Аудит в дочерних организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.

Оглавление

Раздел I. Общие сведения об аудите

1.1 Сущность и цели аудита 2

1.2 Правовые основы аудита 5

1.3 Стандарты аудита 6

Раздел II. Особенности при проведении аудита дочерних обществ и организаций

2.1 Дочерние общества 8

2.2 Основные разделы аудита 10

2.3 Аудит учредительных документов 11

2.4 Проверка формирования уставного капитала 13

2.5 Аудит расчетов с учредителями 14

2.6 Проводки операций по расчетам с учредителями 16

2.7 Типичные ошибки 19
Аудит расчетных операций 20

Раздел III. Методика проведения аудита

3.1 Основные положения 23
Предметная область проведения проверок 24
Методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту 26

3.4 Проверка достоверности бухгалтерской отчетности 28

3.5 Виды аудиторских заключений 29

Приложения 32

Список использованной литературы 36

Раздел I. Общие сведения об аудите

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Во-вторых. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основного. В то же время основное общество (товарищество), имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам): к солидарной с дочерним обществом — по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний; к субсидиарной ответственности — в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества, наступившей по вине основного. Кроме того, участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных дочернему по его вине, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Закон об акционерных обществах не делает исключений из этой нормы. Требования о возмещении убытков могут заявляться акционерами путем предъявления соответствующих судебных исков в интересах общества. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 4/8 обращено внимание на то, что при решении вопроса о наличии вины основного общества в наступлении несостоятельности (банкротства) дочернего либо в причинении ему убытков судам следует руководствоваться ст. 401 ГК (п. 12 постановления).

Таким образом, в силу специфики той или иной организации (общества), находящейся на "положении" дочерней, вытекает ряд моментов, на которые, на мой взгляд, необходимо в первую очередь обратить особое внимание при аудиторской проверке; следовательно должны быть рассмотрены соответствующие этим моментам разделы аудита.

  • Отношения по схеме "основное - дочернее общество":

      - участие основного  общества в уставном капитале дочернего (долевое участие, владение акциями);

      - договор, определяющий  эти отношения;

      - другие обстоятельства

  • Ответственность дочернего общества
  • Отчетность
 

    
 

  1. Основные  разделы аудита

Поскольку дочернее общество, кроме как по существованию определенной зависимости и все, что с ней связано, от основной организации практически ничем не отличается от других экономических субъектов, то следует обратить внимание на те разделы аудита, которые и проверяют наличие, законность и “правильность” осуществления такой зависимости, а также расчеты (взаимодействие) с основным обществом.

Такими разделами, по моему мнению, должны быть:

1.Аудит учредительных  документов, учета уставного капитала  и расчетов с учредителями

2.Аудит расчетов

3.Проверка достоверности бухгалтерской отчетности

Подробная проверка учредительных  документов, позволит во-первых, выявить истинный статус дочернего общества, соответствие действующему законодательству (например ст.105 ГК РФ), во-вторых выявит участие основного общества в делах дочернего.

В контексте темы курсовой работы: при проверке должно быть выяснено: определено ли положение проверяемого субъекта как дочернее в учредительных  документах с начала регистрации, либо это было сделано позже - в изменениях к учредительным документам, либо данное положение вообще отсутствует или определено отдельным договором между обществами, возможно договором о совместной деятельности.

Соответственно должен быть рассмотрен порядок учета и  образования уставного капитала и расчетов с учредителями. Если отношения определяются преобладающим участием основного общества в уставном капитале дочернего, то, в зависимости от организационно-правовой формы, это может быть пакет акций, денежные или имущественные средства, в том числе, возможно, нематериальные активы. Все это требует особенно тщательной проверке расчетов с учредителями.

Если, как уже говорилось отношения “основное- дочернее”  строятся на основе договора (это может  быть договор о совместной деятельности), необходимо проверить этот договор на соответствие законодательству, обратить внимание на условия договора, порядок образования и распределения прибыли и т.д. , что может быть рассмотрено в аудите расчетов по совместной деятельности.

Наконец, необходимо напомнить, что в случае, если основное общество является АО, а оно, как известно подлежит обязательному аудиту, то помимо собственного бухгалтерского отчета, составляется также сводная бухгалтерская отчетность, состоящая из отчетности дочерних и зависимых обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами. (см. ПБУ и отчетности в РФ от 26.12.94 № 170).

Вследствие этого, помимо обязательного аудита для  основного общества, включающего  аудит бухгалтерской отчетности, особое значение приобретает достоверность  бухгалтерской отчетности дочернего общества.

Подробно о необходимости  представления отчетности дочернего  общества в составе бухгалтерской  отчетности основного общества будет  сказано позже.  

2.3 Аудит учредительных  документов

Аудит учредительных  документов заключается в тщательной проверке юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством.

