Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Цель работы: исследовать действующий механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов;
2. Рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов бюджета;
Введение 3
1 Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. . Основные положения законодательства об акцизах 5
1.2. . Действующая система исчисления акцизов и перспективы их развития 8
1.3. . Роль акцизов в формировании доходов федерального бюджета 16
2 Расчет акциза на конкретном примере 19
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акциза. 24
3.1. Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов 24
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов 26
3.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации 30
Заключение 35
Список использованных источников 38
Приложения 40
Таким образом, акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета части выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным. Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Однако это необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета.
При
решении задач применялись
Задача №1
Завод ликероводочной продукции за налоговый период 2010г.:
Рассчитайте сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет, стоимость дополнительно требуемых акцизных марок.
Решение
При решении задачи необходимо руководствоваться положением главы 22 НК РФ. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между акцизом по операциям, которые признаются объектами налогообложения, и налоговыми вычетами (ст.202 НК РФ).
Размер ставок приведен в ст. 193 НК РФ. В 2010 г. по данному виду продукции ставка равна 210 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Так как ставка акциза на алкогольную продукцию установлена по отношению к безводному этиловому спирту, необходимо объем облагаемой базы пересчитать на 100%-ный этиловый спирт по коэфиценту 2,857 (100/35). Следовательно сумма акциза составит:
При реализации другим организациям:
29 750/2,857*210
= 2 186 734 (руб.);
При реализации через собственную сеть розничной торговли:
2590/2,857*210
= 190 374 (руб.);
Сумма акциза, исчисленная от реализации всей продукции:
2 186 734+190 374
= 2 377 108
Рассчитаем сумму дополнительно требуемых акцизных марок. Исходя из условий задачи реализовано 46 200 шт. (42 500+3700) алкогольной продукции, а акцизных марок ранее приобретено 45 000 шт. на сумму 51 300 руб. Так как маркировке подлежит каждая единица выпускаемой продукции, необходимо до реализации приобрести ещё 1200 марок (46 200 – 51 300). Стоимость дополнительно приобретённых акцизных марок составит:
1200
* (51 300/4500) = 1368 (руб.)
Сумма акциза, уплаченная при приобретении этилового спирта, будет равна:
1000* (96/100 )*30,5 = 29 280 (руб.).
Итого
сумма налоговых вычетов
1368+51 300+29 280 = 81 948 (руб.)
2 377 108
- 81 948 = 2 295 160 (руб.)
Задача №2
Организация ввозит на таможенную территорию России сигареты:
С фильтром:
Без фильтра:
Рассчитайте сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет.
Решение
При
решении задачи необходимо руководствоваться
положением главы 22 НК РФ. Сумма акциза,
подлежащая уплате при ввозе подакцизных
товаров на таможенную территорию РФ,
в отношении которых
На
рассматриваемый товар
Следовательно, сумма акцизов составит:
По сигаретам с фильтром:
1. Рассчитаем сумму акциза, исходя из специфической составляющей комбинированной ставки:
85 600 000/1000*205 = 17 548 000 (руб.)
2.
Рассчитаем сумму акциза, исходя
из адвалорной составляющей
(54 000 000+4 000 000)*
Общая сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке, составит 21 318 000 руб. (17 548 000 руб. + 3 770 000 руб.);
3. Рассчитаем сумму акциза по минимальной ставке:
85 600 000/1 000*250= 21 400 000 руб.
Сумма акциза, рассчитанная по минимальной ставке выше, чем исчисленная по комбинированной ставке, значит, организация уплатит по данной партии товаров акциз в размере 21 400 000 руб.
По сигаретам без фильтра:
1. Рассчитаем сумму акциза, исходя из специфической составляющей комбинированной ставки:
25 500 000 /1000*205 = 5 227 500 (руб.)
2.
Рассчитаем сумму акциза, исходя
из адвалорной составляющей
(12 750 000+1 500 000)*6,5% = 926 250 (руб.)
Общая сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке, составит 6 153 750 руб. (5 227 500 руб. + 926 250 руб.);
3. Рассчитаем сумму акциза по минимальной ставке:
250 *25 500 000: 1 000 = 6 375 000 руб.
Сумма акциза, рассчитанная по минимальной ставке выше, чем исчисленная по комбинированной ставке, значит, организация уплатит по данной партии товаров акциз в размере 6 375 000 руб.
Следовательно,
общая сумма, подлежащая уплате в
бюджет, составит 27 750 000 руб. (21 400 000 +6 375 000).
Сложившаяся на сегодня в России система акцизного налогообложения характеризуется громоздкостью, является малопонятной для налогоплательщика, требует больших расходов по налоговому администрированию со стороны государства. При этом сформированный в РФ механизм взимания акциза не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев приводит к искажению объекта акцизного налогообложения, порождает массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса.
В ряде случаев применяемая система акцизного налогообложения допускает неоднократное взимание налога с одного и того же объекта. Много вопросов вызывает содержание и экономическая обоснованность действующего перечня подакцизной продукции, политика формирования ставок.
Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.
Произошедшая «специализация» косвенных налогов (НДС, акцизы) и соответствующее этому законодательное установление налогооблагаемых объектов несколько трансформировали функциональное назначение акцизов, которое было им присуще в конце XIX – начале XX века. Назначение акцизов сегодня заключается, в первую очередь, в целенаправленном регулировании отдельных сфер общественной жизни.
В настоящее время существуют некоторые приоритетные направления государственного регулирования в сфере налогообложения акцизами. Это – взимание акцизов по операциям с алкогольной продукцией, по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью производства в указанных сферах и соответствующим потенциалом для обеспечения фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы будут удовлетворяться только при компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.
Структуру (перечень) подакцизных товаров определяют необходимость и степень государственного вмешательства в сферы общественной жизни, то есть, приоритеты правового регулирования в конкретный период существования государства. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня подакцизных товаров (наряду с перечнем налогооблагаемых операций с этими товарами) позволяет четко разграничить понятия предмет и объект налогообложения в отношении акцизов: предмет налогообложения – это подакцизные товары, поименованные в перечне, установленном налоговым законом, а объект налогообложения – операции с этими товарами. То есть, при установлении акцизов предмет налогообложения – признак «фактического характера» – получил непосредственное правовое закрепление.
В условиях объективно необходимой регламентации отдельных вопросов, связанных с исчислением и взиманием акцизов, подзаконными нормативными актами, органам исполнительной власти важно не нарушать принцип определения основных (существенных) элементов налога исключительно законами и устранять проблему несоответствия подзаконных актов нормам налоговых законов, что нередко является предметом судебного разбирательства. В условиях несовершенства российского налогового законодательства судебная практика по спорам, вытекающим из налоговых правоотношений (в частности отношений по исчислению и уплате акцизов), как источник налогового права приобретает особое значение. Акты правоприменения, принимаемые в результате разрешения налоговых споров, формируют правовые ориентиры во многом определяющие поведение участников налоговых правоотношений, и в дальнейшем учитываемые органами государственной власти в законотворческой деятельности .
Информация о работе Акцизы: действующая система исчисления и взимания