Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Цель работы: исследовать действующий механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;
2. Рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов бюджета;
Введение 3
1 Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. . Основные положения законодательства об акцизах 5
1.2. . Действующая система исчисления акцизов и перспективы их развития 8
1.3. . Роль акцизов в формировании доходов федерального бюджета 16
2 Расчет акциза на конкретном примере 19
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акциза. 24
3.1. Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов 24
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов 26
3.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации 30
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложения 40
В
ближайшее время не планируется
существенных изменений в акцизном
налогообложении. Вместе с тем, планируется
внести ряд поправок, направленных
на уточнение действующего порядка
налогообложения с целью
Таблица 1 Повышение эффективности действующего порядка налогообложения
Действующий порядок исчисления и уплаты акцизов | Причина | Совершенствование акцизного налогообложения |
Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. | С учетом отсутствия индексации ставок акцизов на нефтепродукты в течение ряда лет указанный порядок уплаты акциза потерял свою актуальность – в настоящее время нет необходимости фактического предоставления отсрочки налогоплательщикам акцизов на срок до 20 дней. | Предлагается отказаться от данного порядка, установив единую дату уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. |
Производители
алкогольной продукции |
Не допустить
уклонения от уплаты акцизов на алкогольную
продукцию, использование « |
Дополнить документами,
подтверждающими количество сырья,
фактически использованного в |
Налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в части осуществления налоговых вычетов не предусмотрено. | Налогоплательщику
из бюджета возмещаются суммы
акциза, уплаченные при приобретении
сырья, израсходованного на производство
продукции, которая реализации не подлежит. |
Включение в статьи Кодекса норм, предусматривающих обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью, в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров. |
Налогоплательщики, реализующие произведенные ими подакцизные товары на экспорт, имеют право на освобождение от уплаты акциза при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. | Не уточнено, в течение какого периода могут быть представлены в налоговый орган поручительство или гарантия банка, на какой период должно распространяться действие этих документов. | Уточнить нормы,
регламентирующие представление банковской
гарантии (поручительства банка), при
осуществлении |
Установлены
взаимоисключающие нормы, касающиеся
порядка зачета суммы превышения
налоговых вычетов над |
Устранение имеющихся противоречий | Уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) . |
Помимо этого, в ближайшей перспективе, предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акциза с учетом реально складывающейся в РФ экономической ситуации.
Таблица 2 - Налогообложение подакцизных товаров
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка | ||||
с 1 янв. по 31 дек. 2008 | с 1 янв. по 31 дек.2009 | с 1 янв. по 31 дек.2010 | с 1 янв. по 31 дек.2011 | с 1 янв. по 31 дек.2012 | |
1. Спирт этиловый из всех видов сырья | 25,15 | 27 | 30,5 | 33,6 | 37 |
2.
Алкогольная продукция с |
173 | 191 | 210 | 231 | 254 |
3.
Алкогольная продукция с |
110 | 121 | 158 | 190 | 230 |
4. Вина натуральные | 2,35 | 2,6 | 3,5 | 4,8 | 6 |
5. Вина шампанские, игристые | 10,5 | 10,5 | 14 | 18 | 22 |
6. Пиво с содержанием объемной доли спирта этилового св.8,6% | 8,94 | 9,8 | 14 | 17 | 21 |
7. Табак трубочный, курительный | 300 | 300 | 422 | 510 | 610 |
8. Сигареты с фильтром | 120 | 150 | 205 | 250 | 305 |
9
.Сигареты без фильтра, |
55 | 72 | 125 | 175 | 250 |
10. Автомобили легковые с м.д.св. 90 л. с.и до 150 л. с. | 19,26 | 21,7 | 23,9 | 26,3 | 28,9 |
11.
Автомобильный бензин с |
2657 | 2657 | 2923 | ||
12. Дизельное топливо | 1080 | 1080 | 1188 |
Закон
устанавливает, что акцизы на вина шампанские
и вина игристые на 2009 год не будут
изменяться с целью стимулирования
российского производителя, а в дальнейшем
будут индексироваться в минимальном
размере: ставки акцизов на 2010 и 2011 годы
будут меньше, чем было предусмотрено
законопроектом, принятым в первом чтении
(рисунок 1).
Рисунок 1- Темп прироста акцизных ставок на вина шампанские, игристые
По сигаретам с фильтром индексация в 2009 году произведена на 25% (Рисунок 2), а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 30% (рисунок 3). В 2010 году акцизные ставки на сигареты с фильтром возросли на 36% по сравнению с 2009 годом, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 73%. В дальнейшем акцизные ставки будут индексироваться по сигаретам с фильтром до 22%, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 40%
Рисунок 2- Темп прироста акцизных ставок на сигареты с фильтром
Рисунок 3- Темп прироста акцизных ставок на сигареты без фильтра
Закон
сохраняет установленный в
Ставка на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) с 1 января 2009 года возрос с 25,15 руб. за 1 литр безводного этилового спирта до 27,70 руб. (рисунок 4) В 2010 и 2011 годах размер ставок также увеличится и составит соответственно 30,50 руб. и 33,60 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.
Рисунок 4- Темп прироста акцизных ставок на спирт этиловый
Несмотря на то, что в ходе
доработки законопроекта была
учтена возможность более
В отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) (рисунок 5), а также свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) налоговые ставки в 2009—2011 годах будут повышаться примерно на 9% ежегодно.
Рисунок 5- Темп прироста налоговых ставок автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.)
Стоит обратить внимание, что в 2009 году значительно увеличилась ставка акциза на прямогонный бензин. Она составит 3900 руб. за 1 тонну, в 2010 году составит — 4290 руб. и в 2011-м — 4720 руб. за 1 тонну. Хотя в 2008 году по прямогонному бензину акциз уплачивался по ставке 2657 руб. за 1 тонну (рисунок 6).
Рисунок. 6-Темп прироста ставки акциза на прямогонный бензин
Предлагаемая система исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо построена по принципу убывающей шкалы ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов). Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4 и 5-го классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход. За счет этого сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.
По пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% (рисунок 7), а также более 8,6% ставки акцизов будут ежегодно возрастать.
Рисунок 7- Темп прироста ставки акциза на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6%
Таким образом, рассмотрена действующая система исчисления акциз на текущий год и на два следующих года и проведен сравнительный анализ налоговых ставок.
Косвенные налоги играют большую роль в формировании государственного бюджета. При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству, то есть выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством. Наиболее значимы косвенные налоги в виде НДС, таможенных пошлин, единых таможенных платежей с физических лиц, налогов с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, акцизов (рисунок 8).
Рисунок 8 - Структура поступлений доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе 2010г. (в %)
Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в федеральный бюджет (Приложение 1). Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима - 213,6 миллиардов рублей. В 2011 году акцизы и пошлины дадут бюджету 205,4 миллиарда рублей доходов, в 2012 году - 177,6 миллиарда рублей.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Рисунок 9 - Доходы от поступлений акцизов по подакцизным товарам, в федеральный бюджет в 2006, 2007, 2008, 2009 годах и прогнозный 2010 2011 год.
В результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 13,1 млрд.рублей;
Ожидаемый объем дополнительных поступлений исключительно за счет повышения ставок акцизов выглядит малореальным даже в сравнении с объемами фактических поступлений в 2008 г., когда было собрано по данной категории подакцизных товаров 125,2 млрд руб. Принимая во внимание возможное сокращение объемов производства и реализации алкогольной продукции в 2009 г. и 10%-ный уровень индексации ставок по отношению к 2008 г., можно ожидать, что размер поступлений акцизов на алкогольную продукцию в 2010 г. не превысит уровня 2009 г. в абсолютном выражении. А значит, индексация ставок должна привести к увеличению поступлений почти на 75%.
Хотя
ставки на алкогольную продукцию
индексировались чуть ниже уровня инфляции
в стране, с фискальной точки зрения,
оправданным может выглядеть
лишь незначительное повышение ставок
акцизов на алкогольную продукцию
с содержанием этилового спирта
свыше 9 % и на пиво. В условиях снижения
реальных доходов населения и
ухудшения финансового
Информация о работе Акцизы: действующая система исчисления и взимания