История природоохранного законодательства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:20, реферат

Краткое описание

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция
Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.

Файлы: 1 файл

Основы экологического права.docx

— 55.35 Кб (Скачать)

Экологические преступления / Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства  
 

В соответствии со ст.ст.4 Закона "Об охране окружающей природной среды" охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации  и республик в составе Российской Федерации подлежат следующие объекты  природопользования:  
· естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;  
· земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух;  
· леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд; 
· природные ландшафты.  
Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.  
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".  
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. 
Данное определение, содержащее основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. Так, в нем указаны не все признаки правонарушения; перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.  
Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии.  
Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.  
Объект представляет собой совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Природная среда в целом и ее отдельные компоненты являются предметом правонарушения.  
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно нарушение путем действия или бездействия общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей природной среды; причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности причинения такого вреда; наличие причинной связи между экологически опасным деянием и причиненным вредом.  
С субъективной стороны могут иметь место обе формы вины: умышленная и неосторожная.  
Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность - в виде небрежности или самонадеянности (легкомыслия).  
Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридически лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.  
Как видно из ст.81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения, по отраслям права делится на:  
· административную; 
· дисциплинарную; 
· уголовную; 
· гражданско-правовую.  
Все экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления уголовную.  
Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной. Привлечение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.  
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.  
Административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп:  
· загрязнение окружающей природной среды;  
· превышение предельно допустимых биологических, радиационных, физических и иных вредных воздействий;  
· нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;  
· несоблюдение экологических требований при складировании, переработке, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, радиоактивных, химических и иных вредных веществ;  
· нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств;  
· нарушение установленного порядка добывания, сбора, заготовки, продажи, приобретения, ввоза и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, природного сырья, ботанических, зоологических и минералогических коллекций:  
· порча, повреждение, уничтожение природоохранных территорий и комплексов, а также естественных экологических систем;  
· невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей природной среды и  
воспроизводству природных ресурсов:  
· невыполнение требований государственной экологической экспертизы и предписаний  
специальных государственных органов экологического контроля;  
· незаконное расходование бюджетных средств государственных экологических фондов на цели, не связанные с охраной природной среды;  
· нарушение правил охраны природно-заповедных объектов и особо охраняемых территорий.  
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.  
Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.  
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым  
законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.  
Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ РСФСР).

  
 

Информация о работе История природоохранного законодательства России