Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:20, реферат
Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция 
Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.
История природоохранного законодательства России
Если 
немного углубиться в историю 
экологической и 
Руси существовали правила бережного 
обращения с землёй-матерью. Что характерно 
для самоопределения первобытного человека 
в окружающей его природе, так это сакральное 
начало, вера в божество, тревожить и злить 
которое не в коем случае нельзя, иначе 
простой смертный мог за это поплатиться.
Имеющая 
высшую юридическую силу и прямое 
действие Конституция 
Российской Федерации создает основы 
всех отраслей российского законодательства, 
в том числе об охране окружающей среды 
и экологической безопасности, которые 
к концу прошлого века стали глобальной 
проблемой современного мира. В ХХI веке 
экологический кризис обостряется и проявляется 
в усилении дефицита питьевой воды, борьбе 
за разведанные месторождения полезных 
ископаемых, поиске чистого воздуха в 
столичных мегаполисах и даже возможностей 
продажи его в другие страны.
Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.
Россия 
была одним из первых государств, принявших 
в 1960 г. Закон "Об охране природы в 
РСФСР"[?], провозгласивший основы 
правовых отношений 
"человек - природа". Немало из содержавшихся 
в нем положений себя оправдали и нашли 
дальнейшее развитие - например, о преподавании 
охраны природы в учебных заведениях и 
пропаганде ее издательствами, музеями, 
телевидением, редакциями газет и журналов, 
об общественной природоохранной экспертизе 
проектов крупнейших строек, о необходимости 
рационального использования природных 
ресурсов и государственной охране объектов 
природы, об ответственности руководителей 
ведомств и предприятий, а также граждан 
за нарушения природоохранных правил. 
Но многие законодательные положения 
оказались излишне декларативными и не 
подкрепленными подзаконными актами.
На конституционном 
уровне экологическая тема получила 
отражение в 
Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда 
в ст. 18[?] (после международной Стокгольмской 
конференции 1972 г.) был закреплен принцип, 
согласно которому в интересах настоящего 
и будущих поколений в России принимаются 
необходимые меры для охраны и научно 
обоснованного рационального использования 
земли и ее недр, водных ресурсов, растительного 
и животного мира, для сохранения в чистоте 
воздуха и воды, обеспечения воспроизводства 
природных богатств и улучшения окружающей 
человека среды.
Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда наукой ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.[?]
Конституция 
РФ 1993 г., со дня принятия которой 
исполнилось десять лет, содержит более 
конкретные экологические предписания 
и принципы, которые должны применяться 
на всей территории страны, а все 
принимаемые в 
Российской Федерации правовые акты не 
должны им противоречить. Это повышает 
фундаментальность влияния Конституции 
как на развитие экологического законодательства 
- федерального и регионального, так и 
на принятие и применение иных нормативных 
правовых актов на территории Федерации[?].
Федеральный 
закон , принятый государственной думой 
Российской федерации и одобренный Советом 
Федерации в декабре 2001года об охране 
окружающей среды является новейшим нормативно-правовым 
актом, существующим на данный момент. 
Обзор действующих нормативно-правовых 
актов в области защиты и (или) охраны окружающей 
среды
Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. В конституции содержится множество статей, в которых так или иначе регулируются общественные отношения в области окружающей среды. Например, ст.9:
«1.Земля 
и другие природные ресурсы используются 
и охраняются в 
Российской Федерации как основа жизни 
и деятельности народов, проживающих на 
соответствующей территории
2.Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»
В ст. 42 
Конституции РФ чётко определено, 
что каждый имеет право на благоприятную 
окружающую среду, достоверную информацию 
о её состоянии и на возмещение 
ущерба, причинённого здоровью или 
имуществу экологическим правонарушением. 
В Конституции закрепляются только основы 
государственного и общественного устройства, 
а конкретные механизмы прописываются 
в нижестоящих по компетенции нормативно-правовых 
актах, либо в международных договорах 
и соглашениях. Как и в других государствах, 
этот конституционный тезис представляется 
слишком общим, нуждается в конкретизации, 
подкреплении иными актами и правоприменением. 
Иски граждан, основанные на этой статье 
Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, 
а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, 
как это случилось в Подмосковье, где муниципальные 
образования оказались не в состоянии 
выполнить решения судов о переселении 
граждан, проживающих в неблагоприятных 
шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.[?]
Статья 
58 определяет обязанности по сохранению 
природуы и окружающей среды, обязует 
бережно относиться к природным богатствам. 
