Теоретические аспекты организации финансов учреждений бюджетной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы является анализ финансирования на основе оценки организации бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;
- определить сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций;
- обосновать необходимость проведения анализа финансово планирования в государственном образовательном учреждении;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 175.76 Кб (Скачать)

 

Введение

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. 
При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.

В экономическом  комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных  учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других внебюджетных источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при  любой системе хозяйствования и  в любой модели государственного устройства.

Развитие  экономико-социальной сферы характеризуется  значительным возрастанием роли бюджетных  учреждений.

Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг  широким слоям населения.

Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций  способствует более эффективному использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации анализа показателей их финансово - хозяйственной деятельности.

Предметом исследования является: особенности организации финансов учреждений бюджетной сферы.

Объектом исследования дипломной работы является муниципальное образовательное учреждение Бурен-Бай-Хаакская средняя общеобразовательная школа.

Цель дипломной работы является анализ финансирования на основе оценки организации бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

- определить  теоретические аспекты, понятия  и сущности финансового планирования  в некоммерческих организациях;

- определить  сущность организации финансового  планирования в деятельности  бюджетных организаций;

- обосновать  необходимость проведения анализа  финансово планирования в государственном  образовательном учреждении;

- проанализировать  финансово-хозяйственную деятельность  бюджетной организации;

- дать  оценку финансового состояния  и финансовых результатов образовательной  организации;

- разработать  комплекс рекомендаций по улучшению  финансового планирования бюджетной  организации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:

- нормативно-правовые  и законодательные акты, регламентирующие  деятельность бюджетных организаций;

- современные  методические приемы и способы  количественного и качественного  анализа финансово-хозяйственной  деятельности;

- монографическая  и учебная литература по изучаемым  вопросам;

- публикации  в специализированных изданиях  по данной тематике.

- данные  бухгалтерской отчетности Бурен-Бай-Хаакская средняя общеобразовательная школа за 2009, 2010 и 2011 года.

 

Глава 1. Теоретические аспекты  организации финансов учреждений бюджетной  сферы

1.1 Нормативное регулирование  деятельности бюджетных учреждений

Каждая  наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей  целью присущими ей методами.

Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической  теории, макро- и макроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и  т.д. Экономика изучает воздействие  общих, частных и специфических  законов на развитие экономических  процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических  явлений и процессов, которые  происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета  является кругооборот капитала в  процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные  операции, процессы и связанное с  ними движение средств предприятия  и результаты его деятельности.

В специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки  самых разных его формулировок. Все  определения предмета АХД можно  сгруппировать следующим образом:

а) хозяйственная деятельность предприятий;

б) хозяйственные процессы и явления.

При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную  деятельность как технологический  процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических  процессов. Результаты экономических  процессов как следствие планируются  и прогнозируются на будущее в  соответствующих показателях, учитываются  по мере фактического формирования и  затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом  же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

Отличительные особенности данного  анализа состоят в следующем:

  • он построен исключительно исходя из предпосылок и ограничений, действующих в условиях централизованно планируемой экономики и не предполагающих наличия реальных рыночных механизмов в экономике;
  • он проводится обычно в ретроспективном аспекте;
  • его квинтэссенцией являются:

 

 а) анализ выполнения плановых заданий по различным показателям  и  
 б) жестко детерминированный факторный анализ;

  • он затрагивает не только и не столько финансовую сторону деятельности предприятия, сколько предполагает комплексную оценку абсолютно разнородных (с позиции, например, бухгалтера или финансового менеджера) сторон деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации может быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный. Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы - доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия.

Поскольку все же главным фактором для аналитика является наличие  информационных ресурсов, наиболее распространено подразделение анализа на внешний  и внутренний. В рамках внешнего финансового анализа, как правило, несложно выделить процедуры, относящиеся к объекту анализа и информационно обеспеченные доступной отчетностью. Например, комплексный анализ будет включать аналитические процедуры, упорядоченные, в частности, по разделам баланса, анализ имущественного потенциала предприятия - процедуры, определяемые логикой построения актива баланса и т. д. Если речь идет о внутрифирменном анализе, то, как правило, берется соответствующая методика внешнего анализа и дополняется процедурами, информационно обеспеченными внутренней отчетностью, данными оперативного и бухгалтерского учета.

Особенность финансово-правового  статуса бюджетных учреждений состоит  в том, что основным источником его  финансирования выступает государственный (муниципальный) бюджет. Вкладывая денежные средства в бюджетные учреждения, государство должно таким образом  закладывать основы эффективной  деятельности органов государственной  власти, а также основы стабильного, культурного и экономического развития общества. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, законом Российской Федерации «Об образовании», законом Республики Тыва «Об образовании», другими законодательными и нормативными правовыми актами, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, образование и Министерства образования Республики Тыва.

 Особенностью  бюджетного учреждения является  и сохраняющийся им статус одной из разновидностей такой организационно-правовой формы некоммерческой организации, как учреждение. Законодательное определение учреждения содержится в ст. 120 ГК РФ, согласно которой это - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В качестве разновидностей государственных или муниципальных учреждений Кодекс называет бюджетные и автономные учреждения. Пунктом 3 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. К таким актам можно отнести Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующий правовое положение бюджетного учреждения.

Согласно  статье 161 БК РФ бюджетное учреждение – это организация, созданная  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для  осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы  доходов и расходов (далее –  смета). В смете отражаются все  доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных  внебюджетных фондов, так и от осуществления  предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной  или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением  на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При исполнении сметы бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников1 (п.6 ст. 161 БК РФ). Данная норма корреспондирует статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Таким образом, возможность бюджетного учреждения распоряжения внебюджетными доходами, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, полностью соответствует гражданскому законодательству, однако, как представляется, это значительно снижает его заинтересованность в качественном осуществлении основной деятельности (предоставление государственных, муниципальных услуг). Кроме того, деятельность на нерыночной основе создает необоснованные конкурентные преимущества бюджетных учреждений перед негосударственными организациями.

    1. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений

 

С принятием Федерального закона № 83-ФЗ изменился основные финансовые механизмы функционирования школы.

Реформирование бюджетного сектора  российской экономики направлено в  первую очередь на обеспечение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг для населения. В связи  с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты – бюджетные  средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому  гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества.

Государственные (муниципальные) услуги – это "услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями".

Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ

Одним из этапов бюджетной реформы  является реализация положений принятого 8 мая 2010 г. Федерального закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ), который вносит существенные изменения в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность некоммерческого сектора, и задает новые правовые и экономические условия работы государственных и муниципальных учреждений.

Информация о работе Теоретические аспекты организации финансов учреждений бюджетной сферы