Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:20, реферат
Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция
Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.
История природоохранного законодательства России
Если
немного углубиться в историю
экологической и
Руси существовали правила бережного
обращения с землёй-матерью. Что характерно
для самоопределения первобытного человека
в окружающей его природе, так это сакральное
начало, вера в божество, тревожить и злить
которое не в коем случае нельзя, иначе
простой смертный мог за это поплатиться.
Имеющая
высшую юридическую силу и прямое
действие Конституция
Российской Федерации создает основы
всех отраслей российского законодательства,
в том числе об охране окружающей среды
и экологической безопасности, которые
к концу прошлого века стали глобальной
проблемой современного мира. В ХХI веке
экологический кризис обостряется и проявляется
в усилении дефицита питьевой воды, борьбе
за разведанные месторождения полезных
ископаемых, поиске чистого воздуха в
столичных мегаполисах и даже возможностей
продажи его в другие страны.
Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.
Россия
была одним из первых государств, принявших
в 1960 г. Закон "Об охране природы в
РСФСР"[?], провозгласивший основы
правовых отношений
"человек - природа". Немало из содержавшихся
в нем положений себя оправдали и нашли
дальнейшее развитие - например, о преподавании
охраны природы в учебных заведениях и
пропаганде ее издательствами, музеями,
телевидением, редакциями газет и журналов,
об общественной природоохранной экспертизе
проектов крупнейших строек, о необходимости
рационального использования природных
ресурсов и государственной охране объектов
природы, об ответственности руководителей
ведомств и предприятий, а также граждан
за нарушения природоохранных правил.
Но многие законодательные положения
оказались излишне декларативными и не
подкрепленными подзаконными актами.
На конституционном
уровне экологическая тема получила
отражение в
Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда
в ст. 18[?] (после международной Стокгольмской
конференции 1972 г.) был закреплен принцип,
согласно которому в интересах настоящего
и будущих поколений в России принимаются
необходимые меры для охраны и научно
обоснованного рационального использования
земли и ее недр, водных ресурсов, растительного
и животного мира, для сохранения в чистоте
воздуха и воды, обеспечения воспроизводства
природных богатств и улучшения окружающей
человека среды.
Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда наукой ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.[?]
Конституция
РФ 1993 г., со дня принятия которой
исполнилось десять лет, содержит более
конкретные экологические предписания
и принципы, которые должны применяться
на всей территории страны, а все
принимаемые в
Российской Федерации правовые акты не
должны им противоречить. Это повышает
фундаментальность влияния Конституции
как на развитие экологического законодательства
- федерального и регионального, так и
на принятие и применение иных нормативных
правовых актов на территории Федерации[?].
Федеральный
закон , принятый государственной думой
Российской федерации и одобренный Советом
Федерации в декабре 2001года об охране
окружающей среды является новейшим нормативно-правовым
актом, существующим на данный момент.
Обзор действующих нормативно-правовых
актов в области защиты и (или) охраны окружающей
среды
Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9:
«1.Земля
и другие природные ресурсы используются
и охраняются в
Российской Федерации как основа жизни
и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории
2.Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»
В ст. 42
Конституции РФ чётко определено,
что каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о её состоянии и на возмещение
ущерба, причинённого здоровью или
имуществу экологическим правонарушением.
В Конституции закрепляются только основы
государственного и общественного устройства,
а конкретные механизмы прописываются
в нижестоящих по компетенции нормативно-правовых
актах, либо в международных договорах
и соглашениях. Как и в других государствах,
этот конституционный тезис представляется
слишком общим, нуждается в конкретизации,
подкреплении иными актами и правоприменением.
Иски граждан, основанные на этой статье
Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения,
а если удовлетворяются, то остаются нереализованными,
как это случилось в Подмосковье, где муниципальные
образования оказались не в состоянии
выполнить решения судов о переселении
граждан, проживающих в неблагоприятных
шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.[?]
Статья
58 определяет обязанности по сохранению
природуы и окружающей среды, обязует
бережно относиться к природным богатствам.
В ст. 41 говорится о поощрении деятельности,
способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию. Об становлении основ федеральной
политики и федеральных программ в области
государственного, экономического, экологического,
социального, культурного и национального
развития Российской Федерации говорится
в п. "е" ст. 71. В п. 1 "в" ст. 114 правительство
Российской Федерации обеспечивает проведение
государственной политики в области культуры,
науки, образования, здравоохранения,
социального обеспечения, экологии. И,
наконец, ст.72 содержит данную формулировку:
« В совместном ведении Российской Федерации
и субъектов
Российской Федерации находятся:
…д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры…»
Помимо конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы и законы, направленные но более конкретную и чёткую регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:
> Земельный кодекс РФ.
> Закон РФ "О недрах" (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.)
> Водный кодекс РФ.
> Лесной кодекс РФ.
> ФЗ "О животном мире"
> ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
> Закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
> Закон
"О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию
Отдельно
хочется выделить федеральный закон
«Об охране окружающей среды» от 10 января
2002 года, анализ которого приведён в
следующей главе.
Следует сказать о Федеральном конституционном
законе "О Правительстве
Российской Федерации", в котором предусмотрен
блок его полномочий в области природопользования
и охраны окружающей среды. Правительством
РФ утверждены
Федеральные целевые программы (ФЦП) Постановлениями
от 3 октября 1996 г. N
1161 "Оздоровление окружающей среды
и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы",
от 21 июня 1996 г. N 720 "Социально-экологическая
реабилитация территории и охрана здоровья
населения г. Чапаевска Самарской области"
- до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. N 1098 "Отходы"
- до 2000 г. (выделено менее 10 процентов от
намеченного), от 8 июля 1997 г. N 843 "Сохранение
амурского тигра" - до 2003 г. (в основном
за счет зарубежных источников, выделенных
на борьбу с браконьерством), от 25 ноября
1994 г. N 1306 "По обеспечению охраны озера
Байкал и рационального использования
природных ресурсов его бассейна" -
до 2000 г. (освоено менее 20 процентов).
Также действуют многочисленные постановления Правительства РФ, например от 23.12.1993 N 1362
"Об
утверждении положения о
Анализ федерального закона об охране окружающей среды
Со дня вступления в силу закона об охране окружающей среды утратили свою юридическую силу следующие нормативно-правовые акты:
1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 457), за исключением статьи 84, которая утрачивает силу одновременно с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 "О внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 459);
3. статья 4 Закона Российской Федерации от 2 июня 1993 г. N 5076-1
"О
внесении изменений и
Федерации "О защите прав потребителей", Закон Российской
Федерации "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1111);
4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 93-ФЗ "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 29, ст. 2948).
5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1991 г. N
2061-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 10, ст. 458) утрачивает силу одновременно со статьей 84
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Отмена такого количества нормативных актов говорит об универсальности и многогранности Федерального закона, что, несомненно, идёт ему на пользу.
Но есть и множество недочётов. Четырехлетняя правоприменительная практика в условиях хозяйственной и общественно - политической реформы страны обнаружила, наряду с позитивными результатами, некоторые пробелы как в самом Законе, так и в механизме его реализации. Принятые в этот период законодательные и иные нормативные акты в сфере охраны природы важны, но проблему до конца не решают - Закон нуждается в изменениях и дополнениях, подготовка которых сейчас ведется. Среди таких недочётов можно также выделить Статью 79: Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды:
1. Вред,
причиненный здоровью и
2. Определение
объема и размера возмещения
вреда, причиненного здоровью
и имуществу граждан в
В данном
случае можно обратить внимание на
отсутствие упоминания о возмещении
морального вреда. Не для кого не секрет,
что в Российской
Федерации грубо нарушаются права граждан
в части компенсации им морального вреда,
будь то уголовное, административное,
гражданское, любое другое законодательство-
везде моральный вред- « слабое звено».
Компенсации за его причинение смехотворны,
суды неохотно признают факт «духовного»
ущерба, хотя действуют в рамках законодательства.
Если причинение душевных терзаний нельзя
пощупать, то, по словам доморощенных юристов-делитантов,
его и нет вообще. Если посмотреть на передовой
в этом вопросе запад, там судебная практика
чётко отлажена и практически не даёт
сбоев. Миллионные компенсации выплачиваются
корпорациями-загрязнителями в пользу
истцов. Вывод напрашивается сам собой:
в России, мягко говоря, отсталое законодательство,
которое требуется срочно реформировать.
Проблемы Российского законодательства в области охраны окружающей среды.
Информация о работе История природоохранного законодательства России