Теоретические аспекты организации финансов учреждений бюджетной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы является анализ финансирования на основе оценки организации бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;
- определить сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций;
- обосновать необходимость проведения анализа финансово планирования в государственном образовательном учреждении;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 175.76 Кб (Скачать)

 

Бюджет  на образование в Туве стал самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете Республики Тыва. Его доля в консолидированном бюджете Республики Тыва с 20,1% в 2005 г. достиг до 29,4% в 2011 г.

 

Таблица

Расходы на образование из средств консолидированного бюджета

 Республики  Тыва, млн. руб.

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Консолидированный

бюджет

944,33

1250,14

2151,86

2633,5

2971,6

3574,21

4166,4


Ежегодным расходам на образование из консолидированного бюджета  Республики Тыва характерна положительная динамика. Расходы на образование из средств консолидированного бюджета  Республики Тыва в 2011 г. увеличились по сравнению с 2005 г. в 4,41 раза и достигли 4166,4 млн. руб.

С введением нормативного бюджетного (подушевого) финансирования и казначейской системы исполнения бюджетов обеспечено целевое использования средств и гарантированное своевременное финансирование выплаты заработной платы и других расходов по реализации государственного стандарта общего образования, заработная плата учителей в 2011 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 38,0% (по отрасли в целом – более чем на 31%). Кроме того, появилась возможность стимулирования качества работы педагогов (надтарифный фонд оплаты труда на стимулирующие выплаты увеличился с 9 до 25%, с 2009 года появилась возможность увеличения фонда оплаты труда на дифференцированную оплату труда педагогических работников на основе аттестации). При этом очевидно, что заработная плата педагогов еще мала и существующая система оплаты труда учителей имеет ряд серьезных недостатков, в связи с чем необходимо предпринимать шаги по разработке и внедрению новой системы оплаты труда педагогов, которая будет находиться в прямой зависимости от качества, эффективности и результативности их труда. Данный вопрос в настоящее время является приоритетным.

Внедрение нового финансового механизма позволило  обосновать оптимизацию сети общеобразовательных учреждений и напрямую повлияло на процесс реструктуризации сети школ: число малочисленных школ, качество образования в которых не соответствовало современным требованиям, что подтверждали и результаты ЕГЭ, существенно сократилось, а базовые школы, в которых сосредоточены лучшие материальные, педагогические и методические ресурсы, стали реально заинтересованными в привлечении все большего количества учащихся, для чего необходимо все больше усилий вкладывать в повышение качества и доступности образования. Начиная с 2001 года были реструктурированы (закрыты, реорганизованы в филиалы или изменили статус) 263 школы, или 38% от общего числа школ в 2001 году. К настоящему времени в республике функционирует 561 школа, в том числе 51 ресурсный центр и 31 социокультурный образовательный центр. Благодаря внедрению НБФ и оптимизации сети школ, несмотря на ежегодное снижение численности обучающихся (с 190607 в 2009/10 учебном году до 143742 в 2011/12 учебном году), стабилизировались и даже несколько улучшаются такие основные показатели, как наполняемость классов и число учащихся на одного учителя (наполняемость классов уже в течение ряда лет держится на уровне 19,9 человека, причем в городской местности она не опускается ниже 25 учащихся, а в сельской местности возросла с 15,6 в 2007 году до 16,0 в 2011 году, число учащихся на одного учителя не снижается ниже 11).

В результате реструктуризации произошло  значительное высвобождение средств, которые остались в отрасли и были направлены на развитие материальной базы школ, а также на содержание и эксплуатацию школьных автобусов.

В результате реструктуризации произошло  значительное высвобождение средств, которые остались в отрасли и были направлены на развитие материальной базы школ, а также на содержание и эксплуатацию школьных автобусов. Данные таблицы показывают, что резкое увеличение объема высвобожденных средств начинается с 2006 г., с периода наиболее активного проведения мероприятий по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений.

Таблица

Высвобождение средств в  результате реструктуризации

общеобразовательных учреждений, тыс. руб.

