Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:20, реферат
Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция 
Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.
Экологические 
преступления 
/ Юридическая ответственность 
за нарушения экологического 
законодательства 
 
 
В соответствии 
со ст.ст.4 Закона "Об охране окружающей 
природной среды" охране от загрязнения, 
порчи, повреждения, истощения, разрушения 
на территории Российской Федерации 
и республик в составе 
· естественные экологические системы, 
озоновый слой атмосферы;  
· земля, ее недра, поверхностные и подземные 
воды, атмосферный воздух;  
· леса и иная растительность, животный 
мир, микроорганизмы, генетический фонд; 
· природные ландшафты.  
Особой охране подлежат государственные 
природные заповедники, природные заказники, 
национальные природные парки, памятники 
природы, редкие или находящиеся под угрозой 
исчезновения виды растений и животных 
и места их обитания.  
В комплексном виде законодательное закрепление 
ответственности по экологическому праву 
регламентируется в ст. 81 закона РСФСР 
"Об охране окружающей природной среды".  
За экологические правонарушения, то есть 
виновные, противоправные деяния, нарушающие 
природоохранительное законодательство 
и причиняющие вред окружающей природной 
среде и здоровью человека, должностные 
лица и граждане несут дисциплинарную, 
административную, либо уголовную, гражданско-правовую, 
материальную, а предприятия, учреждения, 
организации - административную и гражданско-правовую 
ответственность в соответствии с настоящим 
Законом, иными законодательными актами 
Российской Федерации и республик в составе 
Российской Федерации. 
Данное определение, содержащее основные 
отличительные признаки экологического 
правонарушения, но имеет ряд недостатков. 
Так, в нем указаны не все признаки правонарушения; 
перечислены не все социальные ценности, 
составляющие предмет экологических правоотношений, 
которым причиняется вред; в качестве 
систематизирующего признака взяты последствия, 
а не объект правонарушения.  
Более удачным представляется определение 
экологического правонарушения как общественно 
опасного, виновного, запрещенного законодательством 
под угрозой наказания деяния (действия 
или бездействия), направленного на причинение 
вреда отношениям в сфере экологии.  
Состав экологического правонарушения 
включает в себя четыре элемента: объект, 
объективная сторона, субъективная сторона, 
субъект.  
Объект представляет собой совокупность 
общественных отношений по охране окружающей 
природной среды, рациональному использованию 
ее ресурсов и обеспечению экологической 
безопасности. Природная среда в целом 
и ее отдельные компоненты являются предметом 
правонарушения.  
Для объективной стороны экологического 
правонарушения характерно нарушение 
путем действия или бездействия общеобязательных 
правил природопользования и охраны окружающей 
природной среды; причинение вреда экологическим 
интересам личности, общества или государства 
либо создание реальной опасности причинения 
такого вреда; наличие причинной связи 
между экологически опасным деянием и 
причиненным вредом.  
С субъективной стороны могут иметь место 
обе формы вины: умышленная и неосторожная.  
Умысел может быть прямым и косвенным, 
а неосторожность - в виде небрежности 
или самонадеянности (легкомыслия).  
Субъектами экологического правонарушения 
могут быть как физические, так и юридически 
лица, включая хозяйствующих субъектов 
различных форм собственности и подчиненности, 
а также иностранные организации и граждане.  
Как видно из ст.81 Закона РСФСР "Об охране 
окружающей природной среды" ответственность, 
предусмотренная за экологические правонарушения, 
по отраслям права делится на:  
· административную; 
· дисциплинарную; 
· уголовную; 
· гражданско-правовую.  
Все экологические правонарушения разделяются 
на проступки и преступления. Проступки 
влекут за собой дисциплинарную, материальную 
или административную ответственность, 
а преступления уголовную.  
Гражданско-правовая ответственность 
может быть возложена наряду с дисциплинарной, 
материальной, административной или уголовной. 
Привлечение к этим видам ответственности 
не освобождает субъекта от обязанности 
возмещения вреда, если таковой имеется. 
Это объясняется тем, что взыскания, применяемые 
при реализации указанных видов ответственности, 
являются мерами наказания, а не возмещением 
вреда, хотя зачастую (лишение премии, 
штраф, конфискация) носят материальный 
характер. Взыскиваемые в виде наказания 
суммы не идут потерпевшему в счет возмещения 
вреда, а перечисляются на специальные 
счета государственных экологических 
фондов в бюджет.  
Административная ответственность за 
экологические правонарушения применяется 
компетентным органом исполнительной 
власти государства, должностным лицом 
соответствующего государственного органа 
или судом.  
Административно-наказуемые экологические 
нарушения по видам составляют одиннадцать 
групп:  
· загрязнение окружающей природной среды;  
· превышение предельно допустимых биологических, 
радиационных, физических и иных вредных 
воздействий;  
· нарушение экологических требований 
при планировании, технико-экономическом 
обосновании, размещении, строительстве, 
реконструкции и вводе в эксплуатацию, 
эксплуатации предприятий, сооружений 
и иных объектов;  
· несоблюдение экологических требований 
при складировании, переработке, уничтожении, 
захоронении промышленных и бытовых отходов, 
радиоактивных, химических и иных вредных 
веществ;  
· нарушение правил транспортировки, хранения, 
применения химических средств;  
· нарушение установленного порядка добывания, 
сбора, заготовки, продажи, приобретения, 
ввоза и вывоза за границу объектов животного 
и растительного мира, природного сырья, 
ботанических, зоологических и минералогических 
коллекций:  
· порча, повреждение, уничтожение природоохранных 
территорий и комплексов, а также естественных 
экологических систем;  
· невыполнение обязательных мер по восстановлению 
окружающей природной среды и  
воспроизводству природных ресурсов:  
· невыполнение требований государственной 
экологической экспертизы и предписаний  
специальных государственных органов 
экологического контроля;  
· незаконное расходование бюджетных 
средств государственных экологических 
фондов на цели, не связанные с охраной 
природной среды;  
· нарушение правил охраны природно-заповедных 
объектов и особо охраняемых территорий.  
За совершение экологических административных 
правонарушений могут применяться: предупреждение, 
штраф, конфискация орудий совершения 
правонарушения; лишение специального 
права (охоты, рыболовства, управления 
транспортными средствами); возмездное 
изъятие предмета, явившегося орудием 
совершения правонарушения.  
Дисциплинарную ответственность несут 
работники предприятий, учреждений, организаций 
независимо от формы собственности.  
Порядок привлечения к дисциплинарной 
ответственности определяется трудовым  
законодательством, законодательством 
о государственной службе, иными нормативными 
актами Российской Федерации и ее субъектов, 
трудовыми соглашениями (контрактами), 
уставами и положениями о предприятии, 
организации, учреждении.  
Общие положения о возможности применения 
к нарушителю экологического законодательства 
материальной ответственности содержатся 
в ст. 83 Закона РСФСР "Об охране окружающей 
природной среды". Порядок ее применения 
регулируется трудовым законодательством. 
Материальная ответственность заключается 
в возложении на причинителя вреда обязанности 
возместить расходы, которые по его вине 
понесло учреждение, организация, предприятие 
или иной хозяйствующий субъект, с которым 
виновный находится в трудовых отношениях. 
В соответствии с трудовым законодательством 
причинитель вреда несет ответственность 
в размере прямого действительного ущерба, 
но не более своего месячного заработка 
(ст. 119 КЗОТ РСФСР).
  
 
Информация о работе История природоохранного законодательства России