Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

В дошкольной педагогике экологическое воспитание является одним из новых направлений, которое появилось на рубеже 80-90-х годов XX в.
Общепризнанно, что экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного детства, где закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.

Оглавление

1. Введение.
2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3 Содержание экологических знаний дошкольников в современных программах.
4. Педагогический потенциал дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.
5 Практическая часть.
6 Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

   Д. Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры иее характеристики, подчеркивает, что игра – «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». И далее: «…игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется не ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми» Представляется, что именно эта «человеческая суть» и нормы отношений между людьми» являются главным моментом в определении направленности поисков концептуального решения проблемы генезиса игры, выделяемой как явление общественное.

   Игра – один из тех видов  детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности . его отношения с людьми.

   Несмотря на то, что психологи  и педагоги уже давно проявляют интерес к к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине ХХ  века.

   В трудах психологов ХIХ и начала ХХ в. игра рассматривалась как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Отмеченный уже в то время факт относительного постоянства, единообразия форм игры детей от поколения к поколению, признание игры неотъемлемой принадлежностью именно детского возраста способствовали поиску причин, объясняющих это универсальное свойство детей, что и привело к пониманию игры как биологически обусловленной формы поведения.  Игра – наследственно передаваемая форма поведения, назначение которой – упражнение инстинктов, необходимых для будущей взрослой жизни, - такова была точка зрения К. Грооса. Исходя из этого, Д. Сели рекомендовал не мешать спонтанному развитию ребенка, обеспечивая лишь время и место для его игры.

   Теоретическое обоснование использования  игры как средства воспитания  и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникновению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не биологического порядка.

   Такое понимание природы игры  и закономерностей ее развития  нашло отражение в исследованиях  Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,  А.Н. Леотньева, Д. Б. Эльконина и их последователей. Ученые считают , что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Так, Д. Б. Эльконин  писал: «…игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе.

   За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:

-игры. Возникающие по инициативе ребенка  (или группы детей), -самостоятельные  игры  (игры экспериментирования,  сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые,  режиссерские и театрализованные);

- игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);

- игры, идущие от исторически сложившихся  традиций народа, - народные игры (спасылка Новоселова 30)

   Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. «Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания по бучения детей».Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

   Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.А.Смоленцева, Е.И. Удальцова и др.) К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.

   Дидактические игры – имеют своеобразную структуру. В которой большинство исследователей выделяют структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.

   1. Дидактическая задача. Она определяется  целью обучающего и воспитательного  воздействия. Дидактическая задача  формулируется педагогом и отражает  его обучающую и воспитательную деятельность.

   2. Правила игры. Их содержание  и направленность обусловлены  общими задачами формирования  личности ребенка, познавательным  содержанием, игровыми задачами  и игровыми действиями. Правила  содержат нравственные требования  к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С их помощью педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

   3. Игровые действия – основа  игры. Чем разнообразнее игровые  действия, тем интереснее для  детей сама игра и тем успешнее  решаются познавательные и игровые  задачи.  В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

   4. Подведение итогов (результат)  – проводится сразу по окончании  игры. Это может быть подсчет  очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы

и т. д.

   Дидактическая игра – это средство  обучения и воспитания, воздействующее  на эмоциональную, интеллектуальную  сферу детей, стимулирующее их  деятельность, в процессе которой  формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации. А также формируются социально значимые черты личности..

   Дидактические игры разнообразны  по своему содержанию, игровому  материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

  По  содержанию дидактические игры  подразделяются на следующие  виды:

- математические (для закрепления представлений  о времени, пространственном расположении, количестве предметов);

- сенсорные  (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);

-  речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обогащения словаря);

- музыкальные  (для развития звуковысотного, тембрового  слуха, чувства ритма);

- природоведческие (для ознакомления с объектами  и явлениями живой и неживой  природы);

- для ознакомления с окружающим ( с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т.п.) [ 9 c. 10]

   В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

- игры  с предметами и игрушками, включающие  сюжетные дидактические игры  и игры - исценировки;

- настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;

- словесные.

   В зависимости от характера  игровых действий выделяются  следующие виды дидактических  игр:

- игры- путешествия;

- игры-предположения;

- игры-поручения;

- игры-загадки;

- игры-беседы.[24]

   В основу классификации дидактических игр, предложенной Н.И. Бумаженко. Положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

- интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-предположения. Игры-загадки,  ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);

- эмоциональные  (игры с народной игрушкой, игры-развлечения,  сюжетные игры обучающего содержания, игры по корректировке речи);

- творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые,  игры-труд, театрализованные, игры в фанты)

- социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия) [ 4 ]

   Как видим, существуют различные  взгляды на дидактическую игру. В последнее время резко возросло  внимание ученных к проблеме  дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данного вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей обучения и воспитания дошкольников, введением игровых приемов в практику обучения младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д.

   Исходя из констатации факта,  что дидактические игры в дошкольной  педагогике являются важным средством  воспитания, обучения и развития, стало возможным предположить, что  данный вид игровой деятельности будет выступать эффективным средством экологического воспитания старших дошкольников. В исследованиях значимыми были следующие возможности дидактических игр, выделенные ученными, которые обосновывают их использование как средства экологического воспитания: воспитание настойчивости в достижении положительного результата, формирование способностей ребенка, обеспечение эмоционального характера деятельности детей, создание условий для проявления сознательной оценки своих возможностей, реальной самооценки, стимулирование творческой деятельности, формирование потребности в самоутверждении, развитие воли и произвольности, воспитание личности в целом.  

   Включение дидактических игр  в процесс экологического воспитания  создает эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения знаний, умений, навыков. На это указывал и А.В. Запорожец, подчеркивая, что эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и на его умственную активность, на его творческие способности. Эту мысль подтверждают и исследование Л.Я. Абрамян и А. Д. Кошелевой, в котором отмечается, что посредством игры легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.

   Исходя из этих высказываний, можно предположить: дидактическая  игра, вызывающая эмоциональную  реакцию, будут формировать у  детей положительное отношение  к растительному, животному миру  и к людям, которые живут  рядом. В целом посредством  дидактических игр могут в комплексе решиться задачи экологического воспитания: обогащение экологических знаний и представлений, воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, формирования мотивов, а также умений экологически целесообразной деятельности.

   Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

   В процессе общения с природой  в игровой форме у детей  воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желания  активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразие их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.(9 с.15)

Информация о работе Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста