Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 22:10, лекция
Лекция №1. Введение в дисциплину.
Лекция №2.Среда человека
Лекция № 3. Основные категории экологии
Лекция №4. Взаимоотношения общества и природы.
Лекция № 5. Глобальные проблемы человечества
Эмпедокл описал процесс возникновения и последовательность развития земной жизни. Он считал, что сначала появлялись растения.
Лукреций Кар - природой управляет определенные законы, которые Ч должен познать и соблюдать их.
Жан Батист Ламарк - Впервые предупредил чел о возможном влияния чел на природу.
Роберт Мальтус - сформулировал закон народонаселения. Численность населения увеличилась в геометрической прогрессии. Предлагал строить города с узкими улицами, переселять дома.
Эрнст Геккель - ввёл термин экология (наука о взаимоотношениях в окружающей среде). Сначала экология изучала все вместе, затем начала разделяться на экологию человечества, экологию растений …. Социальная экология.
1. В изучении появились новые понятия, Ч начал рассматриваться как биосоциальное существо
2. В экологии появилась необходимость рассматривать естественные системы т.к. популяции биосферы не только с учётом естественных процессов, но и с общественностью.
3. Появилась угроза существования Ч в условиях ухудшающегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического нарушения.
4. нарушение экологического равновесия это результат взаимоотношений 3 систем: природной, технической и социальной.
1-е определение СЭ было дано в 1927 г. Его дал Фредерик Марк.
СЭ - это наука изучающая специфические связи между обществом природой, человеком и его жизненной средой в контексте глобальных проблем человечества с целью сохранения и совершенствования среды обитания человека как биосоциального существа.
Основная цель - формулирование принципов существования Ч в любой области жизни.
Основные задачи:
Предмет (исходя из целей и задач) -Закономерность взаимных действий в системе общества природа - человек (с одной стороны изучается влияние среды как совокупности общественного и природного фактора на человека, с другой стороны влияние чел на среду как рамки экологической жизни).
Методическую основу составляет системный подход, экологический мониторинг, моделирование.
Системный подход - высший идеал научного познания. Сформировался в античные времена. Системный подход – это направляющее в методах, которые рассматривают системы как единое целое состоящее из частей. Согласно этому подходу изучать надо не только объект, его внешние функции и его внутренний субстрат.
Экологический мониторинг - это система наблюдения и контроля за состоянием природных объектов и за качеством природной среды. Важным средством экологического мониторинга является биоиндикация - использование для контроля за состоянием среды наиболее чувствительных к появлению в ней вредных примесей.
Моделирование - это метод опосредованного познания действительности, когда изучается не сам объект а его прототип, модель. Модели могут быть аналитические и имитационные. Аналитические - это модели, в которых используются математические формулы, делается прогноз. Имитационные - это модели, в которых основным средством моделирования является компьютер.
- она должна отражать
-она
должна быть адекватна
Главная задача СпСР: оказывать помощь и поддержку людям, попавшим в ТЖС, способствовать реализацию его собственного внутреннего потенциала и направляя его на решение личных проблем.
СпСР должен:
Человек - это субъект общественно - исторического процесса развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудие труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и самосознанием.
Благодаря наличию разума Ч смог преодолеть свою видовую ограниченность. Древний человек смог выжить в результате действия неблагоприятных факторов среды, благодаря не только морфологической адаптации, но и социальной поведенческой адаптации (коллективная охота).
Биосоциальная сущность проявляется в том, что жизнь определенной системой условий, усиление разума происходило с помощью обучения.
Это способствовало овладению широким спектром знаний. Накопление информации происходило по 2 путям - через гены, и социальный путь. Экологическое отличие Ч от других видов - отчётливо выраженная социальность, обусловленная способностью к согласованным общественным действиям, интеллектом и разнообразием орудий труда.
Генетические исследования доказали, что все люди имеют одинаковую генетическую основу.
В качестве характеристики выступают потребность и адаптивность - способность Ч к активному приспособлению к окружающей среде и её изменениям.
Адаптивность зависит от изменчивости и отражает наличие или отсутствие свойств, позволяющие Ч приспособиться. Для характеристики адаптивности используют социальный трудовой потенциал - это способ организации жизнедеятельности, при котором осуществляется различие естественно-природных мер по организации жизнедеятельности созданию оптимальные условий для общей труд деятельности людей.
Здоровье- это характеристика организма Ч, влияющая на процесс взаимодействия Ч со средой, и является результатом приспособления Ч к условиям существования. Для выражения состояния здоровья используются понятия норма, стресс, болезнь и смерть.
Среда- это совокупность условий и влияний, которые изменяют и предоставляют развитие жизни и присутствуют в неком окружении.
Основными элементами является окружение, условие и влияние, взаимосвязь условия и влияния, изменения в окружении, которые возникают в следствии взаимосвязи условий и влияний.
Различают естественную среду - часть природы которая окружает организм; искусственная – состоит из части среды - факторы. Они изменчивы.
По природе факторы могут быть биотические (взаимоотношения между живыми организмами), абиотические (совокупность свойств неживой природы) и антропогенные (формы хозяйственной деятельности Ч, которые изменяют природу и сказываются на жизни других организмов).
По воздействию на организмы факторы разделяются на раздражители, модификаторы (факторы которые вызывают морфологические и анатомические изменения организма - излучение), ограничители (факторы обуславливающие невозможность существования в данной среде).
В искусственной среде присутствуют природные факторы, но они не являются господствующими. Эту среду составляют продукты Ч труда, возникающие, как результат способности Ч приспосабливать природу своим потребностям. Искусственная среда состоит из 2 компонентов - материальная (квазиприрода - элементы природной среды изменяемые или преобразованные чел (парк, дачный участок). Жизнь этих элементов зависит от Ч; артоприрода - искусственно созданные элементы, не имеющие аналога в природе (транспорт, здания, мебель).