В ст. 41 говорится о поощрении деятельности, 
способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому 
благополучию. Об становлении основ федеральной 
политики и федеральных программ в области 
государственного, экономического, экологического, 
социального, культурного и национального 
развития Российской Федерации говорится 
в п. "е" ст. 71. В п. 1 "в" ст. 114 правительство 
Российской Федерации обеспечивает проведение 
государственной политики в области культуры, 
науки, образования, здравоохранения, 
социального обеспечения, экологии. И, 
наконец, ст.72 содержит данную формулировку: 
« В совместном ведении Российской Федерации 
и субъектов 
Российской Федерации находятся:
…д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры…»
Помимо конституции, в которой обозначены общие положения, существуют кодексы и законы, направленные но более конкретную и чёткую регламентацию механизмов и путей реализации норм права, кроме того содержат в себе множество растолковывающих и уточняющих норм:
> Земельный кодекс РФ.
> Закон РФ "О недрах" (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.)
> Водный кодекс РФ.
> Лесной кодекс РФ.
> ФЗ "О животном мире"
> ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
> Закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
> Закон 
"О социальной защите граждан, 
подвергшихся воздействию 
Отдельно 
хочется выделить федеральный закон 
«Об охране окружающей среды» от 10 января 
2002 года, анализ которого приведён в 
следующей главе. 
Следует сказать о Федеральном конституционном 
законе "О Правительстве 
Российской Федерации", в котором предусмотрен 
блок его полномочий в области природопользования 
и охраны окружающей среды. Правительством 
РФ утверждены 
Федеральные целевые программы (ФЦП) Постановлениями 
от 3 октября 1996 г. N 
1161 "Оздоровление окружающей среды 
и населения г. Череповца на 1997 - 2010 годы", 
от 21 июня 1996 г. N 720 "Социально-экологическая 
реабилитация территории и охрана здоровья 
населения г. Чапаевска Самарской области" 
- до 2010 г., от 13 сентября 1996 г. N 1098 "Отходы" 
- до 2000 г. (выделено менее 10 процентов от 
намеченного), от 8 июля 1997 г. N 843 "Сохранение 
амурского тигра" - до 2003 г. (в основном 
за счет зарубежных источников, выделенных 
на борьбу с браконьерством), от 25 ноября 
1994 г. N 1306 "По обеспечению охраны озера 
Байкал и рационального использования 
природных ресурсов его бассейна" - 
до 2000 г. (освоено менее 20 процентов).
Также действуют многочисленные постановления Правительства РФ, например от 23.12.1993 N 1362
"Об 
утверждении положения о 
Анализ федерального закона об охране окружающей среды
Со дня вступления в силу закона об охране окружающей среды утратили свою юридическую силу следующие нормативно-правовые акты:
1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 457), за исключением статьи 84, которая утрачивает силу одновременно с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 "О внесении изменений в ст. 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 459);
3. статья 4 Закона Российской Федерации от 2 июня 1993 г. N 5076-1
"О 
внесении изменений и 
Федерации "О защите прав потребителей", Закон Российской
Федерации "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1111);
4. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 93-ФЗ "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 29, ст. 2948).
5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1991 г. N
2061-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 10, ст. 458) утрачивает силу одновременно со статьей 84
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
Отмена такого количества нормативных актов говорит об универсальности и многогранности Федерального закона, что, несомненно, идёт ему на пользу.
Но есть и множество недочётов. Четырехлетняя правоприменительная практика в условиях хозяйственной и общественно - политической реформы страны обнаружила, наряду с позитивными результатами, некоторые пробелы как в самом Законе, так и в механизме его реализации. Принятые в этот период законодательные и иные нормативные акты в сфере охраны природы важны, но проблему до конца не решают - Закон нуждается в изменениях и дополнениях, подготовка которых сейчас ведется. Среди таких недочётов можно также выделить Статью 79: Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды:
1. Вред, 
причиненный здоровью и 
2. Определение 
объема и размера возмещения 
вреда, причиненного здоровью 
и имуществу граждан в 
В данном 
случае можно обратить внимание на 
отсутствие упоминания о возмещении 
морального вреда. Не для кого не секрет, 
что в Российской 
Федерации грубо нарушаются права граждан 
в части компенсации им морального вреда, 
будь то уголовное, административное, 
гражданское, любое другое законодательство- 
везде моральный вред- « слабое звено». 
Компенсации за его причинение смехотворны, 
суды неохотно признают факт «духовного» 
ущерба, хотя действуют в рамках законодательства. 
Если причинение душевных терзаний нельзя 
пощупать, то, по словам доморощенных юристов-делитантов, 
его и нет вообще. Если посмотреть на передовой 
в этом вопросе запад, там судебная практика 
чётко отлажена и практически не даёт 
сбоев. Миллионные компенсации выплачиваются 
корпорациями-загрязнителями в пользу 
истцов. Вывод напрашивается сам собой: 
в России, мягко говоря, отсталое законодательство, 
которое требуется срочно реформировать.
Проблемы Российского законодательства в области охраны окружающей среды.
Информация о работе История природоохранного законодательства России