Акцизы: действующая система исчисления и взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать действующий механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;
2. Рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов бюджета;

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. . Основные положения законодательства об акцизах 5
1.2. . Действующая система исчисления акцизов и перспективы их развития 8
1.3. . Роль акцизов в формировании доходов федерального бюджета 16
2 Расчет акциза на конкретном примере 19
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акциза. 24
3.1. Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов 24
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов 26
3.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации 30
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложения 40

Файлы: 1 файл

Курсовая Назаров.docx

— 171.39 Кб (Скачать)

     Базой для расчета налога служит розничная цена табачного изделия, включая все налоги. Розничные цены определяются совместно производителями и поставщиками табачных изделий и сообщается ответственным государственным органам, которые их обобщают и публикуют в официальных изданиях. Общая сумма оптовых скидок, предоставляемых продавцам, не должна превышать 8% от розничной стоимости табачных изделий. Контроль за реализацией осуществляется государственными органами. В случае обнаружения реализации по цене выше той, с которой в соответствии с документами был уплачен акциз, налог взимается с продавца.

     В этой связи, с учётом опыта западных стран, предлагается изменить систему акцизного налогообложения алкогольной продукции, являющейся значительным источником поступлений для территориальных бюджетов. С этой целью предлагается, во-первых, изменить правила взимания акциза с помощью акцизных марок, а именно сделать их способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо существующего на данный момент авансового метода, во-вторых, ввести налогообложение литра произведенного или импортированного этилового спирта по ставке, равной ставке налога, применяемой к литру этилового спирта, содержащегося в конечном продукте, с последующим кредитованием при налогообложении конечного продукта, и, наконец, в-третьих, установить шедулярное налогообложение готовой алкогольной продукции с применением дифференцированных акцизных марок для каждой группы алкогольных изделий. Кроме того, необходимо развивать систему гарантирования платежей по акцизу аккредитованными кредитными и страховыми учреждениями при предоставлении отсрочек по уплате налога, в случае использования давальческого сырья при изготовлении алкогольной продукции, а также в случае использования этилового спирта для производства неподакцизных товаров. 

 

    Заключение

      Акцизы  могут обеспечить как доходы, помогающие справляться с трудностями переходного  периода, пока экономика развивается, так и помочь налоговому ведомству  перейти на новые, более сложные  методы налогообложения.

      В дополнение, существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или  ассоциирующихся с негативными  побочными явлениями. Налогообложение  может отчасти воспрепятствовать  потреблению потенциально опасных  товаров, таких как табачные изделия  и алкоголь, а также, например, бензина  и горючего, потребление которых  связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут  стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения  налоговых поступлений.

      Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так  и в применении, что достигается  за счет поддержания минимального перечня  подакцизных товаров. В настоящее  время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом  нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство  товарных категорий четко определены.

      Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком  высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать  проблемой в случае, если местные  акцизы значительно выше соответствующих  налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности  кустарное производство алкогольных  товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать  выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как  одно из следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься  как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

      Два других фактора являются отличительной  чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой  на инфляцию. Налог в процентах  от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности  расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость  рассчитывается на основе этой цены, после  чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции  и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом  может быть взимание налога с единицы  продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные  цены изменяются незначительно, а инфляция высока.

      Во-вторых, методы налогообложения добавленной  стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая  тем самым взимание акциза как  налога только на конечную продукцию.

      Суммируя  вышесказанное, следует отметить, что  акцизы являются важным источником налоговых  поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного  периода, благодаря относительной  легкости их сбора и четкому определению  налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению  к личным доходам, и поэтому бюджетные  доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут  возникнуть в переходный период. Следует  также отметить, что относительная  неэластичность акцизов по отношению  к доходам вызовет падение  относительной важности акцизных доходов  с началом экономического роста.

      Ключевым  направлением реформирования акцизного  налогообложения могут стать  следующие: установление автоматической индексации специфических ставок акцизов, изменения принципа авансового платежа  с использованием акцизных марок  по некоторым видам подакцизных  товаров, реформирование способов контроля за уплатой акцизов. 

