Теоретические аспекты организации финансов учреждений бюджетной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы является анализ финансирования на основе оценки организации бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;
- определить сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций;
- обосновать необходимость проведения анализа финансово планирования в государственном образовательном учреждении;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 175.76 Кб (Скачать)

 

Как видно  из Таблицы объем бюджетных средств  в рублевом эквиваленте за последние 3 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2011 год, почти на 19 % превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию МОУ Бурен-Бай-Хаакской СОШ в 2009 году, а объем, утвержденный на 2011 год - на 3 %. Существенный рост объема финансирования в 2010 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей:

- оплата труда госслужащих - на 65,5 %;

- начисления  на оплату труда - на 65,5 %;

- транспортные  услуги - на 80 %;

- оплата  потребленной электроэнергии - на 20,4 %.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился объем утвержденного финансирования на следующие позиции:

- приобретение  предметов снабжения - на 17,5 %;

- оплата  коммунальных услуг - на 25 %, за  счет роста финансирования на оплату потребления электроэнергии на 82.3 %.

- оплата  труда госслужащих - на 7.5 %.

В то же самое время объем финансирования на нижеперечисленные позиции сократился:

- транспортные  услуги;

- оплата  содержания помещений;

- трансферты  населению;

- приобретение  оборудования.

Из года в год сокращается финансирование расходов на капитальный ремонт.

Для того чтобы определить, в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы, рассмотрим еще одну сводную таблицу (см. Таблица на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов.

Таблица Динамика объема финансирования МОУ Бурен-Бай-Хаакской СОШ за счет поступлений из бюджета за период с 2009 по 2011 г.г. (тыс. руб.)

Наименование  статьи расходов

Код статьи

2010

2011

% от сметы

2010

2011

% от сметы

1

2

3

4

5

6

7

8

текущие расходы

100 000

           

оплата  труда гос. служащих

100 100

642,15

96,6

1100,1

99,9

1183,0

100

оплата  труда гражданских служащих

110 110

642,15

96,6

1100,1

99,9

1183,0

100

оплата  труда внештатных сотрудников

110 140

           

начисления  на оплату труда

110200

218,6

91,9

389,9

99,0

424,0

100

приобретение  предметов снабжения

110 300

279,6

48,3

208,6

34,6

510,0

722,0

медикаменты

110 310

2.0

100

0

0

0

0

мягкий  инвентарь и обмундирование

110 320

53,6

59,2

18,8

60,7

47,3

70,6

продукты  питания

110 330

224,0

49,3

184,7

34,6

445,9

72,7

оплата  ГСМ

110 340

0

0

3

15

0

0

прочие  расходные материалы

110 350

0

0

2,1

15

16,8

120

командировки  и служебные разъезды

110 400

0

0

0

0

0

0

транспортные  услуги

110 500

0

0

0

0

0

0

Оплата  услуг связи

110 600

4

57,1

0

0

0

0

оплата  коммунальных услуг

110 700

937,7

74,5

1187,3

104

1123, 5

78,6

оплата  содержания помещений

110 710

16,3

28,4

0

0

42,5

96,6

оплата  потребления тепловой энергии

110 720

629,5

99,4

676,0

95,5

826,2

93,5

оплата  потребления электрической энергии

110 730

136,9

86,4

236,4

124

194,6

55,9

оплата  водоснабжения помещений

110 740

155,0

38,8

74,92

158,7

60,2

39,1

прочие  коммунальные услуги

110 770

0

0

0

0

0

0

Прочие  текущие расходы на закупку товара

111 000

2,6

7,2

0

0

5

14,7

трансферты  населению

130 300

47,8

31,2

50,2

28,4

178,3

123,0

приобретенное оборудование и предметы длительного  пользования

240 100

0

0

0

0

67,0

231,0

Капитальный ремонт

240 300

85,5

57

0

0

50,0

89,3

  итого расходов

800 000

2218,0

67,3

2936,1

74,9

3540,8

87,9


 

Как показывают данные Таблицы  ситуация с выполнением  сметы финансирования с каждым годом  улучшается. Если в 2009 году профинансировано было лишь 67,3 % от утвержденной Отделом образования Каа-Хемского кожууна сметы, то в 2011 - выполнение плана по сметному финансированию - 87.9 %, что на 20,6 % выше, чем в 2009 году и на 13 % выше, чем в 2010 году.

