Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине. Значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности н

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Объектом исследования выбран магазин розничной торговли ООО «Детский мир».
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
1. изучить управление торгово-технологическим процессом;
2. проанализировать материально-техническую базу предприятия;
3. изучить показатели эффективности работы исследуемого предприятия;
4. изучить конкурентоспособность предприятия;
5. отразить хранение товаров в магазине, изучить цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров;
6. охарактеризовать способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров;
7. охарактеризовать технологию подготовки и выкладки товаров в торговом зале;
8. охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
9. выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
10. описать экстерьер и интерьер магазина;
11. изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Управление торгово-технологическим процессом 5
1.1 Содержание торгово – технологического процесса в магазине, значение 5
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приёмке товаров 8
1.3 Организация приёмки товаров по количеству 10
1.4 Организация приёмки товаров по качеству 12
2. Организационно – экономическая характеристика предприятия ООО «Детский мир» 14
2.1 Организационно – правовая характеристика предприятия ООО «Детский мир» 15
2.2 Экономическая характеристика предприятия ООО «Детский мир»
за последние два года 17
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Детский мир» 25
2.4 Оценка рыночного пространства предприятия ООО «Детский мир» 27
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово – технологического процесса 30
3.1 Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров31
3.2 Способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров 37
3.3 Технология подготовки и выкладка товаров в торговом зале 45
4. Показатели эффективности работы предприятия ООО «Детский мир» 57
4.1 Технологическая планировка помещений предприятия ООО «Детский мир» 58
4.2 Требования и принципы торгово – технологического процесса, схемы торгово – технологического процесса в магазине «Детский мир» 60
4.3 Экстерьер и интерьер магазина 66
4.4 Оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия ООО «Детский мир» 70
Выводы и предложения 74
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Курсовая торгово-технологический процесс.doc

— 405.00 Кб (Скачать)

 

 

3.3 Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале

 

 

На уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина в значительной степени влияет размещение товаров в торговом зале. Схема технологической планировки магазина во многом зависит также от размещения и методов продажи товаров, в свою очередь определенные правила  в размещении торгово-технологического оборудования оказывают влияние на расположение товаров в магазине.

Размещение товарных групп для каждого типа магазина в зависимости от ассортимента реализуемых им товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы учитывается еще при составлении технологической планировки этого магазина. При этом учитывают конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей и др.

Под выкладкой товаров понимается процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании. В торговом зале магазина самообслуживания товары выкладывают на стационарном оборудовании, в проволочных корзинах, в таре-оборудовании.

При продаже товаров через прилавок обслуживания покупателю предлагаются только образцы товаров, находящиеся за прилавком, и поэтому для покупателя не имеет значения, как расположены товарные запасы, из которых продавец отпускает выбранный им товар. С внедрением самообслуживания место размещения товаров в торговом зале и площадь, отводимая для их выкладки, приобретают самостоятельное значение оказывают прямое влияние на объем реализации.

Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. При этом следует различать понятия размещения и выкладки товаров.

Под размещением ассортимента понимают распределение его на площади торгового зала в соответствии с планом помещения и имеющейся площадью для выкладки товаров.

Предварительно определяются места размещения каждой товарной группы в торговом зале, площадь, необходимая для их выкладки. Размер площади, выделяемой для выкладки определенной группы товара, должен соответствовать их удельному весу в товарообороте магазина, удовлетворять требованиям эффективного использования площади выкладки и емкости торгового оборудования, а также предоставлять покупателям максимум удобств при отборке товаров.

При самообслуживании всю необходимую информацию о товаре покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь с выложенным товаром, поэтому особенно важное значение приобретает обозреваемость всех находящихся в зале товаров. При размещении товаров руководствуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства.

Размещая товары, в торговом зале, и закрепляя за ними постоянные зоны, стремятся подбирать отдельные товары и группы товаров по принципу комплексного потребления, взаимозаменяемости или по назначению это дает возможность покупателям совершать комплексную покупку, сокращает время их пребывания в магазине.

При размещении товаров в торговом зале необходимо максимально использовать под выкладку товаров каждый квадратный метр торгового зала, облегчить доступ покупателей ко всем товарам, обеспечить быстрое их ориентирование в многообразии ассортимента, а также хороший обзор торгового зала работниками магазина с тем, чтобы оперативно следить за своевременным пополнением товаров.

При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитываются следующие требования:

-зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине, должна непосредственно примыкать к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров

-для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где нет основных покупательских потоков

-крупногабаритные и тяжелые товары располагают в зоне около узла расчета или близко к выходу из торгового зала

-товары, требующие частого пополнения, располагают ближе к кладовым помещениям

-выложенные товары должны обеспечивать свободный проход покупателей и доступ к ним.

Товары дорогостоящие и в мелкой упаковке располагают вблизи кабины контролера-кассира в передвижных тележках или контейнерах. Родственные, взаимозаменяемые или сопутствующие товары располагают рядом с основными.

В торговом зале магазина следует размещать максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования. Замечено, что лучше реализуются товары в магазинах, имеющих насыщенную выкладку, поэтому продавцы должны своевременно пополнять товарные запасы.

При этом каждый товар получает свое определенное место. При выкладки товаров учитывается степень его спроса, цвет, упаковка и размеры. При размещении товаров важную роль играют приемы выкладки. Товары выкладывают рядами, штабелями, стопками, навалом, некоторые подвешивают.

Существует два основных способа выкладки товаров: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный способ выкладки товаров предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот способ обеспечивает хороший показ товаров и свободный отбор товаров покупателями, однако применение его требует большой площади, поэтому он используется только в крупных магазинах. При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну- две полки. Этот способ чаще всего используется при выкладке крупногабаритных товаров, а также мелких в кассетах.

На практике чаще всего используется комбинированный способ размещения товаров, который сочетает в себе элементы горизонтальной и вертикальной выкладки.

Выкладка товаров бывает товарная и декоративная. Товарную выкладку применяют в магазинах самообслуживания для одновременного показа и отпуска товаров. Декоративная выкладка товаров, например, в виде фигурных штабелей, пирамид позволяет привлечь к ним внимание покупателей. Ее чаще всего применяют для оформления витрин, где продажа товаров производится через прилавок обслуживания.

Очень важно техническое оснащение магазина, правильно подобранный набор мебели позволяет рационально организовать торгово-технологический процесс, оптимально использовать торговые площади, повысить культуру обслуживания покупателей, способствовать повышению производительности труда работников магазина, улучшить архитектурно-художественное оформление интерьера торгового зала магазина.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале влияет на уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина. Товары, имеющие одинаковое значение располагаются в одном месте для того, что было удобнее сориентироваться покупателю и продавцу. Новые товары выкладываются на видных местах, а товары, обладающие, низким спросом выкладываются с товарами, имеющими повышенный спрос. Размещение товарных групп для каждого типа магазина в зависимости от ассортимента реализуемых им товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы учитывается еще при составлении технологической плани­ровки этого магазина. При этом учитывают конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, ко­лонн и т. д.

Под размещение ассортимента понимают распределение его на площади торгового зала в соответствии планом помещения. В магазине «Детский мир» при размещение товара учитывается направление движения покупательского потока и товарное соседство. Пополнение товарами производиться в течение рабочего дня или перед открытием магазина. Продукция в магазине размещается на пристенных горках, витринах, прилавках.

На оборудование товар размещают с применением горизонтальной и комбинированной выкладке.

Горизонтальная - однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования.

Комбинированная -  и по горизонтали и по вертикали.

Товар должен быть выложен ярлыками, наименованием, этикетками в сторону, обращенную к покупателям. При выкладке товара учитывают цвет, объем, упаковка товаров. Ценники должны быть четко оформлены, крупно и разборчиво написана цена и наименование товаров.  Они должны читаться издалека и должны быть расположены так, чтобы не загораживать товар и в тоже время ровно обращенные к покупателю. Так же в исследуемом магазине применяется декоративная выкладка. Ее применяют для оформления витрин или для показа новинок, что бы покупатель обращал внимание и заинтересовывался.

При размещении товарных групп в торговом зале магазина ООО «Детский мир» учитывают ряд факторов:

1) частоту приобретения отдельных видов товаров и частоту пополнения товарных запасов на торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения отдельных товарных групп);

2) комплексность покупок или количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно;

3) размер грузооборота по товарным зонам;

4) напряженность покупательского потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и количества покупателей, одновременно отбирающих товары;

5) форму и планировку торгового зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчетных узлов;

6) товарные особенности отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства, требования гигиены;

7) степень готовности товаров к продаже.

Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.

При выкладке товаров обеспечивают максимальное использование площади и объема, полную загруженность оборудования, с тем, чтобы товары занимали все пространство между полками. Чем мельче товар, тем меньше должно быть расстояние между полками. В течение рабочего дня рабочие запасы систематически пополняют.

Все образцы товаров в торговом зале снабжают ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники снабжают фирменными знаками.

Услуга розничной торговли - это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

Магазин «Детский мир» представляет для покупателей следующий перечень услуг:

      реализацию товаров;

      оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;

      информационно-консультационные услуги;

      создание удобств покупателям.

Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:

      формирование ассортимента;

      приемка товаров;

      обеспечение хранения;

      предпродажная подготовка;

      выкладка товаров;

      предложение товаров покупателю;

      расчет с покупателем;

      отпуск товара.

Магазин «Детский мир» не имеет достаточной складской площади, необходимой для хранения товаров, но это играет в пользу качества товаров. Продукция периодически завозится мелкими партиями и тут же выставляется на стеллажи и витрины. Обязательным условием является наличие тары или упаковки. Перед тем как передать товары в торговый зал производится их подготовка, которая заключается в осмотре товара, освобождения его от упаковки.

Завершающей стадией торгово-технологического процесса являются операции, связанные с обслуживанием покупателей. Они являются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя:

      Встречу покупателя;

Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания по­купателей. Правильная организация показа товаров возможна только на ос­нове хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий. Предлагает и показывает различные товары. Дает консультации по товарам, предлагает новинки.

      Предложение товаров и показ товара;

В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при по­казе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использова­ния, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна огра­ничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о това­рах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетичес­ких вкусов покупателей. Продавец выявляет у покупателя намерения в отношении покупки какого-либо товара.

      Расчет за отобранные товары;

Покупатель отбирает товары, затем расчет с покупателями происходит через прилавок продавцом-кассиром. Расчет производится в следующем порядке:

1.      Пробить на ККМ суммы, причитающиеся с покупателей и определить общую стоимость покупки.

2.      Четко назвать сумму покупки.

3.      Деньги, полученные от покупателя положить на виду у покупателя.

4.      Определить сумму сдачи.

5.      Четко назвать ее покупателю и сдавать сдачу с крупных купюр, четко пересчитывая её.

6.      Сверху положить погашенный чек.

К работе с кассовыми машинами допускаются лица, ознакомленные и проинструктированные с правилами техники безопасности по работе на ККМ. Если товар оказался не качественным и покупатель принес его обратно, на кассе пробивается возврат покупки. Если покупатель совершает покупку, а потом решает отказаться от нее по каким- либо причинам, тогда на кассе можно аннулировать последний чек. На ККМ можно ввести наличные,  и высветится сдача. Что облегчает работу продавцам-кассирам.  

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине. Значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности н