Обращает
на себя внимание, что если природоресурсные
и природоохранные полномочия находятся
в совместном ведении Российской Федерации
и ее субъектов, то гражданское законодательство,
метеорологическая служба, стандарты,
эталоны (а они имеют первостепенное значение
для сертификации, нормирования и паспортизации
в области охраны окружающей среды) отнесены
конституционным законодателем к ведению
Федерации.
Принципиальное
значение для экологии имеет регулирование
имущественных отношений в сфере
природопользования, поскольку от форм
собственности на природные объекты
во многом зависят рациональность и
эффективность их использования, сочетание
экологического, административного, публичного
и гражданско-правового, частного подходов
к владению, пользованию и распоряжению
природными объектами, возможности
государственного, производственного,
общественного и муниципального
экологического контроля.
В статье
9 Конституции РФ использование и
охрана природных ресурсов провозглашаются
как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории, закрепляется возможность
частной, государственной, муниципальной
и иных форм собственности, то есть
разнообразие, защита и равноправие
форм собственности на природные
ресурсы и объекты. Конституционная
формулировка "могут находиться"
дает основания для дискуссий между сторонниками
развития форм собственности либо их сдерживания:
первые полагают, что на все природные
ресурсы разрешены любые формы собственности;
вторые считают, что если в Конституции
записано "могут быть", то это значит,
что природные ресурсы могут и не быть
(по усмотрению законодателя) во всех формах
собственности.
Установление
на федеральном уровне правил имущественного
оборота обеспечивает единство экономического
пространства, стабилизацию природоресурсных
отношений, внедрение в них отработанных,
проверенных веками правовых процедур.
Природоресурсные законы в соответствии
с
Конституцией РФ предусматривают экономически
и социально оправданные различные варианты
осуществления прав собственности: более
12 лет частные начала широко внедряются
в земельных отношениях, где сформировалось
почти
20 млн. собственников садовых участков,
более десятка миллионов владельцев паев
и долей в сельскохозяйственных угодьях,
десяток миллионов собственников земельных
участков под домами и дачами.
Могут
находиться в частной собственности
обособленные непроточные искусственные
водоемы, а также древесно-кустарниковая
растительность, выросшая на земельном
участке, находящемся в частной
собственности.
Преимущественно публичные начала преобладают
в горных, фаунистических и лесных отношениях[?].В
настоящее время вносятся предложения
о распространении частной собственности
на леса, приватизация которых дала бы
ощутимые поступления в бюджеты в ближайшие
годы, упростила бы перевод лесных земель
в нелесные.
Этот
вопрос можно и нужно обсуждать
с учетом рекреационных и глобальных
экологических функций лесов, установившихся
многовековых российских традиций допущения
общего лесопользования без особых
на то разрешений, принадлежности лесных
массивов вокруг городов-миллионеров
(а на них-то и предъявляется главный
спрос) к лесам первой защитной категории,
повреждение и уничтожение которых
недопустимо. В большинстве развитых
государств идет наращивание государственного
фонда лесов преимущественно
за счет их выкупа у граждан; в Турции,
например, 9/10 лесов находятся в
государственной собственности
в целях обеспечения их сохранности
и массового использования населением.
Конституция РФ не исключает частной
собственности на леса и другие природные
ресурсы, и она может быть допущена
федеральным законом с учетом
социально-экономической обстановки
в стране и высказанных соображений.
В соответствии
со ст. 19 и 48 Лесного Кодекса РФ лесной
фонд и расположенные на землях обороны
леса находятся в федеральной
собственности, а разграничение
полномочий между органами государственной
власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов РФ в области использования,
охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства
лесов устанавливается заключенными в
соответствии с Конституцией РФ договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий
между ними. В 1999 году
Верховный Суд РФ признал не соответствующими
федеральному законодательству ряд распоряжений
Правительства РФ, допустивших перевод
лесных площадей в нелесные без проведения
государственной экологической экспертизы[?].
Конституционный
Суд РФ подтвердил конституционность
этих положений
Лесного Кодекса РФ. Его позиция, высказанная
в 1998 году по запросам
Правительства Республики Карелия и администрации
Хабаровского края, состояла в том, что
леса широко используются населением,
являются федеральным достоянием, и передача
части лесного фонда субъектам РФ может
быть допущена лишь в соответствии с федеральным
законом[?].
Арбитражный
суд Хабаровского края прекратил
дело по иску Комитета по охране окружающей
среды к АО "Горводоканал" за
спуск загрязненных сточных вод, обосновав
это тем, что ответчик (Горводоканал) не
брал с пользователей плату за спуск вод
из-за отсутствия нормативов платежей.
