Валовой региональный продукт Удмуртии: структура, динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория и хозяйственная практика свидетельствуют о том, что одной из важнейших черт, характеризующих современную экономику, стала глобализация. В свою очередь, главной формой выражения глобализации является экономическая интернационализация, объективно требующая универсализации экономической терминологии, правил учёта экономической деятельности и экономических показателей. В результате в 50-е гг. XX в. появилась Система Национальных Счетов (СНС), представляющая собой набор единых международных экономических терминов, систем, показателей и правил учёта, используемый на национальном (государственном) и международном уровнях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………. .3
Глава I. Сущность и структура ВВП и ВРП …………………………………………..5
Глава 2.Макроэкономическая статистика: методология, методы, оценки
2.1. Методические вопросы и проблемы измерения и применения ВРП……......8
2.2.Существо проблемы корректировки объемов ВРП с учетом региональных различий цен………………………………………………………………………………………10
2.3.Методология международных сопоставлений ВВП как ориентир для межрегиональных сопоставлений ВРП……………………………………………….…...11
2.4.Принципы сопоставлений ВРП по уровню покупательной способности рубля…………………………………………………………………………………………………14
2.5.Методы оценки межрегиональных различий цен по компонентам используемого ВРП………………………………………………………………………………15
Глава 3. Пространственная монополизация как важная черта современного этапа регионального развития Российской Федерации….19
Глава 4. Валовой региональный продукт Удмуртии
4.1. Уровень и структура валового регионального продукта………………………..25
4.1.1.Агропромышленный комплекс и проблемы развития сельскохозяйственной деятельности……………………………………………………………………………………….27
4.1.2. Транспорт и основные проблемы транспортной отрасли УР………………..31
4.2.Оценка и прогноз валового регионального продукта Удмуртской Республики…………………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

0780336_C71BD_valovoy_regionalnyy_produkt_udmurtii_struktura_dinamika.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

В республике функционируют организации различных форм собственности, но основными производителями продукции сельского хозяйства остаются коллективные хозяйства, основанные на частной форме собственности на землю и имущество. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме сельскохозяйственной продукции составляет 1,5 процента с ежегодным увеличением на 0,1 пр6центных пункта.

 Растениеводство

В республике сохранен размер посевных площадей и доля зернового  клина, вовлечено в сельскохозяйственный оборот 18 тысяч гектаров неиспользуемой пашни. Валовой сбор зерна в 2001-2003 годах увеличился в среднем в 1,5 раза по сравнению с соответствующим показателем предыдущих трех лет, урожайность составила более 17 центнеров с 1 гектара.

Организационные и экономические условия, создаваемые  для развития льняного комплекса, позволили расширить посевы льна, увеличить урожайность (до 5,5 Ц/га) и объем производства (до 6,5 тысячи тонн), увеличить загрузку мощностей льнозаводов (до 88 процентов).Удмуртия - в числе немногочисленных производителей льна в России. Льняная продукция относится к категории наиболее перспективных с точки зрения экологической чистоты и востребованности за рубежом.

Динамика  производства важнейших видов продукции  растениеводства в хозяйствах всех категорий

Продукция

Ед. изм.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

         

оценка

Зерно (в первоначально

         

оприходованной массе)

тыс. тонн

955,1

891,9

812,0

806,7

Картофель

-»-

571,4

553,7

527,8

526,5

Овощи

-»-

   184,2

146,8

167,8

   167,0


 Животноводство

За 2001. -2003 годы, по отношению к предыдущим трем годам, во всех категориях хозяйств увеличено производство мяса скота и птицы на 2,9 процента, молокана 4 процента, яиц - на 16,2 процента. За 1 полугодие 2004 года продуктивность коров составила 1716 кг молока, кур-несушек - 158 яиц, к концу года средний удой молока от одной коровы ожидается в размере 3300 кг и яйценоскость 1 курицы-несушки - 314 шт.

Производство  продукции животноводства в 

хозяйствах  всех категорий

 

Продукция

Ед. изм.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

         

оценка

Реализация скота и птицы

         

на убой в живом весе

тыс. тонн

122,8

127,6

132,5

132,6

Производство молока

тыс. тонн

568,9

602,3

611,1

611,5

Производство яиц

млн. шт.

586,6

645,9

658,2

658,5

Надой молока на 1 корову

         

(сельхозорганизации)

кг

2896

3180

3274

3300

Яйценоскость

         

(сельхозорганизации)

шт.

