Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:40, курсовая работа
В дошкольной педагогике экологическое воспитание является одним из новых направлений, которое появилось на рубеже 80-90-х годов XX в.
Общепризнанно, что экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного детства, где закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.
1. Введение.
2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3 Содержание экологических знаний дошкольников в современных программах.
4. Педагогический потенциал дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.
5 Практическая часть.
6 Заключение.
Д. Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры иее характеристики, подчеркивает, что игра – «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». И далее: «…игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется не ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми» Представляется, что именно эта «человеческая суть» и нормы отношений между людьми» являются главным моментом в определении направленности поисков концептуального решения проблемы генезиса игры, выделяемой как явление общественное.
Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности . его отношения с людьми.
Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине ХХ века.
В трудах психологов ХIХ и начала ХХ в. игра рассматривалась как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Отмеченный уже в то время факт относительного постоянства, единообразия форм игры детей от поколения к поколению, признание игры неотъемлемой принадлежностью именно детского возраста способствовали поиску причин, объясняющих это универсальное свойство детей, что и привело к пониманию игры как биологически обусловленной формы поведения. Игра – наследственно передаваемая форма поведения, назначение которой – упражнение инстинктов, необходимых для будущей взрослой жизни, - такова была точка зрения К. Грооса. Исходя из этого, Д. Сели рекомендовал не мешать спонтанному развитию ребенка, обеспечивая лишь время и место для его игры.
Теоретическое обоснование
Такое понимание природы игры
и закономерностей ее развития
нашло отражение в
За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:
-игры.
Возникающие по инициативе
- игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
- игры,
идущие от исторически
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. «Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания по бучения детей».Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.А.Смоленцева, Е.И. Удальцова и др.) К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.
Дидактические игры – имеют своеобразную структуру. В которой большинство исследователей выделяют структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры), игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры.
1. Дидактическая задача. Она определяется
целью обучающего и
2. Правила игры. Их содержание
и направленность обусловлены
общими задачами формирования
личности ребенка,
3. Игровые действия – основа
игры. Чем разнообразнее игровые
действия, тем интереснее для
детей сама игра и тем
4. Подведение итогов (результат)
– проводится сразу по
и т. д.
Дидактическая игра – это
Дидактические игры
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
- математические
(для закрепления
- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
- речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обогащения словаря);
- музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
- природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
- для ознакомления с окружающим ( с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т.п.) [ 9 c. 10]
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:
- игры
с предметами и игрушками,
- настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
- словесные.
В зависимости от характера игровых действий выделяются следующие виды дидактических игр:
- игры- путешествия;
- игры-предположения;
- игры-поручения;
- игры-загадки;
- игры-беседы.[24]
В основу классификации
- интеллектуальные
(игры-головоломки, словесные
- эмоциональные
(игры с народной игрушкой, игры-развлечения,
сюжетные игры обучающего
- творческие (игры-фокусы, буриме, музыкально-хоровые, игры-труд, театрализованные, игры в фанты)
- социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия) [ 4 ]
Как видим, существуют
Исходя из констатации факта,
что дидактические игры в
Включение дидактических игр
в процесс экологического
Исходя из этих высказываний,
можно предположить: дидактическая
игра, вызывающая эмоциональную
реакцию, будут формировать у
детей положительное отношение
к растительному, животному
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
В процессе общения с природой
в игровой форме у детей
воспитывается эмоциональная
Информация о работе Дидактические игры в экологичеком воспитании детей дошкольного возраста