В то же время этот суд взыскал с Вяземского
ЖКХ "Водоканал" по иску Комитета
в экологический фонд за сброс в водоем
загрязненных сточных вод. В решении сказано,
что суд руководствовался решением Пленума
Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации
N 22 от 21 октября 1993 г. "О некоторых вопросах
практики применения Закона об охране
окружающей природной среды", в котором
записано, что в случае отсутствия нормативов,
такс и методики расчета ущерба необходимо
руководствоваться фактическими затратами
на восстановление нарушенного состояния
объекта.
Считаю
свой анализ незаконченным, не упомянув
о проблемах взаимодействия органов
местного самоуправления с федеральными
органами в вопросах разграничения
полномочий. Законодательством Российской
Федерации и ее субъектов предусматривается
участие органов местного самоуправления
в деятельности по обращению с отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления
относят "организацию утилизации и
переработки бытовых отходов" [?],что
предполагает осуществление данной деятельности
"в пределах полномочий, предоставленных
им законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской
Федерации" [?]. Более конкретные полномочия
в данной сфере предусмотрены законами
субъектов Российской
Федерации. Так, Закон Хабаровского края
от 28 июля 1999 г. N 146 "Об отходах производства
и потребления" [?]относит к полномочиям
органов местного самоуправления разработку
и утверждение муниципальных программ,
проектов, мероприятий по осуществлению
выбросов, сбросов и обращению отходов
производства и потребления, установление
порядка и условий обеспечения надлежащего
санитарного состояния городов и других
населенных пунктов, лесопарковых, курортных,
лечебно-оздоровительных, рекреационных
зон и иных мест при обращении с отходами
производства и потребления на территории
муниципального образования.[?]
Заключение:
В ходе
проведённого анализа российского
законодательства в сфере охраны
природы, выявились его недостатки
и достоинства. Слабое регулирование
общественных отношений, большое количество
всякого рода коллизий связано с
присутствием пробелов в нормативно-правовой
базе, однако теоретическая база весьма
развита и продумана.
Список
используемой литературы:
[1] См.:
Решение ВС РФ от 17 февраля 1998 г. N ГКПИ
97-249 // www.supcourt.ru
[2] См.: Постановление КС РФ от 9 января
1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности
Лесного кодекса Российской Федерации"
// СЗ РФ. 1998. N
3. Ст. 429.
[3] См.:
п. 17 ч. 2 ст. 6 Федерального закона
от 28 августа 1995 г. "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации".
[4] См.: ст. 8 Федерального закона от 24 июня
1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства
и потребления" // Российская газета.
1998. 30 июня; 2001. 1 января.
[5] См: Сборник нормативных актов Законодательной
Думы Хабаровского края.
1999. N 7 (ч. 1). 24 августа.
[i] !AB8 !$!
. 1960. N 40. !B. 586
[ii] !=AB8BCF8O (-A=>2=>9 0:>=) !>N70 !>25BA:8E !>F80;8AB8G5A:8E
5A?C1;8:. >=AB8BCF88 (-A=>2=K5 0:>=K) !>N7=KE !>25BA:8E
!>F80;8AB8G5A:8E
5A?C1;8:. ., 1985. !. 12, 59.
[iii] !3>;N1>2 !.. >=AB8BCF8 См.: Ведомости РСФСР.
1960. N 40. Ст. 586
[iv] См.: Конституция (Основной Закон) Союза
Советских Социалистических
Республик. Конституции (Основные Законы)
Союзных Советских Социалистических
Республик. М., 1985. С. 12, 59.
[v] См.: Боголюбов С.А. Конституционно-правовые
проблемы охраны окружающей среды в СССР:
Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 1990. С.
9 - 11
[vi] См: Боголюбов С.А. Конституционные
основы охраны окружающей среды.
[vii] См.: Боголюбов С.А. Конституционные
основы охраны окружающей среды в государствах
Европы // Журнал российского права. 2003.
N 6.
6 См.: Попов М.В. О нарушениях конституционных
прав граждан на землю в субъектах Федерации
// Журнал российского права. 1998. N 8.
7 См: А.П. Анисимов, А.П. Алексеев: Полномочия
органов местного самоуправления в области
охраны окружающей среды.
ОХРАНА
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
проблема
рационализации природопользования и
охраны окружающей природной среды.
Уже существуют экологические беженцы
и экологические войны. Условность
государственных границ особенно видна
в районах экологических бедствий.
Примером может служить Африка в районах
наступления Сахары. Когда-то эта пустыня
возникла на месте саванн в результате
перевыпаса скота, а теперь расширяется
со скоростью нескольких километров в
год. Население и животный мир, спасаясь
от голода и жажды, пытаются переместиться
на еще пригодные для жизни территории
соседних государств, что вызывает кровавые
столкновения. Всем стало ясно, что решить
проблемы сохранения окружающей среды
только на уровне отдельных стран в принципе
невозможно. Природный комплекс каждой
страны, особенно небольшой по размеру
занимаемой территории, какими являются
большинство стран мира, неразрывно связан
с природным комплексом соседних стран,
или даже является их составной частью.
