Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

В дошкольной педагогике экологическое воспитание является одним из новых направлений, которое появилось на рубеже 80-90-х годов XX в.
Общепризнанно, что экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного детства, где закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.

Оглавление

1. Введение.
2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3 Содержание экологических знаний дошкольников в современных программах.
4. Педагогический потенциал дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.
5 Практическая часть.
6 Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экологическое воспитание

  детей посредством  дидактических игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

1. Введение.

2. Психолого-педагогические  основы экологического воспитания  детей дошкольного возраста.

3 Содержание  экологических знаний дошкольников в современных программах.

4. Педагогический потенциал дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.

5  Практическая  часть.

6  Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 В дошкольной педагогике экологическое воспитание является одним из новых направлений, которое появилось на рубеже 80-90-х годов XX в.

   Общепризнанно, что экологическое  воспитание должно начинаться  с дошкольного детства, где  закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.

  Тема  экологического воспитания дошкольников  очень актуальна в наше время.  Экологический кризис подвигнул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно-технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «природа –общество – человек». В связи с потребностью общества в изменении экологического мышления, миропонимания людей возникает необходимость в переориентации прежде всего системы образования на новую стратегию усвоения ценностей и формирования на этой основе экологической культуры личности, направленной на гармонизацию отношений человека с природой.

  Исследования  различных аспектов экологического  воспитания детей нашли отражение  в ряде научных трудов педагогического содержания. В частности, содержание знаний о живой и неживой природе определено Л. И. Игнаткиной, Н.Н. Кондратьевой, С.Н.Николаевой; воспитание действенного, бережного, осознанно-правильного отношения к природе у дошкольников рассматривалось В. Г. Грецевой, М.К. Имбрагимовой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой; особенности организации игровой деятельности в экологическом воспитании детей исследовались В. Г. Дрязгуновой, И. А. Комаровой. С.Н. Николаевой, А.А. Петрикевич. Но все же нужно отметить, что проблема экологического воспитания детей до конца не исследована, весьма актуальным на сегодняшний день является вопрос о совершенствовании системы работы дошкольных учреждений по экологическому воспитанию детей, которое предполагает прежде всего подбор и использование адекватных форм организации, методов и средств воспитания и обучения дошкольников. Особую значимость данная проблема приобретает в условия гуманизации педагогического процесса, предусматривающего применение демократического стиля общения воспитателя и воспитанников, способствующего развитию познавательного интереса и самостоятельности детей, успешному освоению ими знаний и умений, свободному ориентированию

  Мы  попробуем доказать, что дидактическая игра занимает одно из первых мест в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

  Цель  исследования – изучить роль  дидактических игр в экологическом  воспитании детей шестого года  жизни.

  Задачи.

1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

2. Изучить  уровень экологического воспитания у дошкольников.

3. Разработать  систему дидактических игр по  формированию основ экологических  знаний дошкольников.

  Объект  исследования: экологическое воспитание  детей.

  Предмет  исследования: изучение процесса  использования дидактических игр  в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психолого - педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом, доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому – ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

   Экологическое воспитание–новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания; функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка – дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней .

   Взаимодействие человека с природой – второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отрасли человека – не может остаться в стороне от познания  современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

   Экологическое воспитание дошкольников  – это ознакомление детей с  природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

   Цель экологического воспитания  дошкольников – формирование  начал экологической культуры  – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель  согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке.(спасылка –прокофьева)

   Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям , создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

  Для  определения научной основы экологического  воспитания значимым является определение экологии, данное Н.Ф. Реймес (Природопользование: Словарь – справочник. М., 1990. –с.592). Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

   Биоэкология имеет три раздела,  в которых рассматриваются взаимосвязи: отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

   Учитывая специфику дошкольного возраста, особенности их психического о личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту требований о природе.

   Самым подходящим является раздел  аутэкология – дети окружены  конкретными, отдельно взятыми  живыми организмами, Итак, первое  экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики – это понятие «взаимосвязи живого организма со средой обитания». Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворенны его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

   Следующее важное понятие из  раздела аутэкология – морфофункциональная  приспособленность (адаптация) организма  к среде обитания – по существу  является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос как происходит эта взаимосвязь.

   Конкретизацией первого понятия  является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают.

   Названные понятия выражают первую  и главную – экологическую  идею: любой живой организм через  свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника.

   Из второго раздела биоэкология  (демоэкология) рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главные понятия экосистема, цепи питания, взаимодействие человека с природой.

   Кроме понятий в построении педагогического процесса могут быть использованы некоторые экологические закономерности или явления закономерного характера, существующие в природе. Можно выделить три области закономерных явлений:

   а) закономерность морфункциональной  приспособленности растений и животных к среде обитания;

   б) внешнее приспособительное  сходство видов живых существ,  проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом  родстве;

   в) различные формы приспособительной  взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    
 
 
 
 
 

Содержание  экологических  знаний дошкольников в современных  программах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

   Программа Н. А. Рыжовой «Наш  дом - природа» нацелена на  воспитание гуманной и творческой  личности  ребенка 5-6 лет. Эта  программа обеспечивает преемственность экологического образования дошкольников  и учащихся начальной школы по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». « Экология».

Информация о работе Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста