ и организаций

2.1 Дочерние общества 8

2.2 Основные разделы аудита 10

2.3 Аудит учредительных документов 11

2.4 Проверка формирования уставного капитала 13

2.5 Аудит расчетов с учредителями 14

2.6 Проводки операций по расчетам с учредителями 16

2.7 Типичные ошибки 19
Аудит расчетных операций 20

Раздел III. Методика проведения аудита

3.1 Основные положения 23
Предметная область проведения проверок 24
Методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту 26

3.4 Проверка достоверности бухгалтерской отчетности 28

3.5 Виды аудиторских заключений 29

Приложения 32

Список использованной литературы 36

Раздел I. Общие сведения об аудите

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать)
  1. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".
  2. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263.
  3. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.
  4. Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации".
  6. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.
  7. Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482.
  8. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.
  9. О создании Центральной аттестационно-пицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 02—102.
  10. Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г.№ 1355 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.95 г. № 408).
  11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)
  12. О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. №15)

Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены нормативные положения как по организации аудиторской деятельности в России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4, 6, 8, 9) и лицензировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Базовым нормативным  документом являются "Временные  правила аудиторской деятельности в РФ".

В развитие этого документа  в последующие два года было издано несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской  деятельности в России.

Временные правила  аудиторской деятельности в РФ определяют правовые основы осуществления в  РФ аудиторской деятельности как  независимого вневедомственного финансового  контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических  субъектов, а также его цели.

Временные правила  вводят, помимо добровольной (инициативной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной. В соответствии с этими  правилами аудиторской деятельностью  имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы. Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения. Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирования — на право аудиторской деятельности.

Во Временных правилах определен порядок выдачи лицензий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серьезные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

На основе выше рассмотренных  нормативных документов можно сделать  вывод, что в России система аудиторской  деятельности включает три основных уровня:

Первый уровень - Закон  об аудите (аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами.

Второй уровень - представлен  стандартами (правилами). Стандарты  аудита, разрабатываемые в России, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты отчетности; специфические стандарты отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Третий уровень - документы, регулирующие аудиторскую деятельность и носящие вспомогательных характер. основная их цель - помощь в реализации требований правил (стандартов).

  1. Стандарты аудита

Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских  стандартов в процессе осуществления  аудиторской деятельности гарантирует  определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты  являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Значение аудиторских  стандартов состоит в том, что  они:

  • при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Все стандарты имеют  одинаковую структуру построения и  содержат следующие разделы:

  1. Общие положения;
  2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте;
  3. Сущность стандарта;
  4. Практические приложения.

В разделе "Общие  положения" отражаются:

    • цель и необходимость разработки данного стандарта;
    • объект стандартизации;
    • ñôåðà ïðèìåíåíèÿ ñòàíäàðòà;
    • âçàèìîñâÿçü ñ äðóãèìè ñòàíäàðòàìè.

В разделе "Основные понятия и определения используемые содержатся основные термины и их краткая характеристика.

В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Стандарт, так же как  и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные  реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских  стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными  для применения, в аудиторских  фирмах могут разрабатываться и  собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций. К их числу относятся Международная  федерация бухгалтеров (IFАС), созданная  в 1977 г. В рамках этой организации  аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий на правах постоянного автономного комитета.

Аудиторские стандарты  включают в себя четыре основных вида:

1. Общие стандарты  аудита;

2. Рабочие стандарты  аудита:

3. Стандарты отчетности;

  1. Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

Приведем перечень разработанных и принятых российских правил (стандартов), а также разработанных, но еще не принятых проектов стандартов аудита:

1. Общие правила  (стандарты).

1.1. Основные принципы  аудита (проект).

1.2. Цели и объем  аудита финансовых отчетов (проект).

  1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.
 

 

2. Правила (стандарты)  проведения аудиторской  проверки.

2.1. Планирование аудита.

2.5. Аудиторские доказательства.

2.6. Документирование  аудита.

2.7. Изучение и оценка  систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля в ходе  аудита.

2.8. Действия аудитора  при выявлении искажений бухгалтерской  отчетности.

2.14. Использование  работы эксперта.

2.17. Письменная информация  аудитора руководству экономического  субъекта по результатам проведения  аудита.

3. Правила (стандарты)  составления отчета.

3.1. Отчет аудитора  о проверке финансовой отчетности (проект).

3.2. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.

3.4. Дата подписания  аудиторского заключения и отражение  в нем событий, произошедших  после даты составления и представления  бухгалтерской отчетности.

Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер и основная их цель — помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации.   
 

Раздел II. Особенности  при проведении аудита дочерних обществ  и организаций

2.1 Дочерние общества

Прежде чем перейти  к особенностям проверке дочерних обществ (организаций) давайте уточним, что  же является дочерним обществом, каковы его особенности в сравнении  со "статусом" других экономических  субъектов.

Согласно ст. 105 I части  ГК РФ :

1. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

2. Дочернее общество  не отвечает по  долгам основного  общества (товарищества).

Основное  общество (товарищество), которое имеет  право давать дочернему  обществу, в том  числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного  общества (товарищества) последнее несет  субсидиарную ответственность по его долгам.

3. Участники (акционеры)  дочернего общества  вправе требовать  возмещения основным  обществом (товариществом)  убытков, причиненных  по его вине  дочернему обществу, если иное не  установлено законами  о хозяйственных  обществах.   

Из статьи следует что,

Во-первых. Отношения основного общества (товарищества) и дочернего характеризуются тем, что первое из них имеет возможность определять решения, принимаемые вторым, и таким образом влиять на его деятельность. В качестве основного может выступать любое хозяйственное общество (акционерное, общество с ограниченной ответственностью), а также товарищество — полное и на вере. Дочерними могут быть хозяйственные общества различных видов.

Отношения по схеме "основное — дочернее общество" складываются ввиду:

  1. преобладающего участия основного общества (товарищества) в уставном капитале дочернего. Минимальный размер участия, необходимый для установления таких отношений, законом не определен. Это может быть пакет акций (доля в уставном капитале), и не являющийся контрольным в общепринятом понимании (более 50%), но достаточный для оказания определяющего воздействия на принятие решений дочерним обществом в связи со значительной раздробленностью пакетов остальных акций (долей);
  2. договора, заключенного между обществами и дающего право одному из них определять решения, принимаемые другим;
  3. других обстоятельств, позволяющих влиять на принятие соответствующих решений. Оценка наличия указанной связи между обществами должна осуществляться исходя из реальной ситуации.

Информация о работе Аудит в дочерних организациях