Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 07:58, курсовая работа
Объект исследования: саморегулирование аудиторской деятельности
Цель работы – изучить основные положения Закона №307-ФЗ, провести анализ экономической эффективности, обобщить существующие противоречия нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности.
Каждой из саморегулируемых организаций аудиторов на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса этики аудиторов России разработаны стандарты и Кодексы этики саморегулируемых организаций.
Так, в НП «АПР» разработаны и утверждены 38 стандартов в развитие федеральных правил стандартов, а также разработаны и утверждены 10 методических рекомендаций по их практическому применению.
НП «ААС» также уделяет большое внимание стандартизации своей деятельности. Указанной саморегулируемой организации аудиторов утверждены 34 стандарта аудиторской деятельности, разработанных в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Подход остальных саморегулируемых организаций аудиторов к вопросу разработки стандартов можно назвать формальным, т.е., стандарты аудиторской деятельности разработаны и утверждены, но, по сути, они во многом дублируют (иногда, почти в полном объеме) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
В связи с изложенным, а также в целях стимулирования саморегулируемых организаций аудиторов к разработке стандартов аудиторской деятельности, представляется целесообразным при рассмотрении вопроса о создании национального объединения в аудиторской деятельности и наделении его полномочиями по выдаче предписаний саморегулируемой организации аудиторов по совершенствованию стандартов аудиторской деятельности, разработанной соответствующей саморегулируемой организации аудиторов. При этом представляется необходимым детально проработать вопрос о предотвращении «навязывания» отдельных положений стандартов аудиторской деятельности, разработанных доминирующими саморегулируемыми организаций аудиторов, другим саморегулируемым организаций аудиторов.
Законом о саморегулируемых организациях предусмотрено право саморегулируемой организации применять один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
создание системы личного и (или) коллективного страхования;
формирование компенсационного фонда.
В свою очередь, Законом об аудиторской деятельности в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов предусмотрено только формирование компенсационного фонда. При этом формирование компенсационного фонда саморегулируемых организаций аудиторов и размещение средств такого фонда осуществляются в порядке, установленном Законом о саморегулируемых организациях.
Следует отметить, что с учетом размеров взносов физических и юридических лиц в компенсационный фонд саморегулируемых организаций аудиторов, составляющих 3 и 5 тыс. рублей соответственно, незначительный общий объем указанного фонда не может в полной мере обеспечить все возможные риски, возникающие при проведении аудита.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности для целей обеспечения имущественной ответственности саморегулируемых организаций применяется механизм солидарной ответственности, что в условиях незначительных объемов компенсационных фондов существенно осложняет вопрос управления компенсационным фондом и возмещения ущерба, поскольку заявитель может напрямую и нелимитировано претендовать на средства компенсационного фонда, что, во-первых, может вести к регулярному истощению компенсационных фондов и необходимости их пополнения, в первую очередь, за счет средств добросовестных участников рынка, а, во-вторых, так до конца и не решает вопрос достаточного покрытия возникающих в связи с осуществлением аудиторской деятельности рисков.
В связи с изложенным, представляется целесообразным наряду с обязательным требованием о создании компенсационного фонда, рассмотреть возможность введения механизма страхования профессиональной ответственности с целью обеспечения индивидуальной и коллегиальной ответственности в сфере аудиторской деятельности, например, по аналогии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
Кроме того, представляется целесообразным определить в Законе об аудиторской деятельности порядок формирования и размещения средств компенсационного фонда, его минимальный размер, размер взносов членов саморегулируемых организаций аудиторов в компенсационный фонд.
По состоянию на сентябрь 2010 г. величина компенсационного фонда по саморегулируемым организациям аудиторам составляла:
НП АПР - 25 642 000 рублей;
НП ИПАР - 8 655 000 рублей;
НП МоАП - 20 490 000 рублей;
НП «Гильдия аудиторов ИПБР» - 16 018 000 рублей;
НП «РКА» - 16 018 000 рублей;
НП ААС - 10 098 862 рублей.
