Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине. Значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности н

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Объектом исследования выбран магазин розничной торговли ООО «Детский мир».
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
1. изучить управление торгово-технологическим процессом;
2. проанализировать материально-техническую базу предприятия;
3. изучить показатели эффективности работы исследуемого предприятия;
4. изучить конкурентоспособность предприятия;
5. отразить хранение товаров в магазине, изучить цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров;
6. охарактеризовать способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров;
7. охарактеризовать технологию подготовки и выкладки товаров в торговом зале;
8. охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
9. выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
10. описать экстерьер и интерьер магазина;
11. изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Управление торгово-технологическим процессом 5
1.1 Содержание торгово – технологического процесса в магазине, значение 5
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приёмке товаров 8
1.3 Организация приёмки товаров по количеству 10
1.4 Организация приёмки товаров по качеству 12
2. Организационно – экономическая характеристика предприятия ООО «Детский мир» 14
2.1 Организационно – правовая характеристика предприятия ООО «Детский мир» 15
2.2 Экономическая характеристика предприятия ООО «Детский мир»
за последние два года 17
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Детский мир» 25
2.4 Оценка рыночного пространства предприятия ООО «Детский мир» 27
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово – технологического процесса 30
3.1 Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров31
3.2 Способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров 37
3.3 Технология подготовки и выкладка товаров в торговом зале 45
4. Показатели эффективности работы предприятия ООО «Детский мир» 57
4.1 Технологическая планировка помещений предприятия ООО «Детский мир» 58
4.2 Требования и принципы торгово – технологического процесса, схемы торгово – технологического процесса в магазине «Детский мир» 60
4.3 Экстерьер и интерьер магазина 66
4.4 Оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия ООО «Детский мир» 70
Выводы и предложения 74
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Курсовая торгово-технологический процесс.doc

— 405.00 Кб (Скачать)

      Оказание покупателям дополнительных услуг.

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание им различных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность. В то же время торгово-технологический процесс может протекать с различной динамичностью и интенсивностью (в течение дня изменяется интенсивность покупательских и товарных потоков, расчетных и других операций).

Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания покупателей.

1.      Управление товарными запасами.

В магазине созданы условия бесперебойной продажи товаров при минимальных объемах товарных запасов и предотвращения товарных потерь в процессе хранения. Товары в магазин закупаются небольшими партиями, по мере спроса у покупателей, сразу же реализовываются и не хранятся в магазине. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные интервалы времени.

В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.

2.      Управление ассортиментом товаров.

В магазине строго следят за ассортиментным перечнем товаров. Постоянно и своевременно  пополняют ассортимент товаров, вносят изменения в ассортимент. Часто пополняют ассортимент новинками товаров. Ежедневно изучают покупательский спрос (проводят опросы, анкетирование) и, опираясь на него, составляют ассортиментный перечень товаров.  Так же для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы: разработку технологических карт размещения ассортимента товаров в торговом за­ле; определение соответствия фактического ассортимента това­ров установленному обязательному ассортиментному перечню и выявление причин отклонений; разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров.

3.      Управление товарными потоками.

Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работни­ков магазина и сократить затраты времени на пополнение то­варных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:

      достижение максимальной прямо точности внутри магазинного перемещения товаров;

      обеспечение минимального объема грузооборота;

      недопущение пересечения товарных и покупательских пото­ков;

      применение средств механизации на основе пакетирования грузов и широкое использование тары-оборудования.

Управление товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков.

4.Управление покупательскими потоками.

Оно равномерное распределение покупателей в торговом зале. Создаются условия, для того чтобы покупатели свободно перемещались по торговому залу, помогли свободно выбрать понравившийся товар и рассчитаться за него. Во многом это зависит от расположения отделов, от скорости обслуживания покупателей и от создания комфортных условий для покупателей.

Управление потоками покупателей предполагает анализ и интенсивности по часам и дням работы магазина.

Предусматривает расстановку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерного распределения покупательских потоков и т. д. В регулировании потоков покупателей существенную роль играют расчетные узлы, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивает­ся рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т. д.

5.Управление процессом обслуживания покупателей.

Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Систематически изучается мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения. Если проанализировать жалобную книгу магазина «Детский мир» то можно твердо сказать что в магазине высокая культура обслуживания покупателей.


4. Показатели эффективности работы предприятия ООО «Детский мир»

 

 

Ассортиментным профилем магазина является непродовольственная и сопутствующая продукция отечественных и иностранных производителей.. Форма продажи товаров - розничная реализация методом индивидуального обслуживания покупателей (через прилавок обслуживания).

Розничную торговую сеть делят на виды по двум основным признакам: по степени стационарности и по товарно-ассортиментному профилю.

По степени стационарности магазин ООО «Детский мир» является встроено - пристроенным.

