Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

В дошкольной педагогике экологическое воспитание является одним из новых направлений, которое появилось на рубеже 80-90-х годов XX в.
Общепризнанно, что экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного детства, где закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.

Оглавление

1. Введение.
2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3 Содержание экологических знаний дошкольников в современных программах.
4. Педагогический потенциал дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.
5 Практическая часть.
6 Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

   Занятия по данной программе  строятся с учетом специфики  наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия дошкольниками мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников игре. Авторы рекомендуют проводить с дошкольниками игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным. Растениям, объектам неживой природы.

   Программа «Наш дом – природа»  состоит из десяти блоков. Каждый  включает обучающий и воспитывающий  компоненты – знания о природе  и развитие у детей разных  аспектов отношения к ней (бережной  заботы, умения видеть красоту  и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва), три блока – посвящены живой природе – растениям, животным

 и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

   Один из авторов «Детства»  - Н. Н. Кондратьева – вышла  на разработку своей парциальной программы «Программы экологическое образование детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания.

   Азбуку экологии дети осваивают  посредством четырех разделов  программы: понятие «живое» ; приспособление  к среде;  рост, развитие и размножение;  разнообразие ценностей природы.

   Программа «Мы» предполагает  традиционные виды детской деятельности  – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изобразительную деятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общественной культуры.

   Одной из первых в 90-х годах  появилась программа автора статьи  «Юный эколог», созданная на основе собственной Конвенции экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» включает две программы – программу экологического воспитания дошкольников и программу квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у дутей  и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры, - важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентировано на личностный подход к ребенку всестороннее его развитие.

   Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу – прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах: как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей ( в помещении и на участке ГУО) в достаточном количестве самих объектов природы – растений и животных.

   Программы экологического воспитания  детей содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среди жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличии от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку – он рассматривается в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый – это познание собственно экологических законов природы (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы  можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле.

   Программа «Юный эколог» имеет  обстоятельное обеспечение –  для взрослых, желающих повысить  свою компетентность в вопросах  методики экологического воспитания  детей, и для их работы с  дошкольниками. Причем обеспечение разного типа – методическое и технологическое. В некоторых методических пособиях описаны создание развивающей среды  дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. Ряд пособий – это технологии экологического воспитания детей, они представлены на все возраста (от младшей группы до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми. Все технологии построены на разных видах деятельности,  чаще всего совместной воспитателя с детьми (наблюдения и его моделирование в календаре, создание и поддержание условий для живых  объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и др.). В технологии для всех возрастов широко используется игра, которая облегчает обучение и вызывает у детей эмоциональное восприятие материала. Программа «Юный эколог» вместе с ее методическим и технологическим обеспечением – это программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном: у ребенка развивается мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы); сочувствие рое отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни; экологическое восприятие красоты природы – красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях, красоты природы, отраженной в произведениях искусства; понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей.

   Программа «Мы -  земляне» (автор  Вересов Н.Н., г. Мурманск). Отправной  точкой этой программы является понятие «дом» и все содержание идет по расширяющему кругу – улица, город, республика, страна, континенты, Земля, Вселенная. Кроме вопросов экологии эта программа развивает речь детей, дает знания в области математики, грамоты, географии и т.д. Работа по данной программе осуществляется аудиторно, т. е. в отрыве от живой природы.

   В национальной базисной программе «Пралеска» содержание раздела «Человек и природа», разработанного А. А. Петрикевич, направленно на формирование у дошкольников системы знаний о живой и неживой природе. [ 21 ]

Группа  «Малыши»

1.  Многообразии живой природы:

- животные  ( Они живут рядом с тобой)

- растения (Они живут рядом с тобой)

- человек  (О тебе)

2. Многообразии  неживой природы:

-определять  состояние погоды и устанавливать простейшие связи между явлениями (идет дождь – на улице лужи и т.д.);

- познакомить  детей со свойствами воды, снега,  песка, льда и т. д.

- дать  элементарные сведения о временных  сезонах года на основе их  ярких признаков.

  Группа  «Почемучки»

I Соседи по планете (живые существа)

1. Человек:

- как  ты чувствуешь окружающий мир;

- пятеро  помощников;

- твои  помощники глаза;

- твой  помощник нос;

- твои  помощники уши;

- твой  помощник язык;

- твой  помощник кожа;

- как  ты двигаешься;

- как  ты питаешься;

- как  ты растешь.

2. Животные, растения:

- многообразие  животного и растительного мира;

- как  двигаются животные и растения;

- как  питаются животные и растения;

- как  животные и растения растут;

- как  животные и растения «чувствуют»;

- у нас  в гостях живое существо.

II Наш общий дом-планета земля

3. Природные сообщества:

- природа  земли и космос;

- лес  (парк) – дом для растений и  животных;

- луг  – дом для трав и мелких  животных;

- водоем  – дом для животных и растений;

- огород, сад, поле.

- неживая природа:

- погода  и сезоны;

- свет, тепло, вода, почва (песок, камни,  глина), воздух.

 Группа  «Фантазеры».

I Соседи по планете (живые существа)

1. Человек:

- как ты чувствуешь окружающий мир живой и неживой природы;

- неповторимость  каждого человека;

- здоровый организм человека;

- что  у тебя внутри;

- как  ты двигаешься, кости;

- как  ты дышишь;

- как  ты питаешься;

- как  ты растешь.

2.Животные:

- неповторимость каждого животного;

- здоровый  организм животного;

- что  у животного внутри;

- как  животное дышит;

- как животное питается;

- как  животное растет.

3. здоровое  растение:

- уникальность  каждого растения;

- здоровье растения;

- как  растение дышит;

- как  растение питается;

- как  живое растет и размножается;

-дети  людей; 

- детеныши  животных.

II Наш общий дом-земля планета.

Природные сообщества:

- кто  живет в природных краях; кто живет в жарких краях;

-кто живет в лесах, на лугах, в водоемах Беларуси. Поля. огороды, сады. цветники.

Город, село.

Беречь  наш общий дом-планету Земля.

- красная  книга Беларуси.

Неживая природа.

- свет  и тень;

- звуки;

- воздух;

- тепло,  огонь;

- почва,  вода.

 Сезоны:

- знания  о характерных особенностях каждого  сезона;

- знания  о том, какие изменения происходят  в жизни человека в разные  времена года;

- знания  о характере жизнедеятельности животных в разные времена года;

- углубление  представлений детей о том;  как изменяется вид лесов, полей,  рек в разные времена года, а также на протяжении одного  сезона;

- знакомство  детей через праздники («Гуканне  вясны», «Каляды», «Дзяды», и др.), как их предки оберегали природу, встречая разные времена года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогический  потенциал дидактической  игры как средства экологического воспитания детей дошкольного  возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Проблеме игры уделяют внимание исследователи разных сфер знаний – биологи и психологи, культурологи и социологи, педагоги, этнографы.      В этом плане особое значение приобретает ее определение.

   В существующих определениях главным является фиксация специфики  игры как особого вида деятельности. Так, В. М. Ефимов подчеркивает, что «игра является видом человеческой деятельности»  

[9]. Игра- это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта…» Т. е.. во-первых, игра занимает особое положение по отношению к другим видам  деятельности, во-вторых,  игра – это непроизводительный  вид деятельности.

Информация о работе Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста