Действующая налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Все многообразие налогов составляет большой и важный комплекс, в котором существует своя классификация.
Цель данной контрольной работы – рассмотреть совокупность налогов по принадлежности к уровням власти и управления: федеральные региональные и местные.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1.Понятие налога ...................................................................................5
1.2.Сущность налоговой системы ……………………………………...7
1.3.Основные принципы налогообложения в РФ …………………..…8
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
2.1.Классификация налога ………………………………………….…11
2.2.Основные проблемы налоговой системы России
и пути их решения …………………………………………………..…17
Заключение ………………………………………………………..……21
Список литературы …………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая2.docx

— 37.61 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1.  ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ

 

1.1.Понятие налога ...................................................................................5

1.2.Сущность налоговой  системы ……………………………………...7

1.3.Основные принципы налогообложения  в РФ …………………..…8

 

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ

 

2.1.Классификация налога ………………………………………….…11

2.2.Основные проблемы налоговой системы России

и пути их решения …………………………………………………..…17

 

Заключение ………………………………………………………..……21

 

Список литературы …………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

 

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости  национального дохода в пользу общегосударственных  потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как  часть финансовых отношений находятся  в постоянном изменении.

 

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с  целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной  власти.

 

Все многообразие налогов  составляет большой и важный комплекс, в котором существует своя классификация.

 

Цель данной контрольной  работы – рассмотреть совокупность налогов по принадлежности к уровням  власти и управления: федеральные  региональные и местные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы налоговой  системы.

 

    1. Понятие налога.

      

         Налог - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с действующим налоговым законодательством части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Их не следует отождествлять с понятием «налог».

 

Пошлина - это соответствующая  обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.

 

Сбор - платеж, устанавливаемый  в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и  зачисляемый в местный бюджет.

       

         Налог как комплексное экономико-правовое явление представляет собой совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение.11

                 Объект обложения - это юридический факт или совокупность юридических фактов, с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог, то есть предмет, на который падает налог: доход, земля, имущество, капитал.

            В то же время, единица обложения - часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы (в современной трактовке это налогооблагаемая база).

 

Плательщик – физическое или юридическое лицо, выполняющие возложенные на него налоговые обязательства в силу обладания им объектом налогообложения.

 

Норма налогообложения - доля дохода, взимаемая через налоги с  налогооблагаемых объектов.

 

Налоговая ставка - размер налога с единицы обложения.

 

Налоговая санкция - увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

 

Законом может устанавливаться  и срок уплаты налога, в течение  которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

 

Для упорядочения процедуры  внесения налога в бюджет устанавливается  порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные  способы и процедуры внесения налога в бюджет.

 

Получателем налога является бюджет или внебюджетный фонд. 

 

1.2.Сущность налоговой  системы.

 

Сущность налоговой системы  – понятие весьма многообразное  и сложное, и его можно раскрыть через различные функции и  элементы. Во-первых, налоговую систему  образует совокупность взимаемых в  государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов (органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции, которая недавно была упразднена). Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов.22

 

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.

 

От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

 

Доходы бюджета каждого  уровня в России формируются в  соответствии с налоговым законодательством. Данное положение подтверждает исключительную важность налогов. Можно смело утверждать, что без налогов нет бюджета, а потому без налогов не может  существовать и государство. Именно налоги представляют собой финансовый источник экономической самостоятельности  государства.

          Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения.

 

 

 

1.3.Основные принципы налогообложения в Российской Федерации.

 

В ст.3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ формулируются  отдельные принципы установления налогов  и сборов. Нормы данной статьи имеют  существенное значение для системы  правового регулирования обложения  налогами и сборами, однако подавляющее  большинство положений статьи носит  декларативный характер или сформулировано излишне кратко. Важнейшие из основных принципов налогообложения отражены в НК РФ следующим образом:

 

- определённость налога: согласно п.6 ст.3 и ст.17 НК РФ  налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены  налогоплательщики и основные  элементы налогообложения;

 

- справедливость налогообложения  (согласно п.3 ст.3 НК РФ): необходимость  для налогов иметь экономическое  обоснование и недопустимость  применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами  своих конституционных прав;

 

- запрет на применение  налогов, не основанных на законе. Согласно п.5 ст.3 и ст.12 НК РФ  не допускается введение налогов,  не предусмотренных Кодексом;

 

- запрет налоговой дискриминации.  Согласно п.2 ст.3 НК РФ не допускается  дискриминации при налогообложении  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев; запрещается  также дифференциация налогообложения  в зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала (последнее  не распространяется на ставки  ввозных таможенных пошлин).

Глава 2. Налоговая политика Российской Федерации.

 

2.1.Классификация налога.

 

НК РФ ст12.предусматревает  следующие виды налогов и сборов в РФ.

 

Федеральные налоги в Российской Федерации определены налоговым  законодательством и являются обязательными  к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов  Федерации и являются обязательными  к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов  Федерации определяют налоговые  ставки по соответствующим видам  налогов (но в пределах, определенных федеральным законодательством), налоговые  льготы, порядок и сроки уплаты налогов. 33

 

      В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

     Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов.

 

      В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

 

Косвенные налоги взимаются  в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота  товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой  и налоговые суммы, которые затем  перечисляет государству. Поэтому  косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются  для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий  в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения  служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

 

Виды налогов и сборов, взимаемых на территории РФ регламентируются статьей 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований  по установлению налогов и сборов. Комментируемая статья устанавливает  виды налогов в Российской Федерации. К ним относятся: федеральные, региональные и местные.44

 

  Федеральные налоги.

 

Федеральные налоги, порядок  их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты  налогообложения, плательщики налогов  устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

 

Ставки федеральных налогов  устанавливаются Федеральным Собранием  РФ. При этом ставки налогов на отдельные  виды природных ресурсов, акцизов  на отдельные виды минерального сырья  и таможенных пошлин устанавливаются  федеральным правительством.

 

Льготы по федеральным  налогам могут устанавливаться  только федеральными законами о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться налоговые  льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование  права на налоговую льготу возлагаются  на налогоплательщика. К федеральным  налогам согласно НК РФ относятся:

 

1) налог на добавленную  стоимость (гл. 21 НК РФ);

 

2) акцизы (гл. 22 НКРФ);

 

3) налог на доходы физических  лиц (гл. 23 НК РФ);

 

4) единый социальный налог  (гл. 24 НК РФ);

 

5) налог на прибыль  организаций (гл. 25 НК РФ);

 

6) налог на добычу полезных  ископаемых (гл. 26 НК РФ);

 

7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

 

9) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов (гл. 25.1 НК  РФ);

 

10) государственная пошлина  (гл. 25.3 НК РФ).

 

Рассмотрим подробнее  некоторые из них.

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях  производства и реализации товаров (работ, услуг). В теории налогообложения  он получил название «универсального  акциза» Взимание НДС построено  на территориальном принципе: налогообложению  подлежат как резиденты, так и  нерезиденты, совершающие на территории Российской Федерации операции, признаваемые объектами налогообложения.

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС - косвенный  налог, т.е. надбавка к цене товара.

 

Подробный перечень объектов налогообложения приводится в ст. 146 НК РФ.

 

Акцизы регулируются НК РФ. Налогоплательщиками акциза признаются:

 

1) организации;

 

2) индивидуальные предприниматели;

 

3) лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации.

Информация о работе Действующая налоговая система РФ