Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:20, реферат
Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция
Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.
Экологические
преступления
/ Юридическая ответственность
за нарушения экологического
законодательства
В соответствии
со ст.ст.4 Закона "Об охране окружающей
природной среды" охране от загрязнения,
порчи, повреждения, истощения, разрушения
на территории Российской Федерации
и республик в составе
· естественные экологические системы,
озоновый слой атмосферы;
· земля, ее недра, поверхностные и подземные
воды, атмосферный воздух;
· леса и иная растительность, животный
мир, микроорганизмы, генетический фонд;
· природные ландшафты.
Особой охране подлежат государственные
природные заповедники, природные заказники,
национальные природные парки, памятники
природы, редкие или находящиеся под угрозой
исчезновения виды растений и животных
и места их обитания.
В комплексном виде законодательное закрепление
ответственности по экологическому праву
регламентируется в ст. 81 закона РСФСР
"Об охране окружающей природной среды".
За экологические правонарушения, то есть
виновные, противоправные деяния, нарушающие
природоохранительное законодательство
и причиняющие вред окружающей природной
среде и здоровью человека, должностные
лица и граждане несут дисциплинарную,
административную, либо уголовную, гражданско-правовую,
материальную, а предприятия, учреждения,
организации - административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с настоящим
Законом, иными законодательными актами
Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.
Данное определение, содержащее основные
отличительные признаки экологического
правонарушения, но имеет ряд недостатков.
Так, в нем указаны не все признаки правонарушения;
перечислены не все социальные ценности,
составляющие предмет экологических правоотношений,
которым причиняется вред; в качестве
систематизирующего признака взяты последствия,
а не объект правонарушения.
Более удачным представляется определение
экологического правонарушения как общественно
опасного, виновного, запрещенного законодательством
под угрозой наказания деяния (действия
или бездействия), направленного на причинение
вреда отношениям в сфере экологии.
Состав экологического правонарушения
включает в себя четыре элемента: объект,
объективная сторона, субъективная сторона,
субъект.
Объект представляет собой совокупность
общественных отношений по охране окружающей
природной среды, рациональному использованию
ее ресурсов и обеспечению экологической
безопасности. Природная среда в целом
и ее отдельные компоненты являются предметом
правонарушения.
Для объективной стороны экологического
правонарушения характерно нарушение
путем действия или бездействия общеобязательных
правил природопользования и охраны окружающей
природной среды; причинение вреда экологическим
интересам личности, общества или государства
либо создание реальной опасности причинения
такого вреда; наличие причинной связи
между экологически опасным деянием и
причиненным вредом.
С субъективной стороны могут иметь место
обе формы вины: умышленная и неосторожная.
Умысел может быть прямым и косвенным,
а неосторожность - в виде небрежности
или самонадеянности (легкомыслия).
Субъектами экологического правонарушения
могут быть как физические, так и юридически
лица, включая хозяйствующих субъектов
различных форм собственности и подчиненности,
а также иностранные организации и граждане.
Как видно из ст.81 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды" ответственность,
предусмотренная за экологические правонарушения,
по отраслям права делится на:
· административную;
· дисциплинарную;
· уголовную;
· гражданско-правовую.
Все экологические правонарушения разделяются
на проступки и преступления. Проступки
влекут за собой дисциплинарную, материальную
или административную ответственность,
а преступления уголовную.
Гражданско-правовая ответственность
может быть возложена наряду с дисциплинарной,
материальной, административной или уголовной.
Привлечение к этим видам ответственности
не освобождает субъекта от обязанности
возмещения вреда, если таковой имеется.
Это объясняется тем, что взыскания, применяемые
при реализации указанных видов ответственности,
являются мерами наказания, а не возмещением
вреда, хотя зачастую (лишение премии,
штраф, конфискация) носят материальный
характер. Взыскиваемые в виде наказания
суммы не идут потерпевшему в счет возмещения
вреда, а перечисляются на специальные
счета государственных экологических
фондов в бюджет.
Административная ответственность за
экологические правонарушения применяется
компетентным органом исполнительной
власти государства, должностным лицом
соответствующего государственного органа
или судом.
Административно-наказуемые экологические
нарушения по видам составляют одиннадцать
групп:
· загрязнение окружающей природной среды;
· превышение предельно допустимых биологических,
радиационных, физических и иных вредных
воздействий;
· нарушение экологических требований
при планировании, технико-экономическом
обосновании, размещении, строительстве,
реконструкции и вводе в эксплуатацию,
эксплуатации предприятий, сооружений
и иных объектов;
· несоблюдение экологических требований
при складировании, переработке, уничтожении,
захоронении промышленных и бытовых отходов,
радиоактивных, химических и иных вредных
веществ;
· нарушение правил транспортировки, хранения,
применения химических средств;
· нарушение установленного порядка добывания,
сбора, заготовки, продажи, приобретения,
ввоза и вывоза за границу объектов животного
и растительного мира, природного сырья,
ботанических, зоологических и минералогических
коллекций:
· порча, повреждение, уничтожение природоохранных
территорий и комплексов, а также естественных
экологических систем;
· невыполнение обязательных мер по восстановлению
окружающей природной среды и
воспроизводству природных ресурсов:
· невыполнение требований государственной
экологической экспертизы и предписаний
специальных государственных органов
экологического контроля;
· незаконное расходование бюджетных
средств государственных экологических
фондов на цели, не связанные с охраной
природной среды;
· нарушение правил охраны природно-заповедных
объектов и особо охраняемых территорий.
За совершение экологических административных
правонарушений могут применяться: предупреждение,
штраф, конфискация орудий совершения
правонарушения; лишение специального
права (охоты, рыболовства, управления
транспортными средствами); возмездное
изъятие предмета, явившегося орудием
совершения правонарушения.
Дисциплинарную ответственность несут
работники предприятий, учреждений, организаций
независимо от формы собственности.
Порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности определяется трудовым
законодательством, законодательством
о государственной службе, иными нормативными
актами Российской Федерации и ее субъектов,
трудовыми соглашениями (контрактами),
уставами и положениями о предприятии,
организации, учреждении.
Общие положения о возможности применения
к нарушителю экологического законодательства
материальной ответственности содержатся
в ст. 83 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды". Порядок ее применения
регулируется трудовым законодательством.
Материальная ответственность заключается
в возложении на причинителя вреда обязанности
возместить расходы, которые по его вине
понесло учреждение, организация, предприятие
или иной хозяйствующий субъект, с которым
виновный находится в трудовых отношениях.
В соответствии с трудовым законодательством
причинитель вреда несет ответственность
в размере прямого действительного ущерба,
но не более своего месячного заработка
(ст. 119 КЗОТ РСФСР).
Информация о работе История природоохранного законодательства России