Лекции по "Социальной экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 22:10, лекция

Краткое описание

Лекция №1. Введение в дисциплину.
Лекция №2.Среда человека
Лекция № 3. Основные категории экологии
Лекция №4. Взаимоотношения общества и природы.
Лекция № 5. Глобальные проблемы человечества

Файлы: 1 файл

лекция 11111.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Вопрос 4. Проблема отходов.

Отходы - это то, что не может быть использовано в быту или производстве.

Отходы могут быть промышленные (остатки сырья, полуфабрикатов. Которые образовались после производства). В наст время утилизируется 1/5 отходов.  Рециклизация - повторное использование отходов.

Опасные отходы - это отходы сод в своём составе токсичные вещества или обладающие свойствами, опасными для ОПС и здоровья Ч. К ним относятся отходы РАО и ДСО отходы. Многие радионуклиды сохраняющие токсичности в течении 10-1000 мл тыс лет. Твердые РАО хранятся в спец ёмкостях, жидкие - в хранилищах. На ряде предприятий РАО хранятся в открытых водоёмах.

ДСО образ  при сжигании мусора, промышленных отходов. Установлено, что диаксины -  самые токсичные из полученных человеком. Они обладают мутагенным, канцерогенным, свойством, вызывают диаксиновый СПИД. Могут вызвать синдром изнурения.

Вопрос 5. Влияние ОПС  на генофонд.

Здоровый образ жизни может продлить жизнь в среднем на 30 лет.

Генофонд - совокупность наследственной информации вида. Эта информация записана в генах. Гены передаются следующему поколению.  В настоящее время наиболее вероятным является изменение генофонда виде мутагенеза и естественного отбора.

Мутагенез - процесс, поражающий генетическую программу клетки и вызывающий мутации - естественные или искусственно вызванные изменения генетического материала.

Мутагены - факторы, вызывающие мутации: химические соединения,  излучения, электромагнитные поля. Мутации измен структуру ДНК, что приводит к нарушению функций гормональной и иммунной систем, снижается жизнеспособность, возрастает риск злокачественных новообразований.

Любое воздействие на ОПС изменяют направленность отбора, создавая давление на популяцию и изменяя частоты соответствующих генотипов. Люди не равноценны в отношении устойчивости к неблагоприятным факторам. Поэтому отбор работает в пользу устойчивых, невзирая на их личностные социально ценные качества. Это сокращает разнообразие людей и вымывает из популяции редкие гены, способствующие развитию социально ценных свойств.

Генофонд сложился в процессе эволюции.  Его необходимо сохраняется таким, каким его создала природа. Благодаря этому многообразие людей позволит динамично развиваться человеческой культуре, достижение которой гуманистический принцип равенства всех людей.

 Существует дрейф генофонда и миграция генов - приток генетической информации из других популяций.

 

Лекция  № 5. Глобальные проблемы человечества.

Вопросы:

  1. Демографическая  проблема и её последствия.
  1. Ресурсный кризис.
  1. Загрязнение среды.
  1. Социальные  загрязнения.

Вопрос 1. Демографическая  проблема и её последствия.

Демография – (от греч демос- народ) - наука, изучающая население и закономерности его развития. Демографическая проблема- изменение численности  населения и последствия этого явления.

В истории  Человечества всегда наблюдался рост численности населения, но раньше он регулировался естественным путём.

В настоящее  время численность населения  почти 7 миллиардов. Ежесекундно на планете рождается 3 человека. Основной демографический показатель- коэффициент рождаемости=3,6-3,8.

Демографический взрыв- резкое увеличение население. Причины:

  • -улучшение медицинского обслуживания,
  • -освобождение стран 3 мира от гнёта,
  • -неграмотность населения.,
  • -Отсутствие социального обеспечения стариков,
  • -подъём экономики.

Основной  прирост населения приходится на развивающиеся страны - южная и юго-восточная Азия, Южная Америка, Экваториальная Африка. В развитых странах преобладают семьи с 1-2 ребёнка. Коэффициент рождаемости 1,9 %. В России коэффициент рождаемости - 2. Нулевой или отрицательный прирост.

Последствия демографической  проблемы:

  1. - увеличение  плотности населения. Это увеличит  загрязнение среды, вызовет конфликтность,  снижении ценности жизни, карьеризм,  социальное безразличие, саморазрушение  личности. Увеличится преступность.
  2. -падение уровня жизни. Возрастут цены на жильё, земли, услуги, ресурсы, энергию, дефицит семейного бюджета. Увеличение количества  голодающих и неблагоприятных семей.
  3. -изменение структуры населения. В развитых странах проживает 32,2 % от населения мира. Произойдёт омоложение насел., сокращение продолжительности жизни мужчин, увеличивается число одиноких женщин.
  4. - загрязнение среды. Увеличивается число отходов, рост заболеваемости, запуск механизма естественного отбора.