Движение воздушных и водных масс, миграция
животных не подчиняются государственным
границам, и даже почвы могут перемещаться
в результате пыльных бурь. Трансграничный
перенос приводит к распространению загрязнения
с территории одной страны на территорию
другой. Например, значительная часть
загрязнения на территорию Канады поступает
из США, а около 20% серы, ведущей к образованию
кислотных дождей, поступает в страны
СНГ через западную границу. В то же время
выбросы предприятий, расположенных в
северо-западных районах нашей страны,
серьезно ухудшают экологическую обстановку
в Финляндии и т. д. Единство и взаимосвязь
биосферных процессов и условность государственных
границ приводят к тому, что ни одна самая
образцовая страна в смысле бережного
обращения к природе, с самым разумным
природоохранным законодательством и
законопослушными гражданами не может
быть ограждена от ухудшения качества
воды, воздуха, почвы, гибели животного
и растительного мира. Поэтому мало совершенствовать
законодательство и системуприродопользования
только в своей стране, необходимо всячески
способствовать развитию международного
сотрудничества и международного законодательства,
регулирующего совместные усилия всех
стран в деле охраны природы.Международное
экологическое правоПонятие международного
экологического праваМеждународное экологическое
право -- совокупность принципов и норм
международного права, регулирующих отношения
его субъектов в области охраны окружающей
среды и рационального использования
ее ресурсов. В отечественной литературе
более распространено название "международное
право окружающей среды".Положение
государств в отношении международной
защиты окружающей среды различно. В развивающихся
странах проблемы экологии могут поставить
под вопрос успех процесса развития, а
средства на изменение ситуации отсутствуют.
В наиболее развитых странах существующая
система потребления ведет к такому истощению
ресурсов не только своих, но и других
стран, которое создает угрозу будущему
развитию во всем мире. Это свидетельствует,
что международная защита окружающей
среды касается всех аспектов развития
общества и является жизненно важной для
всех стран, независимо от уровня их развития.
Поэтому такая защита должна стать элементом
международной политики любого государства.
Поскольку национальные части окружающей
среды образуют единую глобальную систему,
постольку защита ее должна стать одной
из главных целей международного сотрудничества
и составным элементом концепции международной
безопасности. Все вышесказанное стимулирует
динамичное развитие международного экологического
права. Заслуживает внимания особенность
этого развития, состоящая в большой роли
общественности и средств массовой информации.
Многие международные акты в сфере международной
защиты окружающей среды принимаются
правительствами. Массовые движения в
защиту природы, различные партии "зеленых"
становятся все более влиятельными.Позиция
правительств объясняется различиями
в интересах. Международная защита окружающей
среды весьма дорогостояща. Она отрицательно
сказывается на конкурентоспособности
товаров. Мероприятия на своей территории
не препятствуют трансграничному загрязнению.
Например, российские заводы на Кольском
полуострове наносят ущерб окружающей
среде Норвегии. В 1996 г. Россия заключила
соглашение о финансировании Норвегией
установления фильтров на металлургическом
комбинате на Кольском полуострове. В
общем международная проблема решаема
лишь в глобальном масштабе, а это требует
колоссальных средств.Международное экологическое
право начало складываться как обычное
право, прежде всего, это касается его
норм и принципов. Именно так утвердился
основной принцип международного экологического
права -- принцип ненанесения вреда природе
другого государства действиями, совершаемыми
на собственной территории. Сложился наиболее
общий принцип -- принцип защиты окружающей
среды. Идет становление принципа ответственности
за нанесение вреда природе другого государства.
Особо отмечу кардинальный принцип, который
был сформулирован в Декларации Конференции
ООН по окружающей человека среде 1972 г.
следующим образом: "Человек обладает
основным правом на свободу, равенство
и должные условия жизни, на окружающую
среду такого качества, которое дает возможность
жить достойно и благополучно".Международное
экологическое право тесно связано не
только с правами человека, но и с другими
отраслями международного права. Следует
подчеркнуть, что защита окружающей среды
является принципом также морского и космического
права. Международные конвенции и соглашения,
посвященные проблемам охраны окружающей
природной среды Международные конвенции
и соглашения известны с 19 века. Первыми
были Конвенция по ловле устриц, заключенная
в 1839 г. между Францией и Великобританией,
Соглашение об охране морских котиков,
достигнутое в 1897 г. между Россией, США
и Японией, ряд конвенций и соглашений
по рыболовству. В начале 20 века Россией
было заключено несколько конвенций и
соглашений по охране перелетных птиц
и защите растений от вредителей и болезней.
