Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности: формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

В работе раскрыт ряд вопросов:
1. Понятия приватизации и разгосударствления.
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.
3. Приватизация в России и странах Западной Европы – во Франции, в Германии, в Испании.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….6
1. Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности: формы, методы…………………………………………………….……………...8
1.1. Способы разгосударствления……………………………………………..8
1.2. Формы приватизации………………………………………………………10
2. Процесс и реализация разгосударствления и приватизации собственности в России………………………………………………………………………………16
3. Особенности преобразования собственности в переходной экономике России и опыт зарубежных стран…………………………………………………………..19
3.1 Приватизация в Германии…………………………………………………….23
3.2 Приватизация в Испании……………………………………………………...25
3.3 Приватизация во Франции……………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованных источников ……………………………..……………..31

Файлы: 1 файл

курсовая э т.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

- иное имущество. Установлено, что приватизация федерального имущества первой группы осуществляется исключительно на аукционе, на специализированном аукционе, путем продажи за пределами территории Российской Федерации производных ценных бумаг. Приватизация федерального имущества второй группы может осуществляться на аукционе, специализированном аукционе, конкурсе, путем внесения акций в качестве вклада в уставной капитал создаваемого открытого акционерного общества. И только в случае, если аукцион по продаже имущества второй группы был признан не состоявшимся, его приватизация может быть осуществлена другими способами, предусмотренными законом. Существенно расширен и обновлен инструментарий приватизации для имущества второй группы, что предоставляет возможность участвовать в приватизации среднему и малому бизнесу; гражданам, не имеющим большого «начального капитала» - стать собственниками предприятий, взяв на себя ответственность за деятельность предприятий и сохраняя или увеличивая при этом число рабочих мест. Так, снимается ограничение на продажу государственных пакетов акций пределами территории РФ. Это расширяет базу покупателей приватизированного имущества, привлекает в федеральный бюджет средства нерезидентов, повышает имидж предприятий РФ на международных фондовых рынках. Вводятся новые способы продажи акций:

- через организатора торговли на рынке ценных бумаг. При наличии котировок это снижает затраты на организацию продаж, позволяет продавать мелкие пакеты акций и осуществлять продажи без дисконта к рыночной цене;

- продажа имущества путем публичного предложения. Это обеспечивает реализацию низколиквидного имущества, снижает затраты на организацию повторных торгов, выявляет реальную стоимость имущества, дает большую гарантию успеха продажи, чем аукцион или конкурс;

- продажа имущества в случае отсутствия конкурсности. Этот способ особенно подходит для неликвидных объектов приватизации («незавершенки»), на которые отсутствует спрос и реализация которых возможна только на основе предложений потенциальных покупателей о цене объекта приватизации.

- продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. Такая продажа стимулирует доверительного управляющего к выполнению взятых на себя обязательств по повышению стоимости акций, развитию производства, расходы на управление государственным имуществом.

Новый закон впервые  устанавливает порядок приватизации земельных участков одновременно с имуществом унитарных предприятий и иных объектов недвижимости. Определен порядок продажи земельных участков собственникам ранее приватизированных зданий, сооружений, имущественных комплексов унитарных предприятий, в том числе путем внесения в оплату дополнительных акций. Устанавливаются особенности приватизации объектов историко - культурного наследия - действовавший закон не распространялся на такие объекты. В отдельных случаях, когда государство не обеспечивает надлежащее сохранение таких объектов, допускается их приватизация при условии обязательного принятия лицом, приобретающим такой объект, охранного обязательства о его содержании и использовании. Охранное обязательство должно содержать требования по содержанию объекта, обязанность проведения реставрационных, ремонтных иных работ, а также другие условия. В новый закон включены порядок и особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые до того регулировались соответствующим Указом президента. Принятие нового закона о приватизации, проходившее в условиях серьезного противостояния разных позиций и интересов (закон дорабатывался и обсуждался более двух лет), открывает новые возможности в совершенствовании государственного регулирования в сфере собственности, меняет акценты в деятельности основного профильного органа управления - Минимущества РФ, структуру его задач. В то время как еще в 2001 г. основными задачами этого министерства были формирование бюджетных доходов от использования и приватизации федерального имущества и развитие законодательства в сфере имущественных, в том числе земельных отношений, в последующие годы основными направлениями деятельности Минимущества России являлись проведение работы по совершенствованию структуры федеральной собственности, в том числе, по сокращению количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в акционерном обществе, а также пакетов акций обществ, необходимость участия государства в которых отсутствует; повышение эффективности управления государственным имуществом, в том числе совершенствование мониторинга государственной собственности и планирования доходов от ее использования. Из сравнения этих задач легко увидеть смещение акцента в деятельности с количественных показателей на качественные.

 

3.1. Приватизация  в Германии

 

Возрождение предпринимательства  в первый период времени после  Второй мировой войны шло в  восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде. Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы». Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

Первым путем был  роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений. В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации. После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями. При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами. После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

3.2. Приватизация  в Испании

 

В Испании государственный  сектор экономики за последние 15-20 лет  значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет. К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90% стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь. К государственному сектору экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф - клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным. И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство. Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим. Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое. Затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований. Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует. Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий – один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам. Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты – третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной. Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство. Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны. В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы и метро. Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы. Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы. Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА». С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе. Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании. Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

 

    1.  Приватизация во Франции

 

 

Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982-годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы. В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно. В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации. У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов. Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По - видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования. За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала. Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Написав данную курсовую работу можно сделать ряд выводов:

- в развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

- в современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимы разгосударствление и приватизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Германия. Факты. - 1997г. – С.114 - 125.

2.Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: ИНФРА – М, 1997.- 488 с.

3.Курс экономической теории. Учебник под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., - 2005 г. – 408 с.

4.Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. С.-П.: - 2003г. – С.101 - 117.

5.Райзберг Б. А. Рыночная экономика. – М.: - 2002г, - 245 с.

6.Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: - 2000г. - С. 327 - 329.

7.Сборник Законодательства Российской Федерации и нормативных актов Правительства Москвы. – 2001 г. - С. 92 - 108.

8.http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm

9.http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm

10.http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html

11.http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml

 

 


Информация о работе Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности: формы, методы