Вступление России в ВТО. Экономический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Оглавление

Введение
Глава 1. Всемирная торговая организация, ее цели и структура…………5
1.1 Основные цели ВТО…………………………………………………….5
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО……………………………...7
1.3 Структура и функции ВТО, принятие решений, членство, процедуры присоединения…………………………………………………………………10
Глава 2. Организационно-экономические аспекты вступления России в ВТО……………………………………………………………………………..15
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО……………………….....15
2.2 Влияние вступления в ВТО на российскую экономику………………19
2.3 Отраслевые аспекты присоединения России к ВТО…………………..22
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа гви.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     В июне 2010 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

     7 декабря 2010 года в Брюсселе  прошел саммит Россия—ЕС. Накануне  саммита глава Министерства экономического  развития РФ Эльвира Набиуллина  и комиссар ЕС по торговле  Карел де Гюхт подписали меморандум  о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы16. В том числе по урегулировке российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.

     Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

     Получение лучших в сравнении с существующими  и недискриминационных условий  для доступа российской продукции  на иностранные рынки;

     Доступ  к международному механизму разрешения торговых споров;

     Создание  более благоприятного климата для  иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы  в соответствие с нормами ВТО;

     Расширение  возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

     Создание  условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной  продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг  и инвестиций на российский рынок;

     Участие в выработке правил международной  торговли с учетом своих национальных интересов;

     Улучшение имиджа России в мире как полноправного  участника международной торговли.

     При всем своем масштабном потенциале современная  российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

     В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор  российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО  создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.

     Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без  ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.

     ВТО создает для российских предприятий  равные и благоприятные условия  для коммерческой деятельности в  иностранных государствах в обмен  на открытие отечественного рынка для  иностранной конкуренции.

     Для этого Россия должна взаимно зафиксировать  со странами - участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия  поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного  сектора, а также признавать правила  ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

     Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. 

2.2. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику 

     В настоящее время достаточно распространено мнение, что российский бизнес не готов  к вступлению в ВТО и нужно  повысить уровень протекционизма, чтобы дать бизнесу возможность подготовиться. Концепция, что бизнес сможет подготовиться базируется на так называемой теории «зарождающихся отраслей»: новые отрасли, в которых силен эффект «обучения в процессе производства», лучше и быстрее развиваются в том случае, когда у них есть большой рынок сбыта, позволяющий в полной мере использовать эффект отдачи от масштаба. Считается, что именно такая политика позволила Японии и странам Юго-Восточной Азии осуществить скачок в своем развитии. К сожалению, в большинстве стран, которые пытались повторить этот опыт (Латинская Америка, Индия), протекционистская политика не принесла желаемых результатов. В частности, попытка использовать тарифы, чтобы дать национальным предприятиям повысить свою конкурентоспособность в условиях ограничения международной конкуренции, была предпринята в России в конце XIX века. Тарифы были повышены в связи с неготовностью предприятий к функционированию в условиях свободной торговли. Но так как у предприятий не было стимулов совершенствовать свою конкурентоспособность, Россия не смогла преодолеть своей технологической отсталости от Запада с помощью политики протекционизма. Подобная картина наблюдалась и в 90х годах: десятилетний опыт закрытия банковского сектора в связи с его «неразвитостью» способствовал сохранению «недоразвитости» этого сектора.

     В то время как протекционизм позволяет  увеличить спрос и тем самым  улучшить финансовые возможности и  воспользоваться преимуществами возрастающей отдачи от масштаба, он абсолютно убивает  стимулы к повышению конкурентоспособности. В связи с этим, в последнее время более перспективной, с точки зрения ее влияния на экономический рост, считается политика либерализации торговли.

     Какой эффект либерализация торговли и  конкуренция с иностранными товарами оказывают на российскую экономику? Это один из самых важных вопросов в связи с вступлением в ВТО. Если перспективы дальнейшего роста в экономике России связаны, в основном, с экономической либерализацией, а не с протекционизмом, то это покажет, что Россия готова к существованию в глобальной экономике, а если нет – то она никогда не будет готова без проведения политики, направленной на интеграцию в глобальную экономику17.

     В ЦЭФИР был проведен анализ того, как различный уровень конкуренции с иностранными товарами влияет на общую производительность факторов и другие характеристики российских предприятий. Все предприятия были разделены на 5 групп по принадлежности к отраслям: экспортоориентированные предприятия (принадлежащие отраслям, где доля экспорта в выпуске превосходит 30%, доля импорта меньше 30% и индекс внутриотраслевой торговли находится на низком уровне), импортозамещающие предприятия, сталкивающиеся с высоким  уровнем конкуренции с импортом (подгруппа предприятий, производство которых направлено на импортозамещение, из отраслей, где доля импорта более 80%), и предприятия из секторов с высоким уровнем внутриотраслевой торговли (индекс внутриотраслевой торговли больше 50%), а также предприятия, производящие неторгуемые на международном рынке товары (все остальные)18. В ходе исследования было выяснено, что импортозамещающие отрасли опережают все другие по показателям общей производительности факторов и капиталу. Таким образом, появилось доказательство плодотворного влияния конкуренции с импортом на реструктуризацию российских предприятий.