В первые годы советской власти были подписаны
соглашения с Финляндией о рыболовстве
и пограничных водах, с Афганистаном о
совместном использовании водных ресурсов,
конвенция с Турцией о предотвращении
занесения эпизоотий, многосторонняя
конвенция с Афганистаном и Ираном по
защите растений, а также по борьбе с саранчой.
Особенно быстро развивалось международное
сотрудничество после второй мировой
войны. В этот период было заключено более
250 международных договоров, соглашений
и конвенций, имеющих природоохранное
значение. Среди них исключительную роль
играет Московский договор (1963г.) о запрещении
испытания ядерного оружия в атмосфере,
космическом пространстве и под водой,
который подписали боле 100 стран. Важное
значение имеет Конвенция о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися
под угрозой исчезновения, подписанная
в 1973 г. более чем 80 странами.В итоге встречи
комиссии Гора – Черномырдин 23 июня 1995
г. было подписано двустороннее соглашение
по развитию сотрудничества между США
и Россией в области охраны окружающей
среды. Новое соглашение подписано взамен
соглашения 1972 г. по окружающей среде между
СССР и США и также будет курироваться
Environment Protection Agency (USEPA). Научно-исследовательские
учреждения и ученые России, а также других
стран СНГ принимают участие в реализации
ряда международных программ, в частности
программы ЮНЕСКО (специализированный
орган ООН по вопросам образования, науки,
культуры) «Человек и биосфера». Организация
объединенных наций (ООН) постоянно уделяет
внимание проблемам охраны природы. - в
1962 г. на 17 сессии Генеральной Ассамблеи
ООН была принята специальная резолюция
«Экономическое развитие и охрана природы»,
в которой подчеркивалось, что охрана
природы – непосредственный долг государств
– членов ООН и что мероприятия по сохранению
природных ресурсов должны осуществляться
одновременно с экономическим развитием.
- в 1972 г. в Стокгольме состоялась конференция
ООН по вопросам охраны окружающей среды,
которая приняла Декларацию об охране
окружающей среды и объявила 5 июня - Международным
днем охраны окружающей среды. - с 1973 г.
приступило к работе учреждение «Программа
ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), которое
организует и координирует исследования
по охране окружающей среды, в частности
создание системы станций слежения (мониторинга)
за состоянием биосферы во всем мире.-
в 1981 году Генеральная Ассамблея ООН по
инициативе бывшего СССР приняла резолюцию
«Об исторической ответственности государств
за сохранение природы Земли для нынешнего
и грядущего поколений», в которой отмечается
пагубное последствие для природной среды
гонки вооружений. - в1982 г. Генеральная
Ассамблея ООН одобрила «Всемирную хартию
природы», возлагающую на все государства
ответственность за сохранение нашей
планеты и ее природных богатств. В хартии
нашли отражение важные положения о необходимости
сокращения вооружений, избавления человечества
от опасной войны, особенно от угрозы ядерной
катастрофы. Специализированные органы
ООН – ЮНЕСКО, ФАО (Организация по вопросам
продовольствия и сельского хозяйства),
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)
и др. также много внимания уделяют охране
природы. Так, одно из главных направлений
работы ЮНЕСКО – просвещение и подготовка
специалистов в области охраны природы,
популяризация положительного опыта и
новейших методов рационального и комплексного
использования природных ресурсов, проведение
научных исследований по различным проблемам
охраны природы. Санитарно гигиеническим
аспектам охраны окружающей среды большое
внимание уделяет ВОЗ. Эта организация
провела ряд конференций по выявлению
источников загрязнения атмосферы и воды
и методам борьбы с ними на основе опыта
различных стран. Среди международных
организаций особое место занимает созданный
в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО Международный
союз охраны природы и природных ресурсов
(МСОП). Эта авторитетная организация –
основной научный советник и консультант
ООН по проблемам охраны живой природы.
На 1 января 1991 г. в МСОП входило 636 государственных
и общественных организаций из 118 стран
и 45 международных организаций, таких,
как ЮНЕСКО, Всемирный фонд охраны дикой
природы, Международный совет по охране
птиц, Комитет по охране природы Тихого
океана, Международная федерация молодежи
по охране природы, Международная федерация
ландшафтных архитекторов и др. От СНГ
в нем представлены Министерства природных
ресурсов РФ, Институт эволюционной экологии
и морфологии животных (ИЭЭМЖ) Российской
академии наук. Широкую известность получила
Красная книга, созданная комиссией охраны
редких и исчезающих видов животных и
растений, содержащие сведения о состоянии
популяций, находящихся под угрозой исчезновения
видов, а также рекомендации по их восстановлению.
