Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель данной работы – проведение анализа финансирования и планирования учреждений здравоохранения. Исходя из данной целевой установки в работе основное внимание уделено постановке и решению следующих взаимосвязанных задач:
1. Изложение общих теоретических подходов к вопросу социально – экономического значения расходов на учреждения здравоохранения в условиях рыночной экономики.
2. Анализ системы планирования и финансирования учреждений здравоохранения (на примере Клинической больницы №1 Государственного учреждения «Южный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации»).
3. Разработка основных направлений совершенствования планирования и финансирования учреждений здравоохранения.
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Планирование деятельности учреждений здравоохранения
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
2.3.3 Платные медицинские услуги
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3.1.Характеристика учреждения
3.2 Порядок составления сметы доходов и расходов
3.3 Анализ расходов на текущее содержание и источников их
финансирования
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
При
наличии достаточных финансовых
возможностей в Территориальных
фондах обязательного медицинского
страхования субъектов
При
планировании деятельности учреждений
здравоохранения на микроуровне используются
следующие формулы, отраженные в таблице
2.2
Таблица 2.2 - Формулы, используемые для планирования деятельности учреждений здравоохранения
Наименование показателя | Формула | Составляющие | |
Среднегодовое количество коек | Кcр = К н + (К к – К н ) n/12, | Где Кср –
среднегодовое количество коек;
Кн - количество коек на начало года; Кк -количество коек на конец года; n - число месяцев функционирования вновь развернутых коек. | |
Количество койко-дней | Ккд = Чк * Кср, | Где Ккд -количество
койко-дней;
Чк – число дней функционирования койки в год; Кср – среднегодовое количество коек. | |
Годовой фонд заработной платы | ФЗПг = Кср * ЗПк, | Где ФЗПг – годовой
фонд заработной платы,
ЗП - средняя заработная плата на одну койку в год. | |
Расходы на медикаменты | Рм = Nр * Ккд, | Где Рм – расходы
на медикаменты в стационарах;
Nр – норма расходов на медикаменты; Ккд – количество койко-дней. |
|
Расходы на канцелярские и хозяйственных нужды | Ск = Nр * Кср, | Где Ск – сумма
канцелярских и хозяйственных расходов,
Nр – норма расходов на одну койку в год. Кср – среднегодовое количество коек. | |
Расходы на мягкий инвентарь | Рми = Рднк + Рдк, | Где Рми - расходы
на мягкий инвентарь;
Рднк - расходы на дооборудование новых коек; Рдк -расходы на оборудование прежних коек. | |
Расчет прироста коек | Пк = Кк – Кн, | Где Пк – прирост коек за год; | |
Кк – количество
коек на конец года;
Кн – количество коек на начало года. |
|||
Расходы на дооборудование новых коек | Рднк = Пк * Nднк, | Где Рднк – расходы
на дооборудование новых коек,
Nднк – норма расходов на дооборудование одной койки. |
Далее
определяется свод всех расходов:
Ср
= ФЗП + Нфзп + Срм + Срк + Срп +Сми, (2.3)
Где Ср – общая сумма расходов,
ФЗП – фонд заработной платы и административно – управленческого персонала;
Нфзп – начисления на фонд заработной платы;
Срм – общая сумма расходов на медикаменты;
Срх – сумма хозяйственных и канцелярских расходов;
Срп – сумма расходов на питание;
Сми – сумма расходов на мягкий инвентарь.
Итог сметы – свод затрат по всем статьям расходов.
При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один – три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонение по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением./6/. Исходя из вышеизложенного отметим следующее:
- нормативная база, используемая для планирования деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях, унаследована от командно-административной системы управления здравоохранением;
- старые стоимостные нормативы не пересматривались много лет и механически корректируются с помощью индексов – дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом;
- потребности в финансировании, рассчитанные вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативной базы, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются Министерству здравоохранения Российской Федерации и корректируются им в сторону уменьшения; Сметное планирование воспроизводит затратный тип хозяйствования и не создает у учреждения стимулов к более рациональному использованию ресурсов.
