Аудит в дочерних организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Оглавление

Раздел I. Общие сведения об аудите

1.1 Сущность и цели аудита 2

1.2 Правовые основы аудита 5

1.3 Стандарты аудита 6

Раздел II. Особенности при проведении аудита дочерних обществ и организаций

2.1 Дочерние общества 8

2.2 Основные разделы аудита 10

2.3 Аудит учредительных документов 11

2.4 Проверка формирования уставного капитала 13

2.5 Аудит расчетов с учредителями 14

2.6 Проводки операций по расчетам с учредителями 16

2.7 Типичные ошибки 19
Аудит расчетных операций 20

Раздел III. Методика проведения аудита

3.1 Основные положения 23
Предметная область проведения проверок 24
Методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту 26

3.4 Проверка достоверности бухгалтерской отчетности 28

3.5 Виды аудиторских заключений 29

Приложения 32

Список использованной литературы 36

Раздел I. Общие сведения об аудите

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать)
  • договора о совместной деятельности;
  • доверенности на ведение бухгалтерского учета;
  • фактической совместной деятельности, обособленного баланса совместной деятельности;
  • надлежащего ведения бухгалтерского учета по совместной деятельности.

Отметим, что с 1 марта 1996 г. также могут осуществлять ее не простые товарищества (совместная деятельность), в которых среди  участников (товарищей) числятся физические лица, не

зарегистрированные  в установленном порядке в  качестве индивидуальных предпринимателей, или некоммерческие организации и учреждения. Существуют и другие ошибки:

  • имущество, внесенное в совместную деятельность (созданное совместной деятельностью), не учитывается участниками при исчислении налога на имущество предприятий;
  • прибыль, полученная участником (участниками) совместной деятельности, не включается им (ими) в налогооблагаемую прибыль, а убытки, полученные от совместной деятельности, включаются во внереализационные расходы.

Приведенные ошибки встречаются  наиболее часто и на них необходимо обратить особое внимание.   
 

Раздел III. Методика проведения аудита   
 

3.1 Основные положения

В настоящее время  проводится работа по созданию методологии  организации аудиторских проверок. Разработан и утвержден стандарт (правило) аудиторской деятельности по составлению заключения, опубликованы для обсуждения проекты 11 российских аудиторских стандартов (всего предполагается разработать более 30 аудиторских стандартов). Рассмотрим основные процедуры при аудиторской проверки:

  • сбор аудиторских доказательств;
  • использование результатов внутреннего аудита и результатов работы экспертов:
  • составление рабочих инструкций;
  • разработка рабочих аудиторских документов;
  • аудиторская выборка;
  • оценка результатов проверки и составление аудиторского заключения.

Приведем общие  рекомендации по выполнению такой работы. Выделим основные положения, на которые необходимо обратить внимание:

  • нормативная база для проведения аудита;
  • предметная область проведения проверок;
  • методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту;
  • особенности проведения аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения учета.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя нормативная база — соответствующие законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).

Внутренняя нормативная база — это учетная политика субъекта, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

3.2 Предметная область  проведения проверок

Предметная  область проведения проверок включает учредительные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бухгалтерского учета и отчетность.

Изучая учредительные  и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, особенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие сведения об организации учета в методическом, техническом и организационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгалтерского учета у клиента.

Центральное место  в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирующаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета

Известно, что план счетов для предприятий, включенных в сферу общего аудита, содержит девять разделов, а также забалансовые счета. Из общей массы счетов в отдельный комплекс можно выделить "Расчеты по оплате труда" (счет 70). Тогда общее количество таких комплексов составит 11.

Общий перечень объектов проверки при проведении аудита можно  представить следующим образом:

Виды работ, подлежащих аудиту

¹

п/п

Наименование  раздела или вида работ Краткая характеристика информации и подразделов, подлежащих аудиту
1 2 3
1     
 
 
 

 

3            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Учредительные и другие общие документы предприятия   
 

Учетная политика предприятия

Основные средства и нематериальные активы          
 
 
 
 
 
 
 
 

Производственные  запасы         
 
 
 
 
 
 
 

И т. д.

Устав предприятия 

Лицензия по видам  деятельности

Структура предприятия 

Приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей и др.