Зеленая книга, составленная также этим
союзом, включает много ценной информации
о редких и уникальных ландшафтах. МСОП
выпускает справочники о национальных
парках, резерватах и заповедниках во
всем мире. Постоянное внимание эта организация
уделяет разработке экологических принципов
долгосрочных прогнозов воздействия на
биосферу при осуществлении крупных проектов
преобразования природы. Вопросы сотрудничества
в области охраны окружающей среды рассматриваются
и на уровне глав государств. Так, президенты
РФ и США сделали совместное заявление
о своей готовности всемерно способствовать
осуществлению двусторонней инициативы
по сохранению уникальной экосистемы
– озера Байкал. В другом совместном заявлении
(ноябрь, 1994г.) президенты обоих государств
поддержали идею создания российско-американского
международного парка в районе Берингова
моря – одного из наиболее продуктивных
морских бассейнов, на долю которого приходится
почти 10% ежегодного улова во всем мире.
Подписаны Конвенция по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных
озер (март, 1992 г.) и др. Совет Европы – это
правительственная организация регионального
уровня, объединяющая более 30 государств
Европы и действующая в интересах европейского
единства. Начало деятельности Совета
Европы в области охраны окружающей среды
относится к 1962 г., когда были созданы Комитет
экспертов по охране природы и ландшафта
и Европейский комитет по охране природы
и природных ресурсов. В целях выполнения
обязательств по реализации Конвенции
ООН об изменении климата и предотвращения
отрицательных последствий изменения
климата для здоровья населения и экономики
страны Правительство РФ в октябре 1996
года утвердило Федеральную целевую программу
«Предотвращение опасных изменений климата
и их отрицательных последствий». Конечная
цель конвенции заключается в том, чтобы
добиться стабилизации концентрации парниковых
газов в атмосфере на таком уровне, который
не допускал бы опасного антропогенного
воздействия на климатическую систему.
По международным экспертным оценкам,
ожидаемый ущерб от изменения климата,
при отсутствии адекватных мер по предотвращению
отрицательных последствий его изменения,
превысит ущерб, наносимый в настоящее
время в результате стихийных бедствий
и загрязнения окружающей среды. Для условий
РФ экономический эффект от реализации
программы будет в 2-3 раза превосходить
затраты на ее осуществление. Реализация
программы позволит выполнить обязательства
РФ по Конвенции.Участие России в международном
сотрудничестве В соответствии со статьей
92 Закона «Об охране окружающей природной
среды» «Принципы международного сотрудничества
в области охраны окружающей природной
среды» Российская Федерация исходит
в своей политике в области охраны окружающей
природной среды из необходимости обеспечения
всеобщей экономической безопасности
и развития международного природоохранного
сотрудничества в интересах настоящего
и будущего поколений и руководствуется
следующими принципами: каждый человек
имеет право на жизнь в наиболее благоприятных
экологических условиях; каждое государство
имеет право на использование окружающей
природной среды и природных ресурсов
для целей развития и обеспечения нужд
своих граждан; экологическое благополучие
одного государства не может обеспечиваться
за счет других государств или без учета
их интересов; хозяйственная деятельность,
осуществляемая на территории государства,
не должна наносить ущерб окружающей природной
среде, как в пределах, так и за пределами
его юрисдикции; недопустимы любые виды
хозяйственной и иной деятельности, экологические
последствия которой непредсказуемы;
должен быть установлен контроль на глобальном,
региональном и национальном уровнях
за состоянием и изменениями окружающей
природной среды и природных ресурсов
на основе международно признанных критериев
и параметров; должен быть обеспечен свободный
и беспрепятственный международный обмен
научно-технической информацией по проблемам
окружающей природной среды и передовых
природосберегающих технологий;le='margin-right:-17.0pt'>
государства должны оказывать друг другу
помощь в чрезвычайных экологических
ситуациях; все споры, связанные с проблемами
окружающей природной среды, должны разрешаться
только мирными средствами.Таким образом,
Россия признает приоритет международных
правовых норм в сфере охраны окружающей
природной среды. Охрана окружающей среды
осуществляется на нескольких международных
уровнях:- с другими странами СНГ;- со странами
Балтии;- с восточноевропейскими странами;-
с индустриально развитыми государствами;-
с развивающимися странами.Объекты охраны
окружающей среды делятся на: - Находящиеся
в пользовании всех государств (атмосфера,
озоновый слой, Мировой океан); - Используемые
несколькими или многими государствами
(Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево
моря); -Используемые двумя государствами
(как правило, пограничные объекты – реки
Дунай и Амур, мигрирующие животные). Российская
Федерация участвует более чем в 50 международных
природоохранных договорах, конвенциях,
соглашениях. Наша страна явилась одним
из инициаторов и стала участницей подписания
исторических международных соглашений.Активно
развивается двустороннее сотрудничество
России с США, скандинавскими странами,
Германией. Развивается российско-германское
сотрудничество, в частности, по решению
экологических проблем в Тульской и Калининградской
областях, в районе озера Байкал. Завершены
работы по внедрению проекта ИРИС (создание
системы радиологического мониторинга)
в местах расположения объектов атомной
энергетики. На Смоленской АЭС установлена
и введена в действие аппаратура, налажен
сбор информации о радиологической обстановке,
ее обработка и обмен с Германией. Затем
проект ИРИС будет введен на Курской и
Ленинградской станциях. На очередной
сессии Российско-Американской комиссии
по экономическому и технологическому
сотрудничеству подписано совместное
заявление в области охраны окружающей
природной среды. Правительство США выразило
готовность оказать техническое содействие
и поддержку конкретным российским природоохранным
проектам – это сотрудничество по проблемам
озера Байкал; управление качеством воздуха
(Волгоград); обучение и подготовка кадров.
Подписано соглашение между Правительством
РФ и Правительством Финляндской Республики
о реализации проектов сотрудничества
в области охраны окружающей среды по
объектам, расположенным на территории
Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской,
Новгородской, Псковской областей и г.
Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных
проектов включены: строительство водоочистных
сооружений и завода по переработке сложных
отходов; внедрение экологически безопасных
процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной
промышленности. Продолжаются двусторонние
контакты и сотрудничество с Нидерландами,
Канадой, Великобританией и Китаем.Общественные
организации в области охраны окружающей
средыГРИНПИС (GREEN PEASE)Основные направления
работыНебольшая группа экологов в 1971
году объявила войну американскому правительству,
проводившему ядерные испытания на острове
Амчитка (Аляска). И именно у них вскоре
возникла идея создать организацию под
названием Гринпис (Зеленый мир). За прошедшую
четверть века Гринпис вырос из группы
энтузиастов до мощной международной
организации, которая работает по всему
миру.Кампания по биоразнообразию - Гринпис
борется против уничтожения лесов, варварского
лова рыбы и охоты на китов, добивается
сохранения существующих и создания новых
охраняемых природных территорий и т.д.Кампания
по защите атмосферы - Гринпис добивается
сокращения выброса "парниковых газов"
вызывающих "парниковый эффект",
прекращения использования озоноразрушающих
веществ. Антиядерная кампания - Гринпис
добивается сокращения ядерных арсеналов,
запрещения ядерных испытаний, свертывания
опасных программ развития ядерной энергетики
и постепенного отказа от нее. Кампания
по токсическим веществам - Гринпис добивается
запрещения опасных технологий, решения
проблем, связанных с образованием и переработкой
опасных отходов, а также загрязнения
окружающей среды сильноядовитыми веществами.
Национальные офисы существуют в 27 странах
мира, одним из них является Гринпис России,
который существует с 1992г. Цели - защита
окружающей среды, экопропаганда и экопросвещение.
Сегодня, благодаря помощи наших сторонников,
ГРИНПИС России ведет борьбу на четырех
"фронтах": -Лесная кампания - за сохранение
"легких планеты" - русского леса.
-Антиядерная кампания - против радиационного
заражения окружающей среды.-Токсическая
кампания - против химического загрязнения,
ежедневно и ежечасно -Байкальская кампания
- за сохранение первозданной чистоты
озера Байкал. Принципы1.ПРОТЕСТ ДЕЙСТВИЕМ.
ГРИНПИС проводит акции, привлекающие
внимание общественности к проблемам
и к тем, кто виновен в их возникновении.
2.НЕНАСИЛЬСТВЕННОСТЬ. Мы не можем допустить,
чтобы наши акции принесли вред кому-нибудь.
Все действия ГРИНПИС - это осуществление
мирного протеста. 3.НЕЗАВИСИМОСТЬ. ГРИНПИС
не примыкает ни к одной политической
партии. Гринпис не принимает пожертвований
от государственных организаций, коммерческих
структур и политических партий. Стать
сторонником Гринпис может каждый изъявивший
желание. Работает на территории России.
Финансируется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за счет
ЛИЧНЫХ добровольных пожертвований наших
сторонников - около 3 млн. в мире.Всемирный
фонд охраны дикой природы (WWF)История
создания Когда в сентябре 1961 года несколько
человек объявили о создании Всемирного
фонда дикой природы (WWF), никто не обратил
на это событие ровным счетом никакого
внимания. И даже сами отцы-основатели
- Питер Скотт, Люк Хоффман и Гай Монфор
- не предполагали, во что выльется их затея.
В 1929 году слухи о том, что в лесах Китая
живет диковинный черно-белый медведь,
получили реальное подтверждение. Во время
пребывания панды Чи-Чи в лондонском зоопарке,
ее увидел один из основателей WWF - ученый
и художник-анималист Сэр Питер Скотт.