291

309

314

314




 

 

 

 

 

Несмотря на положительную динамику производства основных видов сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении, значительное число сельхозорганизаций остаются финансово неустойчивыми и убыточными. В последние годы цены на энергоносители и прочие материальные затраты опережают цены на сельскохозяйственную продукцию. В результате затраты на производство превышают выручку от реализованной продукции. Увеличивается сумма кредиторской задолженности и займов.

Выделяемые  из бюджета Удмуртской Республики субсидии и дотации не могут кардинально  изменить ситуацию: удельный вес убыточных  сельскохозяйственных организаций  увеличился с 29,2 процента в 2001 году до 55,2 процента в 2003 году, рентабельность всей хозяйственной деятельности сократилась соответственно с 12,2 процента до 0,5 процента.

Большое влияние  на результаты деятельности сельхозорганизаций оказала низкая рентабельность животноводческой продукции, которая в 2003 году, с учетом субсидий, равнялась 3,7 процента. Самая убыточная отрасль - производство мяса, где убыточность выросла с - 2,3 в 2001 году до -13,8 процента в 2003 году.

Существенным  фактором, влияющим на экономические  результаты деятельности животноводческих предприятий, является ущерб, наносимый в результате болезней животных и осложнений после них (падеж и вынужденный убой скота, снижение продуктивности и недополучение приплода). Зачастую финансовое состояние многих сельскохозяйственных организаций не позволяет своевременно и последовательно проводить весь комплекс ветеринарных мероприятий для предотвращения вспышек и ликвидации очагов заболеваний. Ситуация осложняется инфицированностью животных из граничащих с Удмуртией регионов. Поэтому задача обеспечения здоровья животных должна решаться целевым программным методом.

Также за последние десять лет в силу различных причин произошло не только абсолютное сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве в целом, но и, что особенно тревожит, ухудшился качественный состав и профессиональный уровень специалистов. Поэтому крайне актуальной остается проблема кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций квалифицированными работниками, повышение престижа труда на селе. Решение кадровых проблем, расширение рынка труда в сельской местности невозможно без решения вопросов социального развития села. Необходимо сокращать разрыв в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создавать основу для повышения престижности проживания в сельской местности. Проблема развития сельской местности сегодня является не только социальной проблемой общества, но и экономической проблемой аграрного производства. Социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании сельскохозяйственных предприятий, тем самым, увеличивая их непроизводственные расходы и снижая рентабельность. Несмотря на определенную стабильность в пищевой промышленности, остается еще ряд нерешенных проблем, основными из которых являются износ и старение оборудования, постоянное повышение цен на энергоносители и железнодорожные перевозки, недостаток оборотных средств, вынужденная необходимость перерабатывать сырье на давальческих условиях через посредников, что приводит к снижению прибыльности.

      4.1.2. Транспорт и основные проблемы транспортной отрасли УР.

Удмуртская  Республика имеет высокую надежность конфигурации Единой транспортной сети, что позволяет ей выполнять заданные функции в случае выхода из строя любого участка сети и имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Потенциал транспортной системы Удмуртской Республики, ее магистральной сети позволяет предприятиям республики выходить со своей продукцией на российский и международный рынки. Общий объем услуг крупных и средних предприятий транспорта по основному виду деятельности в действующих ценах за три года составил около 12 млрд. рублей.

                Перевозки грузов и пассажиров транспортом

                                    общего пользования

Показатель

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

       

оценка

Перевезено грузов транс-

       

портом общего пользова-

       

ния - всего, тыс. тонн

15504,4

11893,2

9433,2

9580,4

в том числе:

       

железнодорожным

4161

3407

3827

)900

автомобильным

10204

7520

4926

5000

внутренним водным

1139

966

680

680

воздушным

0,4

0,2

0,2

0,4

Перевезено пассажиров

       

транспортом общего

       

пользования - всего,

       

тыс. чел.

504128

507008

490203

490589

в том числе:

       

железнодороным

5256

4858

4922

5260

автомобильным

257203

270212

252041

252050

трамвайным

110716

105862

104710

104710

троллейбусным

130541

125694

1281 04

128104

внутренним водным

369

339

378

360

воздушным

43

43

48

105


Предприятия внутреннего  водного транспорта республики осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, добычу и реализацию нерудных строительных материалов, погрузочно-разгрузочные работы, услуги по ремонту флота. На воздушном транспорте за годы реализации Программы стабильно осуществлялись грузовые и пассажирские перевозки. Муниципальное унитарное предприятие «ИжгорЭлектроТранс» г. Ижевска работало стабильно, однако сложившаяся ситуация на городском электрическом транспорте характеризуется высокой степенью износа основных фондов.

Основные проблемы транспортной отрасли Удмуртской Республики:

- низкий уровень  развития инфраструктуры пассажирских  перевозок автомобильным транспортом;

- несоответствие существующей сети автовокзалов и автостанций возросшим потребностям населения;

- низкий уровень  и качество предоставляемых пассажирских услуг;

- слабая техническая  оснащенность парка автотранспорта, недостаток подвижного состава;

- существенное отставание нормативно-правовой базы функционирования пассажирского транспорта от реальных условий, существующих на рынке транспортных услуг, что значительно усложняет условия его работы;

- предельный  срок эксплуатации и дефицит  подвижного состава железнодорожного транспорта для пригородного железнодорожного сообщения;

- реконструкция  существующих и строительство  новых железнодорожных вокзалов и других социально значимых объектов пассажирского комплекса;

- выработка  календарных сроков использования самолетомоторного парка

воздушного  транспорта;

- отсутствие  государственной поддержки и  инвестиций на завершение строительства международного сектора аэропорта;

- старение действующего  флота внутреннего водного транспорта, выполняющего социально-значимые  перевозки;

- высокая степень  износа основных фондов на  городском электрическом транспорте;

-необходимость реконструкции  системы электроснабжения и путевого хозяйства и т.д.

 

4.2.Оценка и  прогноз валового регионального  продукта Удмуртской Республики

 

                 

млн.руб.

Показатель

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2009г.  к 2004г.

 

отчет

оценка

прогноз

ВРП

83334

96156

107554

120700

132900

145900

159400

174100

 

темп роста  в фактических ценах

119,8

115,4

110,1

112,3

111,7

109,8

109,2

109,2

162

В том числе

                 

Промышленность

36537

39690,6

43988,3

50225

55587

61492

67429

74302

 

темп роста  в фактических ценах

124,4

108,6

110,8

114,2

110,7

110,6

109,7

110,2

168,9

Сельское  хозяйство

7745,2

7741,7

8605,1

9315,3

10145,6

10931

11677,2

12352,6

 

темп роста  в фактических ценах

108,6

100

111,2

111,2

108,9

107,7

106,8

105,8

143,5

Строительство

3724,3

4598,8

5239,3

5815,6

6501,4

7234,9

8006,8

8820,3

 

темп роста  в фактических ценах

73,4

123,5

113,9

111

111,8

111,3

110,7

110,2

168,3

Транспорт и связь

5492,8

6983,1

7687,7

8385,7

9062,5

9793,8

10584,2

11438,3

 

темп роста  в фактических ценах

117,8

127,1

110,1

109,1

108,1

108,1

108,1

108,1

148,8

Торговля  и общественное питание

8908,3

10470,2

11868

13350,5

14448,7

15637

16928,1

18220,8

 

темп роста  в фактических ценах

90,6

117,5

113,4

112,5

108,2

108,2

108,3

107,6

153,5

Прочие  отрасли

 

15344,8

18723,3

21224,7

23954,3

26682

29442,5

32488,6

35849,9

темп роста  в фактических ценах

162,1

122

113,4

112,9

111,4

110,3

110,3

110,3

168,9

В том числе

                 

Жилищно-коммунальное хозяйство

2152,1

2153,8

2148,9

2398,7

2641,2

2898,4

3165,3

3457,8

 

темп роста  в фактических ценах

 

100,1

99,8

112,3

110,1

109,7

109,2

109,2

160,9

здравоохранение

3435,4

3717,7

4190,3

4677,5

5150,4

5651,8

6172,4

6742,6

 

темп роста  в фактических ценах

 

108,2

112,7

112,3

110,1

108,7

109,2

109,2

160,9

наука и образование 

3959,8

4330,7

4727,6

5277,2

5810,7

6376,4

6963,7

7607,1

 

темп роста  в фактических ценах

 

109,4

109,2

112,3

110,1

109,7

109,2

109,2

160,9

культура  и искусство

436,1

480,8

537,2

599,7

660,3

724,6

791,3

684,4

 

темп роста  в фактических ценах

 

110,2

111,7

112,3

110,1

109,7

109,2

109,2

160,9

Чистые  налоги и продукты

5582

7948,3

8830,5

9721,5

10555,1

11407

12269,9

13136,1

 

темп роста  в фактических ценах

140,1

142,4

111,1

110,1

108,6

108,1

107,6

107,1

148,8

Информация о работе Валовой региональный продукт Удмуртии: структура, динамика