Наиболее  успешно обстоит дело с финансированием  таких статей как:

- оплата  труда гражданских служащих;

- начисления  на оплату труда;

- оплата  коммунальных услуг.

Хуже  всего финансируются:

- приобретение  предметов снабжения

- командировки  и служебные разъезды;

- транспортные  услуги;

Помимо  основной деятельности, МОУ Бурен-Бай-Хаакской СОШ также осуществляет предпринимательскую деятельность и сдает в аренду помещения, получая от этого доход. Динамику доходов, утвержденных Отделом образования Каа-Хемского кожууна в смете доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды оценить, используя данные.

Таблица .

Динамика  доходов от предпринимательской  деятельности МОУ Бурен-Бай-Хаакской СОШ за период с 2009 по 2011 год.

Наименование показателя

2009 г.

тыс.руб

%

2010 г.

тыс.руб

%

2011 г.

тыс.руб

%

Аренда

203,6

27,12

342,9

39,10

630,4

60,54

Поступления от платной образовательной деятельности

371,2

49,44

343,6

39,18

356,7

34,26

Добровольные пожертвования и  взносы

175,9

23,44

190,6

21,72

54,2

5,20

Всего

750,7

100

877,1

100

1041,3

100


 

Эти данные показывают изменения, произошедшие в  структуре утвержденных доходов  от предпринимательской деятельности МОУ Бурен-Бай-Хаакской СОШ. Из года в год растет доля утвержденных доходов от сдачи помещений в аренду с 27 до 61 %. В то же время доля добровольных пожертвований ежегодно снижается с 24 до 5 %.

Общая динамика утвержденных доходов от предпринимательской  деятельности характеризуется неуклонным ростом. Наблюдается рост утвержденных доходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 17 %, а в 2011 году по сравнению с 2010 - на 19 %.

Итак, на протяжении 3-х лет большую долю в структуре утвержденных на осуществление предпринимательской и прочей деятельности, приносящей доход, расходах имеет статья 111 000 или прочие текущие расходы на покупку товаров, в которую входят: оплата текущего ремонта оборудования, зданий и сооружений. Она составляет около 1/3 всех утвержденных сметой расходов на осуществление предпринимательской деятельности. Вторая по значимости статья 110 100 - оплата труда государственных служащих. Составляет около 1/5 всех утвержденных расходов. С каждым годом увеличивается доля приобретенных предметов снабжения, что происходит за счет увеличения утвержденных расходов на прочие расходные материалы.

Общая динамика утвержденных расходов отличается их ростом. Утвержденные расходы в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросли на 19 %, а в 2011 по сравнению с 2010 годом - на 32 %.

Сравнивая данные о динамике утвержденных доходов  и расходов от предпринимательской  деятельности и аренды, мы видим, что  ежегодно сумма расходов превышает  сумму доходов на величину остатка  денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения с прошлого отчетного  периода. То есть, в целом соблюдается  соотношение: доходы от предпринимательской деятельности равны расходам на ее осуществление.

Данные  баланса сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам свидетельствуют, что фактические расходы на осуществление предпринимательской деятельности составили:

В 2009 году - 128 577 руб., что больше, чем полученные доходы на 60 802 руб.

В 2010 году - 142 508 руб., что меньше, чем полученные доходы на 63 879 руб.

В 2011 году - 304 572 руб., что меньше, чем полученные доходы на 52 096 руб.

3.4 Предложения по  совершенствованию финансового  обеспечения МОУ Бурен-Бай-Хаакской СОШ и пути решения проблем финансирования его деятельности

Современное состояние бюджетного финансирования образования принято характеризовать  в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального  функционирования учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим  образом:

оплата  труда;

стипендия;

трансферты;

оплата  коммунальных услуг;

остальные виды расходов.