  • Для проверки используются следующие основные документы:
  • Устав экономического субъекта.
  • Учредительный договор.
  • Патент для субъектов малого предпринимательства.
  • Протоколы собраний учредителей.
  • Свидетельство о государственной регистрации.
  • Свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ Для экономических субъектов с участием иностранного капитала.
  • Документы, связанные с приватизацией и акционированием предприятий, находившихся в собственности государства, субъектов Федерации, общественных организаций, колхозов и т.д.
  • Документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий.
  • Свидетельства о регистрации в органах статистики, Государственной налоговой инспекции, Пенсионном фонде, в Фонде занятости, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования, в экологических фондах.
  • Договор на банковское обслуживание.
  • Зарегистрированные изменения к учредительным документам.
  • Проспект эмиссии.
  • Реестр акционеров для акционерных обществ.
  • Выписки из протоколов годового собрания акционеров.
  • Выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей.
  • Выписки решений совета директоров.
  • Приказы и распоряжения исполнительной дирекции.
  • Лицензии и разрешения на определенные виды деятельности.
  • Переписка с учредителями и акционерами.
  • Журналы регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и т.п. действий другим лицам (помимо руководителя) экономического субъекта.
  • Внутренние положения.
  • Документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал в денежной, натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представленного в натуральной форме, в качестве взноса в уставный капитал и ò.ä.).
  • Методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах.
  • Отчетность за начальный период деятельности экономического субъекта после государственной регистрации.
  • Годовая отчетность.
  • Отчетность на дату ликвидации или реорганизации экономического субъекта.
  • При проверке необходимо установить:
  • Структуру управления экономическим субъектом и полномочия руководителей всех уровней при принятии соответствующих управленческих решений.
  • Своевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были).
  • Виды деятельности экономического субъекта.
  • Учредителей экономического субъекта.
  • Следует проверить, нет ли в числе учредителей юридических лиц с неликвидным балансом или объявленных несостоятельными (банкротами).

Для дочерних обществ  это имеет особое значение, поскольку  хотя оно и не отвечает по долгам основного общества, признание несостоятельности  последнего влечет потерю контроля над дочерним.

  • Размер уставного капитала и доли каждого учредителя.
  • Адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах. Необходимо изучить также источники взносов учредителей в уставной капитал, имея в виду, что такими источниками могут быть только собственные средства. Запрещается направлять в уставный капитал бюджетные средства, средства кредитов и займов, а также средства политических и общественных организаций.
  • В случае, если основное общество имеет вклад в у. к. дочернего общества, следует проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставной капитал, а также совместную деятельность, если они имеют место быть.
  • Своевременно ли учредители внесли свои доли в уставный капитал.
  • В каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный капитал.
  • Правильность оформления документов по взносам в уставный капитал.
  • Организационно-правовую форму экономического субъекта (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.).
  • Является ли проверяемый экономический субъект субъектом малого предпринимательства.
  • Предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэкономической деятельности.
  • Счета, которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков.
  • Предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов.
  • Имеет ли право экономический субъект создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.
  • Наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством.
  • Необходимо помнить, что отдельные виды деятельности требуют гос. регистарци или лицензирования. Если на такие виды деятельности у организации нет лицензиии (разрешения), то проведенные операции по указанным видам деятельности считаются незаконными.
  • Порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта по итогам года после уплаты обязательных платежей.
  • Правильность исчисления доходов учредителей и акционеров и удержания налога на доходы.
  • Правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала.
  • Соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 "Расчеты с учредителями" и 85 "Уставный капитал".

Эти данные потребуются  аудитору при проверке других участков и операций бухгалтерского учета  экономического субъекта.  

2.4 Проверка формирования  уставного капитала

Уставный капитал входит в состав собственного капитала экономического субъекта и определяет минимальный размер имущества экономического субъекта, гарантирующего интересы его кредиторов.

Аудитору  необходимо обратить внимание на следующие  моменты:

1.В бухгалтерском  учете отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах экономических субъектов, как совокупность вкладов (долей, паевых взносов учредителей (участников), акций по номинальной стоимости (для акционерных обществ)) в денежной, натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг.

При учреждении акционерного общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Акции могут быть обыкновенными, а также привилегированными. Номинальная  стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала. Все акции общества являются именными.

2.Минимальный уставный  капитал открытого акционерного  общества должен составлять не  менее тысячекратной суммы минимального  размера оплаты труда, установленного  Федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.

3.Уставный капитал  и фактическая, задолженность  учредителей (участников) по вкладам  (взносам) в уставный капитал  учитываются и отражаются в отчетности отдельно.

4.Акции общества  при его учреждении должны  быть полностью оплачены в  течение срока, определенного  уставом общества, при этом не  менее 50% уставного капитала общества  должно быть оплачено к моменту  регистрации общества, а оставшаяся часть — в течение года с момента его регистрации.

5.Дополнительные акции  общества должны быть оплачены  в течение срока, определенного  в соответствии с решением  об их размещении, но не позднее  одного года с момента их  приобретения (размещения).

6.Оплата акций и иных ценных бумаг акционерного общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества или уставом общества, а дополнительных акций и иных ценных бумаг — решением об их размещении.

Информация о работе Аудит в дочерних организациях