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

513,6

6414,6

15698,0

13501,8

14319,0


 

Таким образом, в  Республике создана и  уже несколько лет функционирует своя модель нормативного бюджетного (подушевого) финансирования в сфере образования, механизм НБФ в сфере общего образования внедрен на всех уровнях, и все школы Республики Тыва, кроме школ-интернатов, доля которых составляет 3,0% в общем количестве школ, получают средства на реализацию государственного стандарта общего образования на основе республиканского НБФ, но к настоящему времени для обеспечения комплексности решения проблем модернизации образования уже назрела необходимость адаптировать сложившийся механизм нормативного подушевого финансирования к изменениям, происходящим как в сфере самого финансового механизма (внедрение новой системы оплаты труда работников общего образования), так и в рамках развития сети общеобразовательных учреждений Республики Тыва. Кроме того, в настоящее время меняется само понимание принципов нормативного подушевого финансирования, так как существующая развернутая система поправочных коэффициентов, когда с учетом поправочного коэффициента некоторые общеобразовательные учреждения получают в расчете на одного учащегося значительно больше средств, чем другие, не позволяет в полной мере реализовывать принцип «деньги следуют за учеником». В связи с этим при определении количества общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, учитывались только те учреждения, которые получают средства по нормативу с поправочным коэффициентом по масштабу образовательного учреждения, равным единице. Сегодня их доля в общем количестве общеобразовательных учреждений в  Республике составляет 46,5%, а к 2015 году достигнет 100%.

При этом учитывается и тот факт, что, несмотря на демографический спад, характерный в настоящее время  для системы общего образования, постепенно уменьшаются темпы снижения количества учащихся в общеобразовательных  учреждениях. Если в период с 2005/06 по 2009/10 учебные годы количество учащихся в общеобразовательных учреждениях ежегодно уменьшалось примерно на 12 тыс. человек, то прогноз численности детей в возрасте от 0 до 17 лет позволяет сделать вывод о том, что начиная с 2012/13 учебного года отрицательная динамика уже не будет так ярко выражена, а к 2014/15 году ситуация стабилизируется.

Таким образом, в рамках Комплексного проекта  модернизации образования в  республике планируется решать следующие задачи:

1. Максимальное приближение норматива  бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования к универсальной и всеобщей норме:

- уменьшение дифференциации между  нормативами бюджетного финансирования  расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося в сельской и городской местности и выравнивание фактических расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося, направленное в том числе на решение проблемы обратной связи между расходами и качеством (в малокомплектных школах наиболее высокие расходы на одного учащегося при самом низком качестве). В целом при дальнейшем выравнивании условий организации образовательного процесса в сельской и городской местности (увеличение наполняемости классов, числа учащихся на одного учителя в сельской местности и т.д.) дифференциация между нормативами бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного учащегося в сельской и городской местности будет ежегодно уменьшаться (если в 2009году норматив для городских школ составил 63% от норматива для сельских школ, то в 2010 г. – 69%). Решение данной задачи напрямую связано с вопросами дальнейшей оптимизации сети общеобразовательных учреждений, а также предполагает работу с кадровыми ресурсами и осуществление внутриотраслевых преобразований, таких как обеспечение оптимальной наполняемости классов-комплектов, обеспечение оптимального количества классов в параллели, определение оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей к фонду оплаты труда других категорий работников и т.д. - сокращение количества поправочных коэффициентов. В первую очередь речь идет об оптимизации с 2012 года поправочных коэффициентов по масштабу образовательного учреждения для городских и сельских школ с контингентом учащихся более 100 человек. Таким образом, сохранятся только 2 группы школ, к которым будет применяться коэффициент масштаба: сельские школы с контингентом учащихся до 100 человек и начальные школы - детские сады. Кроме того, планируется отменить поправочные коэффициенты на обучение в гимназических и лицейских классах. Для поддержки инновационных образовательных учреждений, лицеев, гимназий предполагается введение проектного метода финансирования. Методология его активно реализуется в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Мы в республике будем переориентировать целевые республиканские и муниципальные программы развития образования для поддержки инноваций на конкурсной основе. Средства на предоставление образовательных услуг сверх норматива лицеи, гимназии и др. должны «зарабатывать» на конкурсной основе по результатам своей работы.

2. Обеспечение нормативного принципа  планирования расходов, финансируемых из местных бюджетов муниципальных районов и городских округов  Республики Тыва (расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений).