Такая оценка распределения значимости обеспечения  расходов связана с тем, что действующее  законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства  за обеспечение определенного уровня финансирования образования:

- выделение  на нужды развития образования  не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное  образование не менее 3% расходной  части федерального бюджета;

- определение  уровня оплаты труда работников  образования в зависимости от  уровня оплаты труда в промышленности;

- установление  доплат, надбавок, присущих только  работникам образования.

По мнению В.А. Шарова, выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует  увеличения ассигнований на образование  только из федерального бюджета по разным оценкам в 24 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования  находится в состоянии «перенапряжения».

Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации  порядок финансирования образования  имеет некоторые противоречия с  действующим законодательством  об образовании. Это снижает эффективность  использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам (т.е. расходам, связанным  с обеспечением движения бюджетных  средств «по инстанциям» бюджетного процесса содержанием органов казначейства, оформлением документов, снижением  скорости перемещения денег, расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.)7.

Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования  в основном опирается на документы  и материалы, разработанные для  условий планово-директивной экономики  и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом заменяется несколько иным понятием «отсутствия  финансирования по отдельным статьям». Создается «лукавая ситуация», когда  деньги на образование вроде бы и  выделяются, а вот каким образом  удается сохранять устойчивость системы, учредителя вроде бы и не интересует.

По мнению И.И. Нестеровой, в законодательной  базе, определяющей механизм бюджетного финансирования образования, отсутствует  механизм, позволяющий с единых позиций  решать возникающие частные вопросы  финансирования, руководствуясь единственным критерием целями, на достижение которых  направляются бюджетные средства. Целевой  характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению эффективности использования бюджетных средств8.

Все это  позволяет предположить, что бюджетная  политика государства, точнее финансовых органов, направлена в первую очередь  на решение проблем учета и  контроля использования бюджетных  средств, а не на решение проблем  обеспечения деятельности сферы  образования.

Решение этих и других конкретных проблем  бюджетного финансирования видится  по двум основным направлениям:

- совершенствование  нормативно-методической базы бюджетного  финансирования образования;

- дальнейшее  развитие и совершенствование  организационно-экономического механизма  функционирования системы образования.

В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев:

- передачу  права утверждения сводной сметы  доходов и расходов образовательного  учреждения руководителю этого  учреждения (порядок согласования  расходов внутри учреждения устанавливается  уставом, решением ученого совета  и т.п. открытой процедурой);

- включение  бюджетополучателей в процедуру  разработки проекта бюджета. 

Это обусловлено  тем, что и действующий порядок  распределения бюджетных средств, и установленное законодательством  требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных  образовательных учреждений, связанных  с их профилем, материальной базой, территориальным расположением  и другими факторами, которые  не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

- доведение  уведомлений о бюджетных обязательствах  и лимитов бюджетных ассигнований  одной строкой;

- предоставление  права бюджетополучателям осуществлять  расходование средств бюджета  в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их  распределение по статьям экономической  классификации;

-сохранение  за бюджетным учреждением остатка  средств, обоснованно образовавшегося  по состоянию на 31 декабря текущего  года на счете бюджетного учреждения.

Сейчас  трудно определить направления дальнейшего  совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования. Слишком многими факторами они  определяются и слишком неопределенными  могут быть и последствия изменений  такого рода. Ясно одно, необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных  преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный  запуск механизмов саморегулирования.

Основные  подходы к организационно-экономическому реформированию системы п образования  можно сформулировать следующим  образом:

- реструктурирование  действующих потоков финансовых  средств, направленное на более  эффективное их использование. 

- создание  условий, стимулирующих развитие  платежеспособного спроса на  подготовку спортсменов по уровням  квалификации, а также на получение  дополнительного образования, т.е.  формирование дополнительных (внебюджетных) источников финансирования этой  сферы. 

Финансирование  образовательных учреждений должно осуществляться по следующим направлениям.

Государственный заказ

Финансирование  госзаказа должно осуществляться на основе нормативов в расчете на 1 учащегося, которые будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости  подготовки по различным специальностям. Финансирование будет производиться  без разбивки выделяемых средств  на отдельные предметные статьи.

Информация о работе Теоретические аспекты организации финансов учреждений бюджетной сферы