Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

В дошкольной педагогике экологическое воспитание является одним из новых направлений, которое появилось на рубеже 80-90-х годов XX в.
Общепризнанно, что экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного детства, где закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.

Оглавление

1. Введение.
2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3 Содержание экологических знаний дошкольников в современных программах.
4. Педагогический потенциал дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.
5 Практическая часть.
6 Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

   Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличии от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая  задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

   Дидактические игры весьма сложны  для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать все ее структурные элементы.

   Ситуации, представленные во многих дидактических играх экологического содержания, позволяют воспитанникам общаться друг с другом, проявляя при этом те качества, которые не доступны им в повседневной жизни. Общение детей в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, усиливает мотивацию  к экологической деятельности. При этом в игре мотивация приобретает целый комплекс  познавательных, эстетических, нравственных социальных побуждений, требующих от участников принятия решений , что особенно важно в экологическом воспитании.

   А. В. Добрецова отмечает, что участник общения в игровых ситуациях выступает в двойной, субъект –субъектной позиции: относясь к другому, воздействуя на него, он в то же время отражает партнера в своем сознании, воспринимает его идеи, суждения, чувства, вырабатывая и свое к ним отношение. В результате происходит самоутверждение личности ребенка. Общение в игровой ситуации позволяет детям не только получить соответствующую информацию, но и посредством подражания и заимствования сопереживать, развивать эмоции, усваивать нравственные нормы поведения, в том числе в природе.

   Участие воспитанников в дидактических  играх экологического содержания  расширяет продуктивные, созидательные  возможности детей при последующем  взаимодействии с миром природы.  И что особенно важно, в игре  дети начинают активно действовать, искать выход. Принимать решение.

   Все вышесказанное позволило  выявить педагогический потенциал  дидактической игры как средства  экологического воспитания дошкольников:

  1. Обеспечение  возможностей для усвоения экологических  представлений, побуждение интереса и развития ценностного отношения к природе, формирования мотивов экологически целесообразной деятельности и соответствующих практических умений, обуславливающих становление у дошкольников  экологической воспитанности как важнейшего личностного качества.

  2. Нацеленность  на овладение детьми навыками  культуры поведения и деятельности  в окружающей природной среде,  на внедрение их в повседневную  практику взаимодействия с природой.

  3. Вовлечение  дошкольников в процесс активного  познания, предоставление возможностей для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности, и способности принимать экологически правильные решения.

  4. Формирование  готовности и способности постоянно  открывать и исследовать окружающую природную среду, обеспечение реального вклада в поддержание ее экологически благоприятного состояния.

  5. Развитие  способности анализировать взаимодействие  сверстников и взрослых с природой, контролировать и оценивать результаты  собственной экологически ориентированной деятельности.

  6. Обеспечение  прямых контактов дошкольников  с природной средой, их эмоционально  насыщенного общения с природой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

1. Абраменко,  В. В. Игра формирует душу  ребенка//Мир психологии. 1998. № 4 с. 74-81

2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада. А.К. Бондаренко, 2-е изд., дораб.М..1991

3. Бондаренко  А.К. Теория дидактических игр  и практика их использования  в детском саду: учеб. пособие  для студентов. М., 1995.

4. Бумаженко  , Н.И. Дидактические игры как  основа формирования учебной  деятельности детей шестилетнего  возраста . Витебский государственный  университет им. П. М. Машерова. Витебск, 1998

5. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. В. С. Варивода – Мозырь, 2006

6. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: пособие для воспитателя дет. сада. М., 1981.

7. Игра дошкольника. Под ред. Л.В. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989

8.Играя – обучаем, развиваем и воспитываем. Под ред.И. А. Комаровой, О. А. Анищенко. – Мозырь, 2004.

9. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст) – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2007

10. Комарова И. А., Прокофьева О. О. Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. –Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003

11. Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. И. А. Комарова. М., 1991

12. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Мн,: Нар. Асвета 1989, с111

13. Миленко В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» //  Дошкольное воспитание. №11. с. 121-124

14. Молодова Л. П. Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников. – Мн.: «Асар», 1999.

15. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : учеб .-методические пособие  для воспитателей детских садов и учителей. Л. П. Молодова. 3-е изд. Мн., 2001 

16. Немов Р. С. Психология: учеб. Для студентов высш. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии.М., 1997

17. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошк. учреждений. С.Н. Николеева, И. А. Комарова. М., 2003

18. Новоселова, С. О новой классификации детских игр// Дошкольное воспитание. 1997. №3. с. 84-87

19. Петрикевич, А. А. Метод проектов в образовании дошкольников. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008

20. Петрикевич А.А. Воспитание Любви к природе у детей старшего дошкольного возраста: программа и методические рекомендации Министерство образования РБ, НИО. Мн., 1998

21. Пралеска: программа дошкольного образования. Е.А. Панько. М.: Аверсэв, 2007

22. Работаем по программе «Пралеска»:пособие для педагогов и руководителей дошкольного образования. –М.: Аверсэв, 2007

22.Стреха Е.А.  Вмире природы: учеб. нагляд. Пособие  для педагогов учреждений, обеспечивающих  получение дошк. образования, родителей/Е. А. Стреха. –Мн.: Выш. Шк., 2005 (Серия «Мир детства»)

23. Социализация дошкольника через игру. Т. В. Пятница – Мозырь, ООО ИД  «Белый ветер», 2004

24. Сорокина, А. И. Дидактически игры в детском саду: старшие группы: пособие для воспитателя дет сада  А. И. Сорокина. М.,1982

25. Толкачева, Г. Н. Формирование потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Моск. гос. пед. ун-т им. В.И. Ленина. М., 1990

26. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн.: «Нар. асвета», 1976

27. Ладутько Л. К. Ребенок познает мир природы. Мн: УП Технопринт, 2005 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста