Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:54, курсовая работа
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Введение
Глава 1. Всемирная торговая организация, ее цели и структура…………5
1.1 Основные цели ВТО…………………………………………………….5
1.2 Основные соглашения и принципы ВТО……………………………...7
1.3 Структура и функции ВТО, принятие решений, членство, процедуры присоединения…………………………………………………………………10
Глава 2. Организационно-экономические аспекты вступления России в ВТО……………………………………………………………………………..15
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО……………………….....15
2.2 Влияние вступления в ВТО на российскую экономику………………19
2.3 Отраслевые аспекты присоединения России к ВТО…………………..22
Заключение
Список литературы
В июне 2010 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.
7
декабря 2010 года в Брюсселе
прошел саммит Россия—ЕС.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание
условий для повышения качества
и конкурентоспособности
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение
имиджа России в мире как полноправного
участника международной
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.
Поэтому
требуется развернутая и
ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.
Для
этого Россия должна взаимно зафиксировать
со странами - участницами ВТО ставки
импортных тарифов и условия
поставки услуг, согласованные уровни
государственной поддержки
Задача
ведущихся переговоров о присоединении
– добиться наилучших условий присоединения
России к ВТО, то есть наиболее выгодного
соотношения преимуществ от вступления
и уступок в виде снижения тарифов и открытия
внутренних рынков. Как сказал в одном
из интервью министр экономического развития
и торговли Герман Греф, баланс прав и
обязательств России при вступлении в
ВТО должен способствовать экономическому
росту, а не наоборот.
2.2.
Влияние вступления
в ВТО на российскую
экономику
В настоящее время достаточно распространено мнение, что российский бизнес не готов к вступлению в ВТО и нужно повысить уровень протекционизма, чтобы дать бизнесу возможность подготовиться. Концепция, что бизнес сможет подготовиться базируется на так называемой теории «зарождающихся отраслей»: новые отрасли, в которых силен эффект «обучения в процессе производства», лучше и быстрее развиваются в том случае, когда у них есть большой рынок сбыта, позволяющий в полной мере использовать эффект отдачи от масштаба. Считается, что именно такая политика позволила Японии и странам Юго-Восточной Азии осуществить скачок в своем развитии. К сожалению, в большинстве стран, которые пытались повторить этот опыт (Латинская Америка, Индия), протекционистская политика не принесла желаемых результатов. В частности, попытка использовать тарифы, чтобы дать национальным предприятиям повысить свою конкурентоспособность в условиях ограничения международной конкуренции, была предпринята в России в конце XIX века. Тарифы были повышены в связи с неготовностью предприятий к функционированию в условиях свободной торговли. Но так как у предприятий не было стимулов совершенствовать свою конкурентоспособность, Россия не смогла преодолеть своей технологической отсталости от Запада с помощью политики протекционизма. Подобная картина наблюдалась и в 90х годах: десятилетний опыт закрытия банковского сектора в связи с его «неразвитостью» способствовал сохранению «недоразвитости» этого сектора.
В
то время как протекционизм
Какой эффект либерализация торговли и конкуренция с иностранными товарами оказывают на российскую экономику? Это один из самых важных вопросов в связи с вступлением в ВТО. Если перспективы дальнейшего роста в экономике России связаны, в основном, с экономической либерализацией, а не с протекционизмом, то это покажет, что Россия готова к существованию в глобальной экономике, а если нет – то она никогда не будет готова без проведения политики, направленной на интеграцию в глобальную экономику17.
В
ЦЭФИР был проведен анализ того,
как различный уровень
Затем был проведен более детальный регрессионный анализ эффекта конкуренции с иностранными предприятиями за ранние годы либерализации торговли (1993-96). Оценки общей производительности факторов проводились отдельно по следующим группам отраслей: химическая, машиностроение (в разбивке на тяжелое машиностроение, приборостроение и электронику, и производство средств транспорта), бумажная, легкая, промышленность строительных материалов и пищевая. В результате, в среднем по обрабатывающей промышленности наблюдается положительный эффект со стороны импорта на производительность, причем есть эффект и за счет роста конкуренции и за счет роста качества комплектующих. Рост конкуренции является наиболее существенным фактором в деревообрабатывающей и пищевой промышленностях. В машиностроении, промышленности строительных материалов и в легкой промышленности наблюдается существенный положительный эффект от использования импортных комплектующих.
Итак,
результаты показывают, что конкуренция
с импортом и использование импортируемых
компонент положительно влияют на общую
производительность факторов на российских
предприятиях, а значит и на экономический
рост. Таким образом, скорее всего в России
наиболее благоприятной для экономического
роста окажется именно политика либерализации
торговли, а не протекционистская политика.
В этих условиях вхождение в ВТО, воздействуя
на уровень потенциальной конкуренции,
предоставляет мощный и по-своему уникальный
инструмент давления на отечественные
предприятия, подталкивая их к реструктуризации
и выходу из бизнеса менее производительных
предприятий.
2.3.
Отраслевые аспекты
присоединения России
к ВТО
Анализ с учетом различных сценариев привел к выводу о том, что принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Кроме того, ожидается, что изменения таможенного тарифа не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом. Рост объема промышленного производства в период до 2011 года при всех вариантах развития событий составляет чрезвычайно близкие величины, которые находятся в пределах статистической погрешности.
С
учетом изменения показателей
Однако и в этих случаях фактор присоединения не ведет к падению или стагнации производства. Различия проявляются только в колебаниях темпов роста, тенденция к которым сохраняется в любом случае.
Более того, даже в случае гипотетического двукратного сокращения импортных пошлин, что не предусматривается никакими российскими предложениями, итоговое сокращение производства в экономике в целом составит не более 1 процента19. Гораздо более значительное влияние на производство оказывают колебания курса рубля, ведущие к фактическому многократному увеличению защиты от импорта в случае девальвации или ее сокращению в случае укрепления рубля (что не связано с присоединением к ВТО).
Проблемы машиностроительного комплекса общеизвестны - это отсутствие по оценке многих экспертов:
-ясной промышленной политики;
-эффективных
механизмов поддержки и
-налоговой политики, стимулирующей развитие производства и повышение инвестиционной привлекательности.
-Системы
кредитования с нормальной
Эти и другие проблемы никак не связаны с присоединением к ВТО, а являются скорее проблемами внутриэкономического развития России.
Присоединение
к ВТО обещает быть противоречивым
для высокотехнологичных
Эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Российский агропромышленный комплекс развивается в условиях минимальной поддержки со стороны государства. Объем господдержки за 10 лет сократился более чем в 40 раз.
Таким
образом, речь идет об обеспечении равных
условий конкуренции, а не о дальнейшей
либерализации
Изменения импортного тарифа с разной степенью интенсивности влияют на динамику производства, занятость и доходы различных субъектов в зависимости от величины импортной составляющей на их рынке (иными словами, чем более импортозависим регион, тем болезненнее для него либерализация тарифа).
Вовлеченность отдельных регионов России во внешнеторговые связи крайне неравномерна. Присоединение к ВТО наиболее ощутимо коснется импортозависимых субъектов Федерации. По отношению к объему потребительского рынка у 19 регионов импорт превышает 20% и у 45 регионов – 10%20.
В
части экспорта, присоединение к
ВТО не приведет к его взрывному
росту. Однако от улучшения внешних
условий торговли могут выиграть
экспортно-ориентированные
Большая часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что значительная их часть все еще не готова работать в конкурентной среде, опираясь в своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственной поддержки и дотаций.
Информация о работе Вступление России в ВТО. Экономический аспект