Вопрос 2. Ресурсный кризис.

Ресурсный кризис обусловлен  несколькими видами ресурсов:

  • -земельные - почва.
  • -водные
  • -биоресурсы
  • -энергетические ресурсы.
  1. Почва - это незаменимый источник продуктов питания. Являясь средством с/х производства. Плодородный слой почвы- гумус-  образуется в течении длительного времени. Почва искусственно не воспроизводима, ограничена и не может быть заменена никакими средствами производства. Это охраняемый объект, символ государственного суверенитета.
  • 40%- бесплодные земли.
  • 20%- малопригодные для обработки.
  • 25  %- леса,
  • 5%- насел пункты,
  • 10%- пашни.

Земельный фонд России -  17 млрд. гектар. В результате антропогенной деятельности происходит истощение почвы - снижение плодородия, сокращение запаса питательных элементов. Загрязнение из за хорошей поглотительной способности почвы.

Эрозия - смыв, сдувание, разрушение верхнего плодородного слоя почвы. Может быть природной и ускоренной.

Уничтожение - полная утрата плодородных земель в результате  антропогенной деятельности.

Минеральные ресурсы - это все пригодные для употребления  вещественные состояния литосферы, которые используются  как минеральное сырьё или источники энергии. Может быть рудным, нерудным-  извлеченные неметаллические компоненты, топливно-энергетическим. Потребности постоянно растут. Основные  потребители- развитые страны- США- 1\3. Происходит потеря при добыче, обработке, транспортировке. Выходом является:

  • Экономия ресурсов, замена на пластик
  • Комплексное использования и переработка вторсырья.
  1. Водные ресурсы - количество подземных и поверхностных вод, которые могут использоваться  в хозяйстве.

Значение  водных ресурсов:

  • Роль  в процессах обмена веществ, круговорот воды.
  • Входит в состав организмов, является средой обитания.
  • Влияет на климат, погоду, участвует в образовании поверхности земли.
  • Используется  в промышленности, в с/х производстве, в быту.
  • Источник дешёвой энергии.
  • Является  путём сообщения.
  • Поставщик рыбы и других морепродуктов.

Водоёмкость человечества достигло 5 тыс куб. км в год. Максимально может быть использовано до 12 тыс.

Последствия перерасхода водных ресурсов:

  • Недостаток  поверхностных вод.
  • Экологические последствия в виде аралов.
  • Перерасход грунтовых вод.
  • Просадка грунта.
  • Поток солёных вод в грунтовые воды
  1. Биоресурсы - все живые средообразующие компоненты биосферы, с заключенными  в них генным  материалом. Лес - это важнейший биоресурс, это природная система, состоит из древ растений, одного или нескольких видов, образующий сравнительно замкнутый древостой. Значение лесов - кислород, органическое вещество. Площадь леса сокращается из-за вырубки и пожаров. Ежегодно из-за вырубки сокращается 2 мл га. леса. Пожарами уничтожается 1 мл га леса ежегодно. Также леса подвержены загрязнению. 

Растения  участвуют в почвообразовании. Являются лекарственным сырьём.

Животные  ресурсы состоят  2% от всего живого, это совокупность всех видов и особей животных, население определяет среду и находится в состоянии естественной свободы.

Причины исчезновения животных:

-неконтролируемая промысловая охота,

-интродукция- случайный или специальный перенос животных из одной среды в другую.

- изменение мест обитания, (вырубка лесов, осушение болот),

-загрязнение среды.

Для сохранения видов  имеется красная  книга.

  1. Энергетические  ресурсы.

Потребность в энергии - одна из основных  потребностей, которая удовлетворяется за счёт углеродсодержащего вида топлива.

  Все источники  энергии подразделяются  на:

- традиционные - используются в наст время, теплоэнергия- принцип действия- пар, полученный  при кипячения воды при высоком давлении подаётся на лопасти турбины, лопасти начин вращаться, а генератор, соединенный  с турбиной начин вырабатывать ток.

Недостатки  ТЭС:

1. необходимо  большое количество топлива, которое  исчерпаемо и не возобновимо.

2.  в  атмосферу выдел углекислый газ.

3. в  атмосферу выдел диоксид серы  и азота, которые являются компонентом  токсичных  осадков.

4. выдел  твёрдые отходы - сажа, зола.

5. в  отходах содержаться ТТМ,

Гидроэнергетика. Турбину вращает вода, сбрасываемая с плотины или с водопада. Недостатки ГРЭС:

  • Созданные  искусственные моря, на дне которых плодородные земли.
  • Плотины вызывают гибель рыб, измен уровень воды в реках, разрушают экосистемы рек.
  • Возможно тепловое загрязнение.
  • Возможен прорыв плотин, который опасен для жизни людей.

Информация о работе Лекции по "Социальной экологии"