История природоохранного законодательства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:20, реферат

Краткое описание

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция
Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.

Файлы: 1 файл

Основы экологического права.docx

— 55.35 Кб (Скачать)

История природоохранного законодательства России

Если  немного углубиться в историю  экологической и природоохранной  культуры, так сказать, найти корни этих явлений, то ещё со времён Древней 
Руси существовали правила бережного обращения с землёй-матерью. Что характерно для самоопределения первобытного человека в окружающей его природе, так это сакральное начало, вера в божество, тревожить и злить которое не в коем случае нельзя, иначе простой смертный мог за это поплатиться.

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция 
Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.

Первые  конституции нашей страны содержали  лишь нормы об исключительной государственной  собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.

Россия  была одним из первых государств, принявших  в 1960 г. Закон "Об охране природы в  РСФСР"[?], провозгласивший основы правовых отношений 
"человек - природа". Немало из содержавшихся в нем положений себя оправдали и нашли дальнейшее развитие - например, о преподавании охраны природы в учебных заведениях и пропаганде ее издательствами, музеями, телевидением, редакциями газет и журналов, об общественной природоохранной экспертизе проектов крупнейших строек, о необходимости рационального использования природных ресурсов и государственной охране объектов природы, об ответственности руководителей ведомств и предприятий, а также граждан за нарушения природоохранных правил. Но многие законодательные положения оказались излишне декларативными и не подкрепленными подзаконными актами.

На конституционном  уровне экологическая тема получила отражение в 
Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда в ст. 18[?] (после международной Стокгольмской конференции 1972 г.) был закреплен принцип, согласно которому в интересах настоящего и будущих поколений в России принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда  наукой ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения  приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.[?]

Конституция РФ 1993 г., со дня принятия которой  исполнилось десять лет, содержит более  конкретные экологические предписания  и принципы, которые должны применяться  на всей территории страны, а все  принимаемые в 
Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить. Это повышает фундаментальность влияния Конституции как на развитие экологического законодательства - федерального и регионального, так и на принятие и применение иных нормативных правовых актов на территории Федерации[?].

Федеральный закон , принятый государственной думой Российской федерации и одобренный Советом Федерации в декабре 2001года об охране окружающей среды является новейшим нормативно-правовым актом, существующим на данный момент. 
Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и (или) охраны окружающей среды

Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической  силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9:

«1.Земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются в 
Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

2.Земля  и другие природные ресурсы  могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»

В ст. 42 Конституции РФ чётко определено, что каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или  имуществу экологическим правонарушением. В Конституции закрепляются только основы государственного и общественного устройства, а конкретные механизмы прописываются в нижестоящих по компетенции нормативно-правовых актах, либо в международных договорах и соглашениях. Как и в других государствах, этот конституционный тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье 
Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, как это случилось в Подмосковье, где муниципальные образования оказались не в состоянии выполнить решения судов о переселении граждан, проживающих в неблагоприятных шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.[?]

Статья 58 определяет обязанности по сохранению природуы и окружающей среды, обязует бережно относиться к природным богатствам. В ст. 41 говорится о поощрении деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Об становлении основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации говорится в п. "е" ст. 71. В п. 1 "в" ст. 114 правительство Российской Федерации обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. И, наконец, ст.72 содержит данную формулировку: « В совместном ведении Российской Федерации и субъектов 
Российской Федерации находятся:

…д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры…»

Помимо  конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы  и законы, направленные но более  конкретную и чёткую регламентацию  механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:

> Земельный  кодекс РФ.

> Закон  РФ "О недрах" (в ред. ФЗ  от 3 марта 1995 г.)

> Водный  кодекс РФ.

> Лесной  кодекс РФ.

