Вступление России в ВТО. Экономический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Оглавление

Введение
Глава 1. Всемирная торговая организация, ее цели и структура…………5
1.1 Основные цели ВТО…………………………………………………….5
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО……………………………...7
1.3 Структура и функции ВТО, принятие решений, членство, процедуры присоединения…………………………………………………………………10
Глава 2. Организационно-экономические аспекты вступления России в ВТО……………………………………………………………………………..15
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО……………………….....15
2.2 Влияние вступления в ВТО на российскую экономику………………19
2.3 Отраслевые аспекты присоединения России к ВТО…………………..22
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа гви.doc

— 147.00 Кб (Скачать)
ify">     Принцип недискриминации реализуется через  применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для  всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

     Доступ  на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также  путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

     Принципы  более свободного экспорта и импорта  услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

     Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в  которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени  они готовы открыть для иностранной  конкуренции.

     Соглашение  ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций9. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

     Соглашение  о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает  создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия  в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать  четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.) 

     1.3 Структура и функции  ВТО, принятие  решений, членство, процедуры присоединения 

     ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

     Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса10, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

     Решения на высшем уровне в ВТО принимает  Министерская конференция, которая  собирается как минимум один раз  в два года.

     В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

     Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

     Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В  его составе находятся Комитет  по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления  контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также  вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

     Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

     Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

     Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека  существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

     На  первом этапе в рамках специальных  Рабочих групп  происходит детальное  рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 г. значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна)11.

     Прежде  всего переговоры касаются "коммерчески  значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются  в двусторонних Протоколах по доступу  на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

     В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

     В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

     Доклад  Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые  страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

     Список  обязательств по тарифным уступкам в  области товаров и по уровню поддержки  сельского хозяйства;

     Перечень  специфических обязательств по услугам  и Список изъятий из РНБ (режим  наибольшего благоприятствования);

     Протокол  о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

     Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда12.

     На  заключительном этапе присоединения  происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата  всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного  Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Организационно-экономические  аспекты вступления России в ВТО

2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО 

     В 1986 году СССР обратился с заявкой  о получении статуса наблюдателя  в Уругвайском раунде переговоров  с целью последующего присоединения к ГАТТ13. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

     В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

     Наиболее  трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия  с Евросоюзом удалось урегулировать  после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет14. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2008 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

     На  сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО15. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2009 года, для вступления в организацию России необходимо провести лишь многосторонние переговоры.

     Вступление  России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2009 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2009 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2010 года.

     Вступление  России во Всемирную торговую организацию  постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

     «Задачи, которые сейчас стоят перед экономикой: и экономический рост, и повышение  конкурентоспособности, и подготовка к конкуренции в условиях предстоящего вступления в ВТО — останутся  только благими пожеланиями, если не будут опираться на соответствующие экономические и финансовые механизмы. Банковская система должна играть при этом важнейшую роль — и в инвестициях, и в экономическом росте. Однако нельзя забывать, что по своим активам и капиталу вся отечественная банковская система в разы меньше одного любого крупного иностранного банка, поэтому если мы действительно хотим конкурировать на равных и динамично развиваться, то такие перекосы нужно постепенно устранять…». Михаила Ершов, Февраль 2007 года.

Информация о работе Вступление России в ВТО. Экономический аспект