Таким образом, средняя величина компенсационного фонда саморегулируемых организаций аудиторов равна 13 483 977 руб., что, очевидно, является недостаточной для целей применения в сфере аудиторской деятельности механизмов солидарной ответственности суммой. При этом суммы указанного объема представляют незначительный интерес для управляющих компаний, в связи с чем на сегодняшний день компенсационные фонды саморегулируемых организаций аудиторов являют собой фактически «мертвую» денежную массу.
НП «АПР», помимо формирования компенсационного фонда, предъявляет к своим членам требование об обязательном страховании профессиональной ответственности. У остальных организаций в качестве механизма обеспечения ответственности предусмотрено только формирование компенсационного фонда. Выплаты из компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов до настоящего времени не производились.
В рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в 2009г. проведено 611 проверок. По экспертным оценкам, проверками были охвачены порядка 13% всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций, приведено в следующей таблице:
Таблица № 1. Число внешних проверок качества работы аудиторских организаций.
Профессиональное объединение аудиторов и аудиторских организаций | Количество проведенных проверок | Доля ауд. орг. - членов профессиональных объединений, в которых проведены проверки, % | ||
2008г. | 2009г. | 2008г. | 2009г. | |
АПР | 224 | 234 | 16 | 17 |
ИПАР | 42 | 34 | 29 | 24 |
МоАП | 141 | 136 | 21 | 21 |
ИПБР | 141 | 123 | 16 | 14 |
РКА | 113 | 84 | 37 | 28 |
По сравнению с 2008г. количество проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы аудиторских организаций сократилось на 8%. Уменьшение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением АПР.
Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2009 г. проведено в малых аудиторских организациях. Лишь 9% проверенных аудиторских организаций проводили аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками были охвачены аудиторские организации, осуществляющие деятельность во всех федеральных округах.
Из общего количества внешних проверок качества работы 99% являлись плановыми, 1% - проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций жалоб.
В 2009г. профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций (за исключением ИПБР) проведены 399 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти проверки проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
В 2009г. профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций проведено 1395 проверок качества работы аудиторов. Количество внешних проверок качества работы аудиторов по профессиональным объединениям аудиторов и аудиторских организаций приведено в следующей таблице:
Таблица № 2. Число проверок качества работы аудиторов.
Профессиональное объединение аудиторов и аудиторских организаций | Количество проведенных проверок | Доля аудиторов - членов профессиональных объединений, в которых проведены проверки, % |
АПР | 592 | 60 |
ИПАР | 294 | 34 |
МоАП | 270 | 26 |
ИПБР | 0 | 0 |
РКА | 239 | 13 |
По сравнению с 2008г. количество проведенных в 2009г. внешних проверок качества работы аудиторов увеличилось в 2,5 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением РКА.
Расходы профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций на осуществление внешнего контроля качества за 2009г. составили 8,2 млн. руб. или 10,7% общих расходов этих организаций. По сравнению с 2008г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 83%, а их доля в общих расходах профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций - на 8,4 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, которые осуществляли такой контроль, за исключением ИПБР.
В проведении внешних проверок качества работы участвовали 662 контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 10 штатных контролеров. В 2009 г. штатные контролеры качества имелись в АПР и МоАП. В 2009г. 604 аудитора прошли обучение по программе повышения квалификации «Обучение контролеров качества аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений».
Основные параметры деятельности контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций характеризуется следующими данными:
Таблица № 3. Ключевые характеристики контрольной деятельности в сфере аудиторской деятельности
Профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций | Количество штатных и внештатных контролеров качества | Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества | Количество ауд.орг. и инд.ауд., приходящихся на одного контролера качества |
АПР | 397 | 2,1 | 3,6 |
ИПАР | 21 | 15,6 | 7,1 |
МоАП | 108 | 3,8 | 6,3 |
ИПБР | 66 | 1,9 | 13,7 |
РКА | 70 | 4,6 | 4,3 |