     Затем был проведен более детальный  регрессионный анализ эффекта конкуренции  с иностранными предприятиями за ранние годы либерализации торговли (1993-96). Оценки общей производительности факторов проводились отдельно по следующим группам отраслей: химическая, машиностроение (в разбивке на тяжелое машиностроение, приборостроение и электронику, и производство средств транспорта), бумажная, легкая, промышленность строительных материалов и пищевая. В результате, в среднем по обрабатывающей промышленности наблюдается положительный эффект со стороны импорта на производительность, причем есть эффект и за счет роста конкуренции и за счет роста качества комплектующих. Рост конкуренции является наиболее существенным фактором в деревообрабатывающей и пищевой промышленностях. В машиностроении, промышленности строительных материалов и в легкой промышленности наблюдается существенный положительный эффект от использования импортных комплектующих.

     Итак, результаты показывают, что конкуренция  с импортом и использование импортируемых компонент положительно влияют на общую производительность факторов на российских предприятиях, а значит и на экономический рост. Таким образом, скорее всего в России наиболее благоприятной для экономического роста окажется именно политика либерализации торговли, а не протекционистская политика. В этих условиях вхождение в ВТО, воздействуя на уровень потенциальной конкуренции, предоставляет мощный и по-своему уникальный инструмент давления на отечественные предприятия, подталкивая их к реструктуризации и выходу из бизнеса менее производительных предприятий. 

2.3. Отраслевые аспекты присоединения России к ВТО 

     Анализ  с учетом различных сценариев  привел к выводу о том, что принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Кроме того, ожидается, что изменения таможенного тарифа не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом. Рост объема промышленного производства в период до 2011 года при всех вариантах развития событий составляет чрезвычайно близкие величины, которые находятся в пределах статистической погрешности.

      С учетом изменения показателей производства выделяются пять отраслей, потенциально более чувствительных к изменению  таможенных ставок - мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробиологическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение.

     Однако  и в этих случаях фактор присоединения  не ведет к падению или стагнации  производства. Различия проявляются  только в колебаниях темпов роста, тенденция к которым сохраняется в любом случае.

     Более того, даже в случае гипотетического  двукратного сокращения импортных  пошлин, что не предусматривается  никакими российскими предложениями, итоговое сокращение производства в  экономике в целом составит не более 1 процента19. Гораздо более значительное влияние на производство оказывают колебания курса рубля, ведущие к фактическому многократному увеличению защиты от импорта в случае девальвации или ее сокращению в случае укрепления рубля (что не связано с присоединением к ВТО).

     Проблемы  машиностроительного комплекса  общеизвестны - это отсутствие по оценке многих экспертов:

     -ясной промышленной политики;

     -эффективных  механизмов поддержки и развития  инновационной деятельности;

     -налоговой  политики, стимулирующей развитие производства и повышение инвестиционной привлекательности.

     -Системы  кредитования с нормальной процентной  ставкой по кредитам.

     Эти и другие проблемы никак не связаны  с присоединением к ВТО, а являются скорее проблемами внутриэкономического развития России.

     Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Доля их продукции  в российском экспорте снизилась  до 1%, а в мировом – до ничтожной  величины, что делает их весьма слабыми  конкурентами в рамках ВТО.

     Эффект  вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой  степени Россия сможет воспользоваться  механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.

     Российский  агропромышленный комплекс развивается  в условиях минимальной поддержки со стороны государства. Объем господдержки за 10 лет сократился более чем в 40 раз.

     Таким образом, речь идет об обеспечении равных условий конкуренции, а не о дальнейшей либерализации сельскохозяйственного  производства.

     Изменения импортного тарифа с разной степенью интенсивности влияют на динамику производства, занятость и доходы различных субъектов в зависимости от величины импортной составляющей на их рынке (иными словами, чем более импортозависим регион, тем болезненнее для него либерализация тарифа).

     Вовлеченность отдельных регионов России во внешнеторговые связи крайне неравномерна. Присоединение  к ВТО наиболее ощутимо коснется импортозависимых субъектов Федерации. По отношению к объему потребительского рынка у 19 регионов импорт превышает 20% и у 45 регионов – 10%20.

     В части экспорта, присоединение к  ВТО не приведет к его взрывному  росту. Однако от улучшения внешних  условий торговли могут выиграть экспортно-ориентированные промышленные и приграничные регионы, а также  те из них, к продукции предприятий которых применены антидемпинговые санкции.

     Большая часть проблем защиты экономических  интересов отраслей и предприятий  России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что значительная их часть все еще не готова работать в конкурентной среде, опираясь в своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственной поддержки и дотаций.

Информация о работе Вступление России в ВТО. Экономический аспект