В современном
обществе без информационных технологий
невозможно наладить эффективную работу
структуры управления, повысить скорость
обработки и принятия решений
и снизить вероятность управленческих
ошибок.
Стоит согласиться
с Е.А. Федченко, что новые условия хозяйствования
требуют внедрение современных средств
вычислительной техники и обработки учетно-финансовой
информации. Рыночная экономика обуславливает
развитие прогрессивных информационных
технологий в практике бухгалтерского
учета9.
Одной их
таких технологий является - автоматизированная
система «Смета», разработанная
НПО «Криста», которую предлагается
внедрить в МОУ Бурен-Бай-Хаакской СОШ
. «Смета» является универсальной системой
автоматизации бухгалтерского учета в
бюджетном учреждении. Данная система
позволяет автоматизировать учет от ввода
первичных документов до формирования
отчетности. В базовую конфигурацию АС
«Смета» входят следующие рабочие места,
Кадры, Заработная плата и табель, Касса,
Банк и смета, Основные средства, материалы
продукты питания, МБП и Общая бухгалтерия.
Достоинствами
системы является ее прозрачность,
многопользовательский доступ к
базе данных, большой спектр документов
и выходных форм, соответствующих
законодательству РФ, а также возможность
разграничения прав пользователей, ведение
журнала бухгалтерских операций с многоуровневой
аналитикой.
Заключение
В рамках
управления организацией ежедневное управление
денежными средствами через планирование
часто рассматривается как рутинная
и малозначительная деятельность. Но
результаты этой деятельности затрагивают
благополучие учреждения в целом. Деятельность
любого предприятия невозможна без
финансового планирования. Нельзя забывать
о том, что мы находимся в особо
жестких условиях российской экономики,
в которых некоторые рыночные
законы действуют с точностью
до наоборот, однако, с учетом того,
что до перестройки наша страна в
течение многих лет являлась ярким
примером авторитарной директивно-плановой
экономики, то процесс планирования
имеет под собой многолетний
опыт. Разумеется, с наступлением этапа
реформ в нашем государстве изменились
как методы планирования, так и
его задачи.
Финансовое
планирование помогает сделать возможной
подготовку к использованию будущих
благоприятных условий; прояснить
возникающие проблемы; улучшить координацию
действий в организации, увеличить
возможности в обеспечении школы
необходимой информацией; способствовать
более рациональному распределению
ресурсов; улучшить контроль в организации.
От того,
насколько прогнозирование будет
точным и своевременным, а также
соответствовать поставленным проблемам,
будут зависеть, в конечном счете,
конечные результаты деятельности организации.
Сложившаяся
в бюджетных предприятиях методология
и методика планирования базируется
на концепции централизованного
народнохозяйственного планирования,
созданной применительно к условиям
бывшего хозяйственного комплекса
Советского Союза, и не в полной мере
соответствует рыночному хозяйственному
механизму. Основные недостатки действующей
системы планирования сводятся к
следующему: предприятия не используют
долгосрочное перспективное планирование,
мотивируя это неопределенностью
условий хозяйствования и динамизмом
внешней среды. Принимаемые плановые
решения охватывают период не более года.
В основном же планы разрабатываются на
квартал с разбивкой заданий по месяцам.
Составляемые планы носят фрагментарный
характер, не содержат необходимых разделов
и показателей, что не способствует целостности
и комплексности планирования и снижает
эффект от его применения. Составляемые
планы, будучи по своей форме директивными,
не содержат механизма корректировки
в процессе их реализации, что вносит определенную
дезорганизацию в работу учреждения и
подрывает доверие исполнителей к возможностям
средств и методов планирования, снижает
исполнительскую и финансовую дисциплину
и ответственность за конечные результаты
деятельности предприятий.
Среди финансовых
планов МОУ Бурен-Бай-Хаакской СОШ ключевыми
являются сметы доходов и расходов по
бюджетным и внебюджетным источникам.
Они включают в себя информацию о плановых
и фактических доходах и расходах, связанных
с текущей деятельностью школы в течение
определенного времени.