2.2 Финансирование учреждений
2.2.2 Бюджетное финансирование
Самой
большой проблемой
К источникам финансирования относятся:
1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;
2. Средства обязательного медицинского страхования (далее ОМС);
3. Средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС);
4. Средства предприятий;
5. Средства населения за оказанные медицинские услуги;
6. Благотворительная помощь
Источники финансирования учреждений здравоохранения представлены на рисунке 1.2
Рисунок
1. 2 - Источники финансирования учреждений
здравоохранения
Все источники финансовых средств разделяются и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.
Правительство
Российской Федерации, субъекты Федерации,
местная администрация
Модель
финансовых потоков в здравоохранении
можно представить в
Рисунок
2.2 - Модель финансовых потоков учреждения
здравоохранения
Бюджетное финансирование в здравоохранении представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской деятельности, осуществляется государством или иным собственником учреждения здравоохранения на основании сметы расходов /13/.
Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру в 2006 –2008 годах представлена в таблице 1.2 и на рисунке 2.3/14,15,16/.
Для
расчетов, приведенных в таблице,
использовались показатели валового внутреннего
продукта (далее ВВП), который в
2006 году составил 9040,8 млрд рублей, в 2007
году – 10950,0 млрд рублей, а в 2008 году составляет
13050, 0 млрд рублей.
Таблица 1.2 – Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы
Раздел федерального бюджета |
2006 год | 2007 год | 2008 год | ||||||
млн рублей | В процентах | млн рублей | В процентах | Млн рублей | В процентах | ||||
Фактически исполнено | ВВП | Удельный вес | Ожидаемое исполнение | ВВП | Удельный вес | Утверждено законом | ВВП | Удельный вес | |
Расходы
, всего
В том числе: |
1321903 | 14,6 | 100 | 2106031 | 19,2 | 100 | 2345641 | 17,9 | 100 |
Здравоохранение и физическая культура | 23085,1 | 0,26 | 1,7 | 31469,8 | 0,29 | 1,5 | 39344,8 | 0,3 | 1,7 |
Рисунок 2.3 - Динамика расходов на федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы
Как видно из таблицы 1.2 расходы на здравоохранение в Российской Федерации, выраженные в процентах к валовому внутреннему продукту, очень низкие и в течение трех лет остаются на одном уровне.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует на охрану здоровья населения расходовать не менее 6-6,5 % от валового внутреннего продукта . Развитые страны Западной Европы , Япония расходуют на цели здравоохранения 8-10 % валового внутреннего продукта, а Соединенные Штаты Америки – свыше 13% ВВП. Расходы на здравоохранение в США в несколько раз превышают соответствующие расходы на оборону страны/10/.
Данные приведены в таблице 2.2 и на рисунке
2.4
Таблица 2.2 - Общие расходы на здравоохранение к ВВП в зарубежных странах в 2007-2009 годах В процентах
Страна | 2007 | 2008 | 2009 |
США | 12,9 | 13,0 | 13,0 |
Германия | 10,6 | 10,7 | 10,6 |
Франция | 9,3 | 9,4 | 9,5 |
Великобритания | 6,8 | 7,1 | 7,3 |
Чехия | 7,1 | 7,2 | 7,2 |
Венгрия | 6,9 | 6,8 | 6,8 |
Рисунок 2.4 – Расходы на здравоохранение в развитых странах и России в 2008 году
Из приведенных данных видно, что общие расходы на здравоохранение в процентах к ВВП в развитых странах и даже в странах с переходной экономикой значительно выше, чем в Российской Федерации.
Проектом Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который был принят в первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются расходы на здравоохранении в размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные акты в области здравоохранения уже не отражают реалий современной действительности.
Информация о работе Анализ финансирования предприятий здравоохранения