> ФЗ "О  животном мире"

> ФЗ "Об  охране атмосферного воздуха"

> Закон  "О санитарно - эпидемиологическом  благополучии населения"

> Закон  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС"

Отдельно  хочется выделить федеральный закон  «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, анализ которого приведён в  следующей главе. 
Следует сказать о Федеральном конституционном законе "О Правительстве 
Российской Федерации", в котором предусмотрен блок его полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды. Правительством РФ утверждены 
Федеральные целевые программы (ФЦП) Постановлениями от 3 октября 1996 г. N 
1161 "Оздоровление окружающей среды и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы", от 21 июня 1996 г. N 720 "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" - до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. N 1098 "Отходы" - до 2000 г. (выделено менее 10 процентов от намеченного), от 8 июля 1997 г. N 843 "Сохранение амурского тигра" - до 2003 г. (в основном за счет зарубежных источников, выделенных на борьбу с браконьерством), от 25 ноября 1994 г. N 1306 "По обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна" - до 2000 г. (освоено менее 20 процентов).

Также действуют многочисленные постановления  Правительства РФ, например от 23.12.1993 N 1362

"Об  утверждении положения о порядке  осуществления государственного  контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации "

Анализ  федерального закона об охране окружающей среды

Со дня  вступления в силу закона об охране окружающей среды утратили свою юридическую  силу следующие нормативно-правовые акты:

1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 457), за исключением статьи 84, которая утрачивает силу одновременно с введением в действие Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях;

2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 "О внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 459);

3. статья 4 Закона Российской Федерации  от 2 июня 1993 г. N 5076-1

"О  внесении изменений и дополнений  в Закон РСФСР "О санитарно  - эпидемиологическом благополучии  населения", Закон Российской

Федерации "О защите прав потребителей", Закон Российской

Федерации "Об охране окружающей природной  среды" (Ведомости

Съезда  народных депутатов Российской Федерации  и Верховного

Совета  Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1111);

4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 93-ФЗ "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской

Федерации, 2001, N 29, ст. 2948).

5. Постановление  Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1991 г. N

2061-1 "О  порядке введения в действие  Закона РСФСР "Об охране  окружающей природной среды" (Ведомости  Съезда народных депутатов

Российской  Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,

1992, N 10, ст. 458) утрачивает силу одновременно  со статьей 84

Закона  РСФСР "Об охране окружающей природной  среды".

Отмена  такого количества нормативных актов  говорит об универсальности и  многогранности Федерального закона, что, несомненно, идёт ему на пользу.

Но есть и множество недочётов. Четырехлетняя  правоприменительная практика в  условиях хозяйственной и общественно - политической реформы страны обнаружила, наряду с позитивными результатами, некоторые пробелы как в самом Законе, так и в механизме его реализации. Принятые в этот период законодательные и иные нормативные акты в сфере охраны природы важны, но проблему до конца не решают - Закон нуждается в изменениях и дополнениях, подготовка которых сейчас ведется. Среди таких недочётов можно также выделить Статью 79: Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды:

1. Вред, причиненный здоровью и имуществу  граждан негативным воздействием  окружающей среды в результате  хозяйственной и иной деятельности  юридических и физических лиц,  подлежит возмещению в полном  объеме.

2. Определение  объема и размера возмещения  вреда, причиненного здоровью  и имуществу граждан в результате  нарушения законодательства в  области охраны окружающей среды,  осуществляется в соответствии  с законодательством.

В данном случае можно обратить внимание на отсутствие упоминания о возмещении морального вреда. Не для кого не секрет, что в Российской 
Федерации грубо нарушаются права граждан в части компенсации им морального вреда, будь то уголовное, административное, гражданское, любое другое законодательство- везде моральный вред- « слабое звено». Компенсации за его причинение смехотворны, суды неохотно признают факт «духовного» ущерба, хотя действуют в рамках законодательства. Если причинение душевных терзаний нельзя пощупать, то, по словам доморощенных юристов-делитантов, его и нет вообще. Если посмотреть на передовой в этом вопросе запад, там судебная практика чётко отлажена и практически не даёт сбоев. Миллионные компенсации выплачиваются корпорациями-загрязнителями в пользу истцов. Вывод напрашивается сам собой: в России, мягко говоря, отсталое законодательство, которое требуется срочно реформировать.

Проблемы  Российского законодательства в  области охраны окружающей среды.

Информация о работе История природоохранного законодательства России