В то же
время для руководства школы
можно рекомендовать использовать
полную систему финансовых планов для
бюджетных организаций, которая
включает в себя следующие элементы:
-
прогноз баланса;
-
прогноз отчета о прибылях
и убытках (аналог сметы о
доходах и расходах);
-
прогноз движения денежных средств.
Данные
финансовые планы должны составляться
в разрезе бюджетных и внебюджетных
источников финансирования. В дипломном
проекте были предложены рекомендации
и сами формы составления данных
финансовых планов с учетом специфики
работы учреждения.
Создание
на базе школы отдела автоматизации
финансового планирования позволит
также усовершенствовать финансовое
планирование в данной организации.
Однако
следует иметь в виду, что ориентация
руководства бюджетных организаций
на финансовые показатели, должна быть
достаточно объективной, так как
деятельность предприятий сильно зависит
от бюджетного финансирования. Руководству
школы необходимо использовать финансовое
планирование с учетом специфики
своей деятельности, внешней и
внутренней среды предприятия, зависимости
от бюджета.
Таким образом,
цель дипломного проекта - анализ финансового
планирования в бюджетном учреждении
и разработка рекомендаций по его
совершенствованию – достигнута,
а также решены следующие задачи:
- определены
теоретические аспекты, понятие
и сущность финансового планирования
в некоммерческих (бюджетных) организациях;
- определены
сущность организации финансового
планирования в деятельности
бюджетных организаций;
- обоснована
необходимость проведения анализа
финансово планирования в бюджетном
образовательном учреждении;
- проведен
анализ финансово-хозяйственную
деятельность бюджетной организации;
- дана
оценка финансового состояния
и финансовых результатов образовательной
организации;
- разработан
комплекс рекомендаций по улучшению
финансового планирования бюджетной
организации.
Получение
образования - это право любого человека,
не зависящее от положения в обществе
и от физического состояния. Это
право закреплено Конституцией Российской
Федерации. Наряду с опережающим
повышением объема бюджетного финансирования
этой сферы, созданием условий повышения
эффективности использования бюджетных
средств необходимо привлечение
образовательным учреждением внебюджетных
финансовых ресурсов. Меры, нацеленные
на увеличение бюджетного и внебюджетного
финансирования образования, должны сочетаться
с мерами, направленными на оптимизацию
использования ресурсов этой сферы.
При этом экономическая эффективность
не может противопоставляться социальной.
Финансирование образовательных учреждений
представляет собой процесс, направленный
на решение его текущих задач и задач развития.
В целом объем бюджетных ассигнований
на реализацию государственных гарантий
в области образования в современно России
определяется на основе применения элементов
стандартизации процесса обучения, финансового
нормирования расходов, формирование
государственного (муниципального) заказа
по видам бюджетных услуг. Однако нельзя
не сказать, что при любой системе финансирования
экономическая эффективность и социальная
справедливость в образовании должны
дополнять друг друга.
В условиях
нестабильной экономики и несовершенства
законодательной базы особую актуальность
приобретают вопросы финансового
обеспечения образования, основанного
на расчетах реальной потребности в
бюджетных ассигнованиях. Хроническое
недофинансирование системы образования
привело ее к кризисному состоянию.
Недостаточное
финансирование общеобразовательных
учреждений приводит к снижению материально
- технического обеспечения учреждений,
низкому уровню оплаты преподавательского
труда, в связи, с чем снижается число квалифицированных
преподавателей. Что в свою очередь ведет
к снижению качества обучения. В школах
нарушаются санитарно - гигиенические
нормы, постоянно не хватает средств на
оплату коммунальных услуг, ремонт зданий
и оборудования. Учебный процесс не обеспечен
в достаточной мере учебниками и учебными
пособиями, компьютерной техникой. В школах
большое значение отводится дополнительному
образованию, или как раньше говорилось
«внеклассной работе». Оно по своей сути
значительно шире внешкольной работы.