Он сделал стилизованный портрет панды.
И решил, что изображение этого добродушного,
нуждающегося в защите животного станет
прекрасным символом нового фонда. За
сорок лет своего существования фонд превратился
во влиятельную и могущественную организацию
и действует более чем в 100 странах мира.
Миссия WWF - остановить нарастающую деградацию
природной среды планеты для достижения
гармонии человека и природы. На сегодняшний
день WWF объединяет 27 национальных отделений
и 5 ассоциированных членов во всем мире,
а также более 5 миллионов индивидуальных
членов. Сеть экспертов насчитывает более
3500 профессионалов. Международный Секретариат
WWF находится в Швейцарии, откуда происходит
координация действий всей сети WWF. Таким
образом, усилия Фонда направлены на решение
важнейших природоохранных проблем в
любом регионе мира, где они стоят наиболее
остро. Заключение Итак, подводя итог всему
ранее сказанному, перед тем, как окончательно
поставить точку, хочется еще раз заметить
необходимость защиты окружающей среды
от экологической катастрофы. Нельзя не
оценить тот вклад в сохранение живой
природы, который вносят международные
организации по охране окружающей природной
среды. Но говорить о максимальной эффективности
можно будет лишь в том случае, если каждый
из нас осознает необходимость сохранения
того мира, в котором он живет. Не нужно
быть большим специалистом в области экологии,
чтобы предсказать ситуацию, которая будет
в ближайшем будущем, еще, образно говоря,
вчера никто бы не задумался над проблемой
питьевой воды, а уже сегодня она стоит
пока еще не остро, но занимает одно из
первых мест в проблемах экологии. Значит,
завтра мы будем стоять перед проблемой,
каким воздухом нам дышать. Конечно, можно
на все махнуть рукой, сказав, что на мой
век хватит, но мы забываем, что у нас будут
дети и внуки. Но , в любом случае, какими
бы желаниями мы не были одержимы, нужно
с благодарностью относиться к истокам,
с которых и началась цивилизация, и люди
в «лице» международных организаций по
охране окружающей среды должны со своей
стороны привлекать в свои ряды все больше
и больше единомышленников – других стран,
которые перерастут в одно единогласное
движение, направленное на спасение всего
живого на земле.ПриложениеНовости из
мира экологии07 Ноября 08, 12:35Ученые предсказывают
катастрофическое потеплениеМеждународное
энергетическое агентство в своем докладе
2008 World Energy Outlook обещает к 2030 году катастрофический
рост средних температур на Земле, сообщает
журнал New Scientist. Официально доклад будет
опубликован 12 ноября 2008 года.Согласно
современным данным, нефти вполне может
хватить до 2030 года, даже при условии сохранения
роста потребления углеводородов. Это
означает, что в ближайшее время экономики
стран мира не будут отказываться от углеродной
энергетики. В результате, по оценкам специалистов,
среднегодовая температура в мире может
вырасти на шесть градусов по Цельсию.Согласно
современным теориям, рост температуры
на четыре градуса уже может иметь необратимые
последствия для климата. В качестве возможного
сценария называется следующий: потепление
приведет в высвобождению метана, который
залегает в виде гидрата (кристаллического
соединения с водой, возникающего при
низкой температуре и высоком давлении)
на океанском дне. Катастрофический рост
концентрации метана в атмосфере (которая
до 2007 года оставалась постоянной) приведет
к цепной реакции и необратимому потеплению.
