Лекции по "Социальной экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 22:10, лекция

Краткое описание

Лекция №1. Введение в дисциплину.
Лекция №2.Среда человека
Лекция № 3. Основные категории экологии
Лекция №4. Взаимоотношения общества и природы.
Лекция № 5. Глобальные проблемы человечества

Файлы: 1 файл

лекция 11111.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Лекция  №1. Введение в дисциплину.

Вопросы:

  1. Введение  в дисциплину.
  1. История развития.
  1. Возникновение СЭ:  цель, задачи, предмет.
  1. Методы  СЭ
  1. Взаимодействие  СЭ и СР.

Вопрос 1. Введение в дисциплину.

    • 500 тыс. лет назад первые знания об экологии.
    • 150 тыс. лет назад Ч научился добывать огонь, строить жилища, благодаря чему улучшил свой ареал.
    • 8000 тыс. лет до н.э. появились первое методы обработки почвы и выращивания сельских культур.
    • 8-5 век до н.р. характеризуются наибольшим прогрессом научного представления о природе. В этот период появляются учёные.

Эмпедокл описал процесс возникновения и последовательность развития земной жизни. Он считал, что сначала появлялись растения.

Лукреций Кар - природой управляет определенные законы, которые Ч должен познать и соблюдать их.

Жан Батист Ламарк -  Впервые предупредил чел о возможном влияния чел на природу.

Роберт Мальтус - сформулировал закон народонаселения. Численность населения увеличилась в геометрической прогрессии. Предлагал строить города с узкими улицами, переселять дома.

Эрнст Геккель - ввёл термин экология  (наука о взаимоотношениях в окружающей среде). Сначала экология изучала все вместе, затем начала разделяться на экологию человечества, экологию растений …. Социальная экология.

Вопрос 2. История развития

Предпосылки возникновения:

1. В изучении появились новые понятия, Ч начал рассматриваться как биосоциальное существо

2. В экологии появилась необходимость рассматривать естественные системы т.к. популяции биосферы не только с учётом естественных процессов, но и с общественностью.

3. Появилась угроза существования Ч в условиях ухудшающегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического нарушения.

4. нарушение экологического равновесия это результат взаимоотношений 3 систем: природной, технической и социальной.

    Вопрос 3. Возникновение СЭ:  цель, задачи, предмет.

1-е определение СЭ  было дано в 1927 г. Его дал Фредерик Марк.

СЭ - это наука изучающая специфические связи между обществом природой, человеком и его жизненной средой в контексте глобальных проблем человечества с целью сохранения и совершенствования среды обитания человека как биосоциального существа.

Основная цель - формулирование принципов существования Ч в любой области жизни.

Основные задачи:

  • Всеобъемлющая диагностика состояния природы и её ресурсов.
  • Отказ от природопотребительской идеологии.
  • Разработка прогнозов измен состояния окружающей среды при разных сценариях экономического и социального развития общества.
  • Выработка критериев оптимизации стратегии поведения экономики и технологии в соответствии с экологической выносливостью природы, что позволит остановить глобальный экономический кризис.

Предмет (исходя из целей и задач) -Закономерность взаимных действий в системе общества природа - человек (с одной стороны изучается влияние среды как совокупности общественного и природного фактора на человека, с другой стороны влияние чел на среду как рамки экологической жизни).

  • Современное урбанизированное общество.
  • Влияние промышленной системы на отношение, в которых живёт человек и на природные условия, необходимые для развития человека.

Вопрос 4. Методы социальной экологии

Методическую  основу составляет системный подход, экологический мониторинг, моделирование.

Системный подход - высший идеал научного познания. Сформировался в античные времена. Системный подход – это направляющее в методах, которые рассматривают системы как единое целое состоящее из частей. Согласно этому подходу изучать надо не только объект, его внешние функции и его внутренний субстрат.

Экологический мониторинг - это система наблюдения и контроля за состоянием природных объектов и за качеством природной среды. Важным средством экологического мониторинга является биоиндикация - использование для контроля за состоянием среды наиболее чувствительных к появлению в ней вредных примесей.

Моделирование - это метод опосредованного познания действительности, когда изучается не сам объект а его прототип, модель. Модели могут быть аналитические и имитационные. Аналитические - это модели, в которых используются математические формулы, делается прогноз. Имитационные - это модели, в которых основным средством моделирования является компьютер.

Модель  должна соответствовать 2 требованиям:

- она  должна отражать 

-она  должна быть адекватна оригиналу.