Штатное расписание

Прочие документы 

Рабочие документы  по методическому, техническому и организационному аспектам учетной политики предприятия

Синтетические счета 01—09

Аналитический и синтетический  учет основных средств

Начисление износа по основным фондам

Переоценка основных средств 

Реализация и выбытие  основных средств

Учет капитальных  вложений основных средств 

Учет аренды основных средств

Учет отнесения  затрат по ремонту основных средств

Учет поступления  и создания нематериальных активов

Учет амортизации  нематериальных активов

Учет выбытия и  реализации нематериальных активов

Расчеты по налогообложению  в операциях с нематериальными  активами

Синтетические счета 10—19

Аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия

Списание материальных ценностей на затраты производства

Списание недостач, потерь и хищений материальных ценностей

Учет МБП (в запасе и эксплуатации)

Сводный учет материальных ценностей

Анализ использования  материальных ресурсов 

 

 

Применяя такую  декомпозицию разделов и видов работ, подлежащих аудиту, можно охватить практически все комплексы бухгалтерского учета и отчетности. Однако для  каждого конкретного экономического субъекта необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо уделить особое внимание при проверке.    
 

Пример

журнал  № 2

учета хозяйственных операций за март 1997 г.

по  ООО “Эксперимент”

начат 01 марта 1997г.

окончен 29 марта 1997г.

п/п

Дата

операции

Документ Содержание операции Сумма,

руб

Корресподнирующие

счета

          Дебет Кредит
1 01.03.97 Устав, ж.№7 Задолженность учредителей  по вкладу в уставный капитал 83400000 75-1 85
2 04.03.97 п/п 145 р.№2 Перечислен одним  из учредителей вклад в уставный капитал 5000000 51 75-1
3 08.03.97 п/п 123 р.№1 Получен аванс от заказчика по договору №1 от 01.05.97 (стоимость  работ - 3000000, кр.того НДС -600000) 3600000 51 64   
4 14.03.97 п/п 3 р.№1 Оплачены материалы  для производства работ по счету  № 21 от 13.03.97 ООО “Бумага” (стоимость  работ - 1000000, кр.того НДС -200000) 1200000 60 51
И т.д.
 

 

журнал  №7

Часть 1

Расчеты с учредителями по взносам в уставной капитал

ООО “Эксперимент”

п/п

Дата

операции

Документ Наименование или  Ф,И,О, учредителя Сумма вклада в уставный капитал Форма вклада в уставный капитал Срок внесения вклада Штраф за просрочку
1 2 3 4 5 6 7 8
1 04.03.97 Устав ООО “Эксперимент” ЗАО “Наука” 5000000 Безналичное перечисление 50% до 10.03.97 0,1% от суммы вклада  за каждый день с 11.03.97
2 20.03.97 Устав ООО “Эксперимент” Сергеев В.Н. 3400000 Личное имущество (компьютер) 100% до 31.06.97 нет
И т. д.
 

 

3.3. Методика проверки  разделов учета  и работ, подлежащих  аудиту

Аудиторская проверка — это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.

Одним из наиболее эффективных  путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета. Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить состав контрольных процедур, но сами процедуры должны быть уже разработаны.

При проведении проверки достаточно запросить у клиента  определенный набор документов и  учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.

Методики по различным  разделам учета должны разрабатываться  по единой схеме. Для проверки каждого  раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:

  1. Перечень основных нормативных документов;
  2. Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;
  3. Первичные документы по разделу учета;
  4. Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
  5. Классификатор возможных нарушений;
  6. Вопросник аудитора для составления программы проверки;
  7. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
  8. Описание контрольных процедур.

Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие  пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.

Перечень  основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета

Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета.

Перечень  первичных документов приводится по каждому разделу учету, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.)

Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.)

Наличие перечня регистров  позволяет аудитору определить их соответствие у клиента общепринятым и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.

Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по ф. ¹ 1, отчет о финансовых результатах  по ф. ¹ 2 и др.)

Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской проверки кассовых операций можно предположить следующую классификацию нарушений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных излишнее списание денег по кассе и др.

Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов

Методы сбора аудиторских  доказательств, применяемые при  проверке, являются типовыми:

Используются восемь основных методов:

  • наблюдение за инвентаризацией или участие в ней,
  • наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций,
  • устный опрос,
  • получение письменных подтверждений,
  • проверка документов клиента,
  • проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц,
  • проверка арифметических расчетов,
  • проведение анализа.

Информация о работе Аудит в дочерних организациях