Оно направлено на решение целого комплекса
задач, причем главные из них - образовательные,
а не только связанные с включением ребенка
в тот или иной вид деятельности по интересам.
Внеурочная работа тесно связана с дополнительным
образованием, но по содержанию не совпадает
с ним. Она ориентирована на удовлетворение
потребностей в неформальном общении
и имеет выраженную воспитательную направленность.
Специалисты, организующие внеурочную
работу, должны выявлять интересы ребят
и направлять. Должно расширятся пространство,
в котором воспитанники могут развивать
свою творческую активность, т.е. демонстрировать
способности, которые часто остаются невостребованными
основным образованием. Необходимо создавать
благоприятный психологический фон для
достижения успеха, что, в свою очередь,
позитивно отражается на учебной деятельности.
Очевидно,
что немаловажную роль в деятельности
школ играют благотворительные пожертвования.
Финансирование, дарение имущества,
безвозмездное выполнение работ
и предоставление учреждениям в
форме благотворительной помощи
в настоящее время приобретает
все больший удельный вес в
содержании образовательных учреждений.
Законодательство создает широкие
возможности для поддержки образования
путем пожертвований, благотворительной
деятельности.
Список использованных
источников
Нормативные документы
- Бюджетный кодекс
РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010)
- Гражданский кодекс
РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) (ред.
от 27.12.2009)
- Федеральный закон
от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных
(муниципальных) учреждений"
- Федеральный закон
от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
(ред. от 18.10.2007)
- Федеральный закон
от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (ред. от 08.05.2010)
- Федеральный закон
от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
(ред. от 19.05.2010)
- Закон РФ от 10.07.1992
№ 3266-1 "Об образовании" (ред. от 17.06.2010).
- Закон «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросу поддержки социально
ориентированных некоммерческих организаций» Федеральный закон
от 05.04.2010 N 40-ФЗ.
- Приказ Минфина РФ от 24 августа 2007 г. №72н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» // В соответствии с письмом Минюста РФ от 27 сентября 2007 г. № 01/9531-АБ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в «Финансовой газете» - Региональный выпуск, 11 октября 2007 г., №41
Литература
- Борисов А.Н. «Особенности правового положения бюджетных учреждений». – М., ЗАО Юстицинформ, 2008. С. 11-16.
- Бродская Т. Карпухин Н., Луссе А. «Макроэкономика». - М., 2007. №11. С.15.
- Воронин А.А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг // Финансы. 2008. №12. С.21-23.
- Кельчевская Н.Р., Прохорова Н.Б., Павлова М.Б., Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения - Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2010. - 127 с.
- Кузьмин Г.Н. Особенности составления отчетности некоммерческими организациями. // Экономика и жизнь, Бухгалтерское приложение, 2009. февраль, № 6, с. 7-14.
- Клюев А.К. Организация финансового менеджмента в вузе // Университетское управление. - 2008. - №4 (15). - С.12-20.
- Ковалев В.В., Финансовый анализ. - М, Финансы и статистика, 2006. - 432 с.
- Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях - М.:ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
- Маркина Е.В. Финансы. ВУЗ в условиях реформирования бюджетного сектора. // Финансы и кредит, 2004. № 15. С. 12.
- Методика анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности в оперативном управлении образовательных учреждений // Университетское управление (Специальный выпуск). 2001. №1 (16).
- Молчанов И.П. Финансирование социальной сферы в условиях реформирования межбюджетных отношений.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2002., январь, № 1 (49), С.4 -5.
- Мусарский М.М., Экономика и финансы образования - М.: Финансы и статистика, 2009 г. № 2. С. 23 -25.
- Нестерова И.И. Бизнес-план учебного заведения - основа принятия стратегических и тактических решений // Маркетинг. 2008. №1. С.102-104.
- Панков Д.А., Головкова Е.А., Пашковская Л.В., Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации - М.: Новое знание, 2008. - 409 с.
- Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, - СПб: Питер, 2007. - 224 с.
- Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. - 232 с.
- Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2008. - 503 с.