К настоящему времени не во всех муниципальных  районах и городских округах  Республики Тыва разработаны и утверждены нормативы бюджетного финансирования расходов общеобразовательных учреждений на материальные затраты, связанные с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений. Целесообразно, чтобы соответствующие нормативы были утверждены во всех муниципальных районах и городах, но для того, чтобы было обеспечено определенное единообразие в методике расчетов и происходило уменьшение дифференциации данных расходов в расчете на одного учащегося по муниципалитетам, на региональном уровне необходимо подготовить соответствующие методические рекомендации.

При этом в качестве задачи на более  долгосрочную перспективу рассматривается  разработка единого норматива подушевого финансирования расходов как на реализацию государственного стандарта общего образования, так и на ряд материальных затрат, связанных с содержанием и обслуживанием зданий и сооружений, финансируемых из местных бюджетов.

3. Адаптация механизма нормативного  подушевого финансирования общеобразовательных  учреждений к новой системе  оплаты труда работников общего образования.

Для этого необходимо доработать Правила  нормативного бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в  республике с учетом принципов новой системы оплаты труда работников общего образования. Кроме того, стабильная положительная динамика величины нормативов бюджетного финансирования должна обеспечивать предусмотренное новой системой оплаты труда повышение доходов работников общеобразовательных учреждений.

4. Обеспечение улучшения материального  обеспечения учебного процесса  через увеличение доли учебных  расходов в нормативе бюджетного финансирования расходов на реализацию государственного стандарта общего образования.

В связи с этим планируется увеличение доли учебных расходов в нормативе  бюджетного финансирования до 10% к 2013 году и законодательное закрепление фиксированной доли учебных расходов.

5. Повышение квалификации административных  и финансовых работников муниципальных органов управления образованием и школ по вопросам нововведений в механизме нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений:

- организация и проведение обучения  руководителей и экономистов  органов управления образованием муниципальных районов и городских округов  Республики Тыва по вопросам нововведений в механизме НПФ на региональном и муниципальном уровнях;

- организация и проведение обучения  директоров и главных бухгалтеров общеобразовательных учреждений и главных бухгалтеров кустовых бухгалтерий по вопросам нововведений в механизме НПФ и подготовки расчетов к сметам доходов и расходов общеобразовательных учреждений.

6. Нормативно-правовое обеспечение  и внедрение подушевого финансирования общеобразовательных школ-интернатов.

В настоящее время в  Республике в негосударственных общеобразовательных учреждениях обучается лишь 0,09% всех учащихся, но в соответствии с Республиканской целевой программой развития образования в  Республике Тыва на 2009-2010 годы к 2015 году их число должно увеличиться до 1,3%. В соответствии с федеральным законодательством полномочия по финансированию негосударственных общеобразовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, отданы региональной и местной власти, в связи с чем возникает необходимость нормативно-правового подтверждения прав таких учреждений на долю государственного финансирования за счет субвенции из регионального бюджета на уровне утвержденных нормативов.

 

2.3. Оценка реализации  национального проекта «Образование»

В рамках утвержденных Правительством Республики Тыва параметров, мероприятий, также соглашений о сотрудничестве между Правительством Республики Тыва и Федеральным агентством по образованию. Государственная поддержка, направленная на улучшение системы образования в рамках приоритетного  национального проекта «Образование», в целом доказывает свою эффективность в предусмотренных направлениях развития системы образования.

Правительством  Республики Тыва принято 18 постановлений, регулирующих вопросы реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2008 году. Из них 9 постановлений выполнены, 9 постановлений остаются действующими для руководства в работе учреждений образования.

В 2008 году Правительством Республики Тыва и муниципальными образованиями профинансированы все обязательства, предусмотренные в соглашениях для реализации утвержденных мероприятий. На реализацию приоритетного  национального проекта «Образование» в 2008 году выделено 171 240,6 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 105 994,1 тыс. рублей, республиканского - 55 748,6 тыс. рублей, муниципальных бюджетов 9 497,9 тыс. рублей.

  По  направлению «Поддержка лучших  образцов отечественного образования»  в части «Стимулирование образовательных  учреждений, внедряющих инновационные  образовательные технологии, программы  и проекты» между Федеральным агентством по образованию и правительством Республики Тыва подписано Соглашение №31-55/УПЭ-9С-08 от 16 апреля 2008 г., предусматривающее обязательства по финансированию за счет средств республиканского бюджета мероприятий по государственной поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, согласно графику софинансирования данных мероприятий.

Информация о работе Теоретические аспекты организации финансов учреждений бюджетной сферы