Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:22, курс лекций
Экология-наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Термин “экология” (от греч. oikos-дом, logos-наука) предложил в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель
Почему каждому человеку, в том числе и инженерно-техническим работникам, необходима экологическая культура и экологическое образование?
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Предмет, структура и задачи экологии
Экология-наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Термин “экология” (от греч. oikos-дом, logos-наука) предложил в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель
Почему каждому человеку,
в том числе и инженерно-
Изначально экология
развивалась как составная
Современная экология - комплексная дисциплина, которая объединяет основы нескольких наук (биологии, химии, физики, социологии, географии, геологии и др.).
Основной объект изучения в экологии – экосистемы - единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Экология также изучает отдельные виды организмов (организменный уровень), популяции (популяционно-видовой уровень) и биосферу в целом (биосферный уровень).
Основной, традиционной,
частью экологии как биологической
науки является общая экология, или
биоэкология, которая изучает взаимоотношени
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
-аутэкологию, исследующую
индивидуальные связи
-демэкологию или экологию
популяций, изучающая
-синэкологию, т. е. экологию сообществ;
-экосистемную экологию;
-биосферную экологию.
Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования, т.е. различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.
На стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология и т.д.
С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Задачи экологии весьма многообразны.
В теоретическом плане к ним относятся:
— разработка общей теории устойчивости экологических систем,
— изучение экологических механизмов адаптации к среде,
— исследование регуляции численности популяций,
— изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
— исследование продукционных процессов,
— исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости,
— моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов-
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:
— прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека,
— улучшение качества окружающей природной среды,
— сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов,
— оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего.
Тема 2. Основные методы экологии
В настоящее время основными методами экологии являются:
- полевые наблюдения, позволяющие получить конкретные сведения о состоянии отдельных видов и популяций; их роли в существовании определенной экологической системы; зависимость от деятельности определенных групп организмов, антропогенного влияния; изменении численности популяций и т.д.
- эксперименты в природных условиях, позволяющие моделировать ту или иную ситуацию, последствия ее развития для конкретного сообщества организмов, биоценоза или биогеоценоза;
- математическое моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях и биоценозах с помощью вычислительной техники; математическое моделирование позволяет произвести количественную оценку изучаемых процессов и явлений. Математическое моделирование позволяет с большой долей достоверности, используя накопленные данные, прогнозировать возможное развитие тех или иных процессов и ситуаций в экологических системах. Однако, используя математические приемы, эколог должен помнить, что в связи с наличием у сложных экологических систем большого числа степеней свободы, а также параметров, зависящих от времени, к этим системам не могут применяться классические, жестко детерминированные алгоритмы управления и прогнозирования. Иными словами, математический расчет в экологии может и должен ориентировать при решении практических вопросов, но не может и не должен предсказывать конкретные частности. Однако развитие количественных методов исследования, превращающих экологию в точную науку, является потребностью времени.
История развития экологии?????
Вопросы для самоконтроля к разделу 1
Вопросы для контроля преподавателю к разделу 1
1. Что такое экология?
1) наука, изучающая
различные загрязнения
2) наука, изучающая
условия существования живых
организмов и взаимосвязи
3) наука, изучающая общие закономерности организации жизни.
2. Основной объект изучения в экологии:
1) популяции;
2) организмы;
3) экосистемы.
3. Термин «экология» предложил
4. Термин «экология» был предложен в
1) 1904 г.
2) 1893 г.
3) 1866 г.
7. Как называется наука, в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов?
8. В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
1) аутэкологию,
демэкологию, синэкологию, экос
2) экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов;
3) биоэкологию, прикладную экологию.
9. Теоретическая экология изучает
10. Прикладная экология изучает
11. Основные теоретические задачи экологии:
12. Основные прикладные задачи экологии:
13. Основные методы экологии:
1) полевые наблюдения,
эксперименты в природных услов
2) полевые наблюдения,
эксперименты в природных
3) полевые наблюдения,
эксперименты в природных
Раздел 2. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Тема 1. Среда обитания и экологические факторы
Среда обитания организма — это совокупность абиотических и биотических условий его жизни. Свойства среды постоянно меняются, и любое существо, чтобы выжить, приспосабливается к этим изменениям.
Земной биотой освоены три основные среды обитания: водная, наземно-воздушная и почвенная вместе с горными породами приповерхностной части литосферы. Биологи еще часто выделяют четвертую среду жизни — сами живые организмы, заселенные паразитами и симбионтами.
Воздействие среды воспринимается организмами через посредство факторов среды, называемых экологическими.
Экологические факторы — это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотическими факторами называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают физические, химические и эдафические.
Физические факторы — это те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.). Например, температура, если она высокая, вызовет ожог, если очень низкая — обморожение. На действие температуры могут повлиять и другие факторы: в воде — течение, на суше — ветер и влажность, и т. п.
Химические факторы — это те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды Если она высокая, жизнь в водоеме может вовсе отсутствовать (Мертвое море), но в то же время в пресной воде не могут жить большинство морских организмов От достаточности содержания кислорода зависит жизнь животных на суше и в воде, и т п.
Эдафические факторы, т е. почвенные, — это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, живущие в них, т. е. те, для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений. Хорошо известно влияние химических компонентов (биогенных элементов), температуры, влажности, структуры почв, содержания гумуса и т. п. на рост и развитие растений.
Однако не только абиотические факторы влияют на организмы. Организмы образуют сообщества, где им приходится бороться за пищевые ресурсы, за обладание определенными пастбищами или территорией охоты, т. е. вступать в конкурентную борьбу между собой. При этом проявляются хищничество, паразитизм и другие сложные взаимоотношения как на внутривидовом, так и, особенно, на межвидовом уровнях. Это уже факторы живой природы, или биотические факторы.