Вопрос 5. Взаимодействие СЭ и СР.

Главная задача СпСР: оказывать помощь и поддержку людям, попавшим в ТЖС, способствовать реализацию его собственного внутреннего потенциала и направляя его на решение личных проблем.

СпСР должен:

  • Принимать участие в создании добровольных обществ по защите ОПС в пропаганде экологических знаний и распространять достоверную информацию о состоянии ОПС в данной местности, районе, городе.
  • Выдвигать требования при необходимости участвовать в акциях, направленных на ликвидацию антиэкологических поступков, в плоть до приостановки или закрытия вредных предприятий.
  • Иметь плотную связь с СЭС и другими службами, которые ведут контроль за санитарно экологическим состоянием в городе и обо всех нарушениях доводить до сведения населению.
  • Провод активную работу с детьми и подростками по привитию у них бережного отношения к среде, в которой они обитают.
  • Активно участвовать во внедрении экологических программ в промышленных, сельхоз, транспортных и в других отраслях.
  • В разработке и финансировании наиболее эффективны средства ОПС - внедрение экологически чистых технологий.

 

Лекция №2.Среда  человека.

Вопросы:

  1. Ч как биосоциальное  существо.
  1. Среда, среда человека, экологическая  среда, компоненты среды.
  1. Качество  среды, критерии её оценки.
  1. Качество  социальной среды.

Вопрос 1. Ч как биосоциальное существо

Человек - это субъект общественно - исторического процесса развития материальной и духовной культуры на земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудие труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и самосознанием. 

Благодаря наличию разума Ч смог преодолеть свою видовую ограниченность. Древний человек смог выжить в результате действия неблагоприятных факторов среды, благодаря не только морфологической адаптации, но и социальной поведенческой адаптации (коллективная охота).

Биосоциальная сущность проявляется в том, что жизнь определенной  системой условий, усиление разума происходило с помощью обучения.

Это способствовало овладению широким спектром знаний. Накопление информации происходило по 2 путям - через гены, и социальный путь. Экологическое отличие Ч от других видов - отчётливо выраженная социальность, обусловленная способностью к согласованным общественным действиям, интеллектом и разнообразием орудий труда.

Генетические  исследования доказали, что все люди имеют одинаковую генетическую основу.

Характеристика  современного человека:

В качестве характеристики выступают потребность  и адаптивность - способность Ч к активному приспособлению к окружающей среде и её изменениям. 

Адаптивность зависит от изменчивости и отражает наличие или отсутствие свойств, позволяющие Ч приспособиться.  Для характеристики адаптивности используют социальный трудовой потенциал - это способ организации жизнедеятельности, при котором осуществляется различие естественно-природных мер по организации жизнедеятельности созданию оптимальные условий для общей труд деятельности людей.

Здоровье- это характеристика организма Ч, влияющая на процесс взаимодействия Ч со средой, и является результатом приспособления Ч к условиям существования. Для выражения состояния здоровья используются понятия норма, стресс, болезнь и смерть.

    Вопрос2. Среда, среда человека, экологическая среда, компоненты среды.

Среда- это совокупность условий и влияний, которые изменяют и предоставляют развитие жизни и присутствуют в неком окружении.

Основными элементами является окружение, условие и влияние, взаимосвязь условия и влияния, изменения в окружении, которые возникают в следствии взаимосвязи условий и влияний.

Различают естественную среду - часть природы которая окружает организм; искусственная – состоит из части среды - факторы. Они изменчивы.

По природе факторы могут быть биотические (взаимоотношения между живыми организмами), абиотические (совокупность свойств неживой природы) и антропогенные (формы хозяйственной деятельности Ч, которые изменяют природу и сказываются на жизни других организмов).

По воздействию на организмы факторы разделяются на раздражители, модификаторы (факторы которые вызывают морфологические и анатомические изменения организма - излучение), ограничители (факторы обуславливающие невозможность существования в данной среде).  

В искусственной среде присутствуют природные факторы, но они не являются господствующими. Эту среду составляют продукты Ч труда, возникающие, как результат способности Ч приспосабливать природу своим потребностям. Искусственная среда состоит из 2 компонентов - материальная (квазиприрода - элементы природной среды изменяемые или преобразованные чел  (парк, дачный участок). Жизнь этих элементов зависит от Ч;  артоприрода - искусственно созданные элементы, не имеющие аналога в природе (транспорт, здания, мебель).

Информация о работе Лекции по "Социальной экологии"