 

      Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации // (часть I) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации // (часть II) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ
  3. Закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета. – №56. – 10.03.1992.
  4. Постановление Правительства РФ от 04.09.1999 №1008 (ред. от 21.12.2005, с изм. от 31.12.2005) «Об акцизных марках» // СЗ РФ. – 21.12.2005. – №1008.
  5. ФЗ РФ от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»
  6. Приказ Минфина РФ от 14.11.2006 №146н «Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и порядков их заполнения» // Минюст РФ. – 25.12.2006. – №8671.
  7. ФЗ РФ от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН    «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  9. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
  10. Алегин, А. П. Правовой аспект государственного регулирования сектора алкогольной продукции потребительского рынка / А.П. Алегин // Российский следователь. – 2007.
  11. Борзунова, О.А. Новое в налогообложении в 2007 г. / О.А. Борзунова // Финансы и кредит. – 2007.
  12. Горина, Г.А. Косвенные налоги и цены: Учеб. пособие / Горина Г.А.; Моск.ун-т коммерции / Г.А.Горина. – М.: Финстатинформ , 2002.
  13. Российский Налоговый Курьер, №3,2008 год
  14. Исследование  основных тенденций  развития  системы косвенно го налогообложения в России в 2000-2 007  гг. / Синельников-Мурылев С., Соколов И., Трунин И. ; Ин-т экономики переход. периода. - М. : ИЭПП, 2008.
  15. Кириллов О.С. Налоги и налогообложение / Кириллов О.С., Муравлева Т.Р.– М.: Экзамен, 2006
  16. Налоги в развитых странах / Под ред. Русаковой И.Г. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  17. Никитин С. Налоги в странах рыночной экономики и в России / С. Никитин, Е. Глазова, М. Степанова // МЭиМО. – 2006.
  18. Практикум по налогам и налогообложению / Под ред. Гончаренко Л.И. – М.: КНОРУС, 2007
  19. www.nalog.ru - материалы сайта Федеральной Налоговой Службы

 

    Приложение 1

      Нормативы распределения доходов между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов

      
Наименование  дохода Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ
Акцизы  на автомобильный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 100  
Акцизы  на алкогольную продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады 50 50
Акцизы  на алкогольную продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады 100  
Акцизы  на алкогольную продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов в части  сумм по расчетам за 2003 год   100
Акцизы  на природный газ  100  
Акцизы  на нефть и стабильный газовый конденсат 100  
Акцизы  на ювелирные изделия   100

 

    Приложение 2

 

Налогообложение подакцизных товаров (за исключением автомобильного бензина и дизельного топлива)

┌───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│   Виды подакцизных товаров    │            Налоговая ставка             │

│                               │(в процентах и (или) в рублях и копейках │

│                               │          за единицу  измерения)          │

│                               ├─────────────┬─────────────┬─────────────┤

│                               │ с 1 января  │ с 1 января  │  с 1 января  │

│                               │по 31 декабря│по 31 декабря│по 31 декабря│

│                               │  2010 года  │  2011 года  │  2012 года  │

│                               │включительно │включительно │включительно  │

├───────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤

│Спирт  этиловый из всех видов   │30 руб. 50   │33 руб. 60   │37 руб. 00   │

│сырья (в  том числе этиловый    │коп.         │коп.         │коп.         │

│спирт-сырец  из всех видов      │за  1 литр    │за 1 литр    │за 1 литр    │

│сырья)                         │безводного   │безводного   │безводного   │

│                               │этилового    │этилового    │этилового    │

│                               │спирта       │спирта       │спирта       │

├───────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤

│Спиртосодержащая парфюмерно-   │0 руб. 00    │0 руб. 00    │0 руб. 00    │

│косметическая  продукция в      │коп.         │коп. за      │коп.         │

│металлической  аэрозольной      │за 1 литр    │1 литр       │за 1 литр    │

│упаковке                       │безводного   │безводного   │безводного   │

│                               │этилового    │этилового    │этилового    │

│                               │спирта,      │спирта,      │спирта,      │

│                               │содержащегося│содержащегося│содержащегося│

│                               │в подакцизных│в подакцизных│в  подакцизных│

Информация о работе Акцизы: действующая система исчисления и взимания