В настоящее
время существует несколько направлений
борьбы с выбросами парниковых газов
в атмосферу. В частности, совсем
недавно ученые выяснили, что перидотит
- материал, из которого состоит верхняя
часть земной мантии, способен поглощать
углекислый газ из атмосферы в
больших количествах. Кроме этого
некоторые страны Евросоюза планируют
переходить на тепловые электростанции,
работающие по замкнутому циклу.03 Ноября
08, 09:00WWF: Украина крайне неэффективно
тратит ресурсы и энергиюЕсли все
жители Земли будут потреблять ресурсы
так, как жители Украины, то для обеспечения
их жизнедеятельности понадобится 1,3 планеты.Об
этом говорится в отчете Всемирного фонда
дикой природы (WWF) за 2008 год, сообщает пресс-служба
фонда.Мир приближается к экологической
катастрофе, так как запросы человечества
в области природных ресурсов превысили
на треть тот показатель, который может
предоставить наша планета, подчеркивается
в отчете."Мир в настоящий момент пытается
преодолеть последствия переоценки финансовых
ценностей, - констатирует генеральный
директор WWF International Джеймс Лип. - Но на
нас надвигается еще более фундаментальный
кризис - экологическая катастрофа по
причине недооценивания ценностей окружающей
среды, которые являются основой всей
жизни и процветания"."Если наши запросы
к планете продолжат возрастать в том
же темпе, к середине 30-х годов нашего столетия
нам понадобиться эквивалент двух планет
для поддержания нашего образа жизни",
- отметил Джеймс Лип.По данным отчета,
около 21% биопродуктивности требуют такие
страны как США и Китай. Каждому жителю
США необходимо в среднем около 9,4 мирового
гектара (обобщенная площадь планеты,
способная производить природные ресурсы)
или эквивалент около 4,5 планеты Земля,
если население мира будет потреблять
в том же темпе. Жители Китая используют
в среднем около 2,1 мирового гектара на
человека (одна планета Земля).Жители Дунай-Карпатского
региона также живут не по средствам: 2,5
планеты понадобиться, если каждый будет
потреблять как чехи, 1,3 планеты - если
потреблять как жители Болгарии. Примерно
столько же (1,3 планеты) будет необходимо,
если все жители Земли будут использовать
ресурсы как жители Украины - при биопродуктивности
в 2,4 гектара на человека украинцы потребляют
около 2,7 гектара на человека, то есть страна
нуждается в импорте ресурсов из других
регионов.По данным отчета, большинство
стран Дунай-Карпатского региона, и в частности
Украина, чрезвычайно неэффективны в использовании
энергии - интенсивность энергопотребления
на единицу продукции в два-три раза превышает
этот показатель в странах Западной Европы."Продолжение
растраты экологического капитала будет
иметь серьезные экономические последствия",
- считает исполнительный директор Всемирной
сети Экологического отпечатка Матис
Вакернагеля. "Ограниченность ресурсов
и истощение экосистем будут служить толчком
к стагфляции (инфляции в сочетании с экономическим
упадком и безработицей), сопровождаемой
падением инвестиций и резким повышением
цен на продукты питания и энергию",
- отметил он.Отчет показывает, что для
мира в целом еще существует возможность
"повернуть назад" и вернуться в пределы
одной планеты. Для этого необходимо немедленно
принять меры по экономии природных ресурсов
и уменьшению к 2050 году выбросов углерода
в атмосферу на 60-80%."Если человечество
захочет, для него открыты пути жизни в
пределах возможностей одной планеты,
но мы должны осознавать необходимость
немедленных совместных активных действий",
- подытожил Лип.Уменьшить выбросы углекислого
газа и противостоять глобальному потеплению
также может каждый житель планеты, а не
только крупные промышленные корпорации.
Как экономить энергию в быту можно прочитать
на сайте Всемирного фонда дикой природы
в Украине.Отчет WWF подготовлен совместно
с Лондонским зоологическим обществом
(Zoological Society of London) и Всемирной сетью Экологического
отпечатка (Global Footprint Network). Публикуется
с 1998 года каждые два года. Широко признан
как достоверный отчет о способности Земли
оставаться "живой планетой".Япония
в обстановке строжайшей секретности
начала сезон охоты на китовОпубликовано
18/11/2008Как стало известно представителям
"Гринпис", Япония вчера тайно начала
сезон охоты на китов. Флагман охотничьего
флота Японии Nisshin Maru в обстановке строжайшей
секретности покинул порт и направился
в район Арктики, где Япония планирует
добыть в этом сезоне 850 малых полосатиков
и 50 финвалов (настоящих полосатиков).
Именно кит-полосатик привлекает в большей
мере японских китобоев. Несмотря на свое
название, эти киты достигают в длину до
десяти метров, а их вес составляет от
пяти до десяти тонн, сообщает Lenta.Ru. Японию
категорически осуждают за ведение китобойного
промысла многие страны мира. Еще в 1986
году страна восходящего солнца присоединилась
к мораторию на забой китов, однако продолжает
добывать этих млекопитающих в больших
количествах, аргументируя это тем, что
все киты добываются "в научных целях".Вчера
активисты "Гринпис" провели акцию
протеста против лова китов во время выхода
в море из порта Инносима японского китобойного
флота. Активисты растянули около порта
большой плакат с надписью "Китобойный
промысел - под суд".Вчера же сотрудник
японского Агентства по рыболовству Хидэаки
Окада сообщил, что японские власти приняли
решение отказаться, как и в прошлом году,
от планов добычи запланированных на этот
сезон 50 горбатых китов в Антарктике. Чиновник
уточнил, что такое решение принято под
давлением Международной китобойной комиссии
(International Whaling Commission - IWC).Список литературы1.
Федеральныйзакон от 10 января 2002г. N7-ФЗ
"Об охране окружающей среды"2. Э.
А. Арустамов. Экологические основы природопользования.
– М.; 2001 3. Федеральныйзакон от 15 июля 1995г.
N101-ФЗ "Омеждународных договорах"
4. Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993г. 5. The Open Atmospheric Science Journal6.
EcoPortal.ru – всероссийский экологический
портал