Анализ экономической эффективности саморегулируемых организаций в аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: саморегулирование аудиторской деятельности
Цель работы – изучить основные положения Закона №307-ФЗ, провести анализ экономической эффективности, обобщить существующие противоречия нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая 3.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

              Закон об аудиторской деятельности направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного  расширения полномочий  саморегулируемых организаций аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионально аудиторского сообщества в России.

              С ведением механизма саморегулирования в аудиторской деятельности предусматривается передача саморегулируемой организации аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.

              Переходный период от лицензирования к саморегулированию  закончился с 01 января 2010г., лицензии на осуществление аудиторской  деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемой организации аудиторов[8].

              Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими  вопросы саморегулирования в аудиторской деятельности, являются:

              - Федеральный закон  от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

              - Федеральный закон от 01 декабря 2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

              Иными значимыми актами, регулирующими отдельные вопросы осуществления аудиторской деятельности, являются стандарты аудиторской деятельности, стандарты  аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а так же кодек профессиональной этики аудиторов.

              Согласно закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация , созданная на условиях членства  в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

              Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов  при условии соответствия  ее следующим требованиям[9]:

              1.Объединения  в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих требованиям к членству такой организации;

              2. Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принято  кодекса профессиональной этике аудиторов;

              3. Обеспечение саморегулируемой организации аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.

              Следует отметить, что Законом об аудиторской деятельностью предусмотрено принятие каждой из саморегулируемой организации аудиторов одобренного Советом по аудиторской деятельности Кодекса профессиональной этики аудиторов с возможностью включения  в принимаемый на уровне  саморегулируемых организаций кодекса дополнительных требований.

              Кроме того, законом об аудиторской деятельности определен новый порядок получения квалификационного аттестата[10] аудитора, устанавливаются правила проведения квалификационного экзамена. Указанный порядок окончательно вступит в силу с 01 января 2013г. до указанного срока Законом об аудиторской деятельности предусмотрена возможность сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке.

              Для проведения квалификационного экзамена всеми саморегулируемыми организациями аудиторов  создается единая аттестационная комиссия, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации). Деятельность единой аттестационной комиссия основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

              Государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности – Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 №185) путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Согласно Закону об аудиторской деятельности плановые проверки саморегулируемых организаций оценщиков проводятся не чаще одного раза в два года. Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемых организаций аудиторов, программа проверки, план проверок, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Минфином России. Следует отметить, что до настоящего момента указанные документы не утверждены.

Закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ предусматривает право руководителя проверяемой саморегулируемой организации аудиторов обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю Минфина России.

Основанием для осуществления внеплановой проверки саморегулируемых организаций аудиторов может являться поданная в Минфин России жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в Минфин России аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими саморегулируемыми организаций аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки Минфином России саморегулируемых организаций аудиторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день, по информации Минфина России, внеплановые проверки саморегулируемых организаций аудиторов не проводились.

В свою очередь, следует отметить, что сосредоточение у одного федерального органа исполнительной власти функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности и функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов противоречит основным принципам введения института саморегулирования.

В связи с чем, а также учитывая, что функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Росфиннадзор), представляется необходимым рассмотреть вопрос о передаче функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов Росфиннадзору.

Согласно статье 10 Закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Кроме того, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций осуществляют как саморегулируемые организации аудиторов, так и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278, является Росфиннадзор.

В соответствии со статьей 20 Закона «Об аудиторской деятельности» в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований Закона «об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, СРО аудиторов может применить меры дисциплинарного воздействия: предписание об устранении нарушений, предупреждение, наложение штрафа, решение о приостановлении членства в СРО или исключении.

              До принятия Закона № 307-ФЗ, предусматривающего переход рынка аудиторских услуг от лицензирования к механизмам саморегулирования, аудиторская деятельность регламентировалась Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 119-ФЗ), которым предусматривалось осуществление контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Так, ранее на аудиторские организации и индивидуальных предпринимателей возлагалась обязанность по установлению и соблюдению правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к таким правилам, регламентировались федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливалась Минфином России, который мог проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации могло послужить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуальным аудитором.

 

 

 

 

 

2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

2.1. Анализ состояния ранка аудиторских услуг в Российской Федерации

 

              По состоянию на декабрь 2009г. было выдано 7,5 тыс. лицензий из них 6,7 тыс.- аудиторским организациям, 0,8- индивидуальным аудиторам[11].

              Следует отметить , что на протяжении последних лет фактически аудиторскую деятельность осуществляло около 4,5 тыс. субъектов рынка. Указанная оценка подтверждается, в том числе численностью аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых аудиторов в 2010г. ( численность приведена по состоянию на сентябрь 2010)[12].

1. Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Аудиторская Палата России» (НП АПР) - численность НП АПР составляет 7 805 членов, в том числе 1 163 аудиторских организации (23,1% от общего числа организаций) и 6 642 аудитора (27,1% от общего числа аудиторов).

2.Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (НП ИПАР) - численность НП ИПАР составляет 2 691 член, в том числе 291 аудиторская организация (5,8% от общего числа организаций) и 2400 аудиторов (9,8% от общего числа аудиторов).

3.Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (МоАП) -численность МоАП составляет 6 114 членов, в том числе 1 074 аудиторских организации и (21,3% от общего числа организаций) 5 040 аудиторов (20,6% от общего числа аудиторов).

4.Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (НП «Гильдия аудиторов ИПБР») - численность НП «Гильдия аудиторов ИПБР» составляет 5 932 члена, в том числе 1 091 аудиторская организация (21,6% от общего числа организаций) и 4 841 аудитор (19,8% от общего числа аудиторов).

5.Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (НП «РКА») -численность НП «РКА» составляет 3 781 члена, в том числе 741 аудиторская организация (14,7% от общего числа организаций) и 3 041 аудитор (12,4% от общего числа аудиторов).

6.Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» (НП ААС) - члены «ААС» представлены следующим составом: аудиторы - физические лица: 2 381 (10,2% от общего числа аудиторов[13] ); аудиторы - индивидуальные предприниматели: 125; аудиторские организации: 684 (13,6% от общего числа организаций).

По состоянию на 31 декабря 2009 г. членами указанных СРО аудиторов являлись 3 648 аудиторских организаций и 18 257 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов). По информации Минфина России, на конец 2009 г. СРО аудиторов объединяли приблизительно 70 процентов аудиторов и аудиторских организаций, фактически осуществляющих аудиторскую деятельность в 2009 г. К середине 2010 г. указанный показатель составил порядка 95 процентов - членами указанных СРО аудиторов стали 5 044 аудиторских организаций и 24 470 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов).

В соответствии с Законом №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекс профессиональной этики аудиторов.

Информация о работе Анализ экономической эффективности саморегулируемых организаций в аудиторской деятельности