Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 22:10, лекция
Лекция №1. Введение в дисциплину.
Лекция №2.Среда человека
Лекция № 3. Основные категории экологии
Лекция №4. Взаимоотношения общества и природы.
Лекция № 5. Глобальные проблемы человечества
Термин биосфера применил австрийский геолог Зюс. Вернадский создал учение о биосфере, в котором он дал определение, выделил 3 компонента:
Биосфера - область активной жизни, оболочка земли, состав, структура и энергетика которой обусловлена жизнедеятельностью иных организмов,
Граница биосферы проходит на 3-4 км от поверхности суши и ниже дна океана 5 км. Верхняя граница определяется нарастанием ультрофиолета радиации и проходит на высоте озонового экрана 25 км. В горах на высоте 6 км над уровнем моря.
Структура. В структуру входит косное вещество - это совокупность веществ, в образовании которых живые организмы не участвуют.
Биогенное вещество - это совокупность веществ, которые создаются и перерабатываются живыми организмами (торф, нефть, кислород атмосферы).
Биокосное вещество - это совокупность веществ, которые создаются одновременно живыми организмами и косными процессами, представлял собой систему динамического равновесия тех и других (почва, природные воды, осадочные породы)
Живое вещество - это самая активная форма материи. Это совокупность всех живых организмов, существовавших или существующих на планете. Для них характерна определенная масса и химический состав. Масса всего живого вещества составляет 2,4*10 в 9 степени.
По химическому составу живое вещество включает в себя в себя почти всю таблицу Менделеева. Отличие живое существа от неживого - скорость химических реакций, свойства, структурное соотношение химических элементов.
Функции живого вещества:
Осуществляется в 3 этапа:
– разложение до простых составляющих - кислород, углевод, азот.
- образование гумуса - верхнего слоя почвы.
- вовлеч минеральных веществ в виде гумуса в водоворот.
По мере развития человека между двумя частями экосистемы - живые организмы и неживые вещества, встраивается новая часть, контролирующая. Обмен становится умышленным, выгодным для Ч. Руководствуясь разумом, Ч выбирает лучшее, выбирает поведение. В результате естественные экосистемы трансформируются в социоприродные, состоящие из неживой природы, живой природы и культуры Ч, выражающие его разум. На ранних стадиях развития общества Ч не выделялся из природы. Главная его цель была - приспособление к среде. По мере развития Ч отделился от природы и перешел от приспособления к среде к активному преобразованию среды в соответствии с собственными потребностями. Теряя чуткость Ч пренебрегает природой.
Сосредоточенность
на себе, пренебрежительное
отношение к природе становится причиной нежизнеспособности
общества.
Стремясь к комфорту, люди разрушают
своё здоровье.
Высокий культурный уровень увеличивает
зависимость Ч от природных факторов.
Чтобы приспособиться к условиям среды
у Ч не хватает адаптационных
способностей, в результате
нарушаются главные
законы эволюции - единство
организма и среды.
В этом заключается причина
болезни людей. Все они плата за адаптацию
к чуждой нам среде, которую мы сами творим.
Исторический аспект становления взаимоотношений между Ч и природы складывается из 4 этапов:
Концепции ноосферы - сфера взаимодействия природы и общества в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Понятие ноосферу ввёл француз Леруа. Вернадский в 1926 г. Раскрыл сущность понятия ноосфера. Ноосфера - новое состояние биосферы, высшая степень её развития, охваченная социальной целенаправленной деятельностью Ч, где определяющим фактором развития является разум.
Концепция устойчивого развития. Под устойчивым понимается такое развития, при котором удовлетворения потребность современного Ч не ставит под угрозу благополучие последующих поколений и их способность удовлетворять свои насущные потребности. Концепциия была принята в 1992 г в Рио Де Жанейро, на конференции ООН по окружающей среде и развития. Является действенной для всех стран мира. Был создан международный красный крест - экологического образования, воспитания.
В 1996 г в соотвестсвии с рекомендациями ООН была утверждена концепция перехода России к устойчивому развитию.
Экологическая проблема - это отражение противоречий, возникающих в системе общества природа – человек, на человеке и его жизнедеятельности. Экологические проблемы могут быть локальными, региональными, национальными и глобальными. Следствием экологической проблемы может стать экологический кризис - это нарушение равновесия в экологической среде, при котором Ч выступает как активно действующая сторона. Экологический кризис имеет эффект бумеранга.
-исчерпаемые - возобновимые (растительный и животный мир), относительно возобновимые (почва), невозобновимые (богатство недр),
-неисчерпаемые - водные (исключая пресные воды), климатические (осадки), космические (ультрафиолетовое излучение).
Часть ресурсов, которая включена в хозяйственную деятельность Ч при данных социально экономических возможностях общества и при условии сохранения среды Ч называется природным ресурсным потенциалом. Он экономически оценен и входит в состав национального богатства страны.
Загрязнение - это внесение в экологическую систему несвойственных ей компонентов, структурных или физических загрязнений, нарушающих равновесие этой системы и изменяющих её качество. Загрязнения могут быть естественными - по природным причинам, не связанных с деятельностью человека (извержение вулканов), экосистемы самовосстанавливаются. Антропогенные- возникают в результате хозяйственной деятельности Ч. Экосистема теряет способность к самовосстановлению. Они делятся на физические, химические, биотические.