Магазин ООО «Детский мир» по площади относится к «Торговому дому». Общая площадь магазина является 2378,4 кв.м., а общая площадь торгового зала- 1710 кв.м. Также можно рассмотреть площадь каждой секции торгового предприятия: площадь игрушек=245 кв.м.; канцтоваров=88кв.м.; обувь на первом этаже = 147кв.м., а на втором- 214 кв.м.; одежда для девочек- 126, а для мальчиков- 98 кв.м.; трикотаж = 157, а площадь цокольного этажа = 218 кв.м.; площадь меховой игрушки = 205кв.м. Исходя из всех данных можно определить общую площадь всех секций торгового предприятия = 2378,4, а торгового зала – 1710кв.м.

Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием. При решении вопросов технического оснащения магазинов особое внимание должно быть уделено выбору типов и моделей торгового оборудования и определению его оптимального набора.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах: соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина; оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров;

 

4.1 Технологическая планировка помещений предприятия ООО «Детский мир»

Любого руководителя торгового предприятия интересует вопрос о том, как сделать магазин эффективно работающим, т.е. приносящим максимальную прибыль. В рекомендациях специалистов по этому поводу обычно говорится о реконструкции и обновлении торгового зала, переводе магазина из одного формата в другой, автоматизации торговли и т.д. Всё это верно, но лишь отчасти.

Одной из важных составляющих концепции магазина является технологическая планировка, т.е. совокупность всех помещений торгового предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции магазина, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей.

Эффективность вовсе не предполагает, чтобы каждый метр торговых или вспомогательных помещений магазина был занят оборудованием или товаром. Рациональное использование площадей торгового предприятия означает то, что каждый квадратный метр помещения учитывается в операционном процессе и выполняет в нём строго определённую функцию. Задача заключается в том, чтобы заставить работать каждый метр площади с наибольшей отдачей.

Технологическая планировка любого помещения должна учитывать следующие требования:

      торговые залы и вспомогательные помещения должны быть изолированы друг от друга и иметь оптимальное соотношение

      помещения для хранения и подготовки товара к продаже должны быть технологически связаны с торговым залом и обеспечивать кратчайший путь доставки товара к зонам выкладки;

      зоны приёма товара должны размещаться вблизи помещений для их хранения;

      кладовые и камеры для хранения товаров не должны быть проходными. Они должны иметь достаточное количество стеллажей и приспособлений для наиболее рационального и удобного размещения товаров и их беспрепятственного вывоза к месту предпродажной подготовки или в торговый зал

      планировка помещений магазина должна обеспечивать минимизацию времени, оптимизацию осуществления, удобство для пользователей и персонала всех торгово-технологических операций;

      планировка должна создавать покупателям возможность беспрепятственного выбора товара в минимально короткий срок. Свободный доступ к товару повышает оборот на 30-70%, а плохой обзор, отсутствие доступа, задержка с исполнением просьбы "показать товар ближе" может снизить оборот вдвое.

      планировка должна обеспечивать максимальную обозримость ассортимента товаров, их потребительских свойств, задействование для этого всех имеющихся средств (освещения, специальных методов продажи и др.). Особенно актуально выделение специальных зон и оборудования для презентации новинок (на Западе новинки ассортимента приносят максимум прибыли. Они должны обращать внимание покупателей на новый товар, помогать продавать дорогие и элитные вещи.

      планировка магазина должна обеспечить лёгкость и простоту совершения покупок, свободу передвижения по торговому залу, рациональное размещение товаров, а также стимулировать совершение импульсивных покупок.

Технологическое проектирование должно предусматривать такие элементы планировки и оформления торгового зала и витрин, которые привлекали бы внимание покупателей, способствовали бы их благоприятному настроению и помогали сделать покупку. Большую роль в этом играет планировка торгового зала.

Торговый зал - основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина, поэтому всегда актуальным является вопрос о том, какова должна быть его площадь. Специалисты знают, что это очень важный вопрос, потому что в общей теории магазиностроения отношение торговой площади к общей определяет коэффициент эффективности (Кэ) использования общей площади магазина: Кэ=Sт:Sо.

Где Кэ – коэффициент экспозиционной площади,

Sт – Площадь торгового зала;

Sо – площадь ,занятая под оборудование.

Чем выше полученное значение, тем эффективнее используется площадь магазина.

 

4.2 Требования и принципы торгово – технологического процесса, схемы торгово – технологического процесса в магазине «Детский мир»

 

 

Завоз товаров осуществляется в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем.

Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые и неторговые.

К торговым помещениям магазина относятся:

1) торговый зал;

2) места для продажи;

К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:

1) помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

2) помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования;

3) административно-бытовые помещения;

4) технологические помещения;

5) коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.

Технологическая планировка магазина - это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

Требования, предъявляемые к планировке магазина:

1) торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;

2) кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;

3) приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;

4) помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал; 5) планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине. Значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности н