Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности: формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

В работе раскрыт ряд вопросов:
1. Понятия приватизации и разгосударствления.
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.
3. Приватизация в России и странах Западной Европы – во Франции, в Германии, в Испании.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….6
1. Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности: формы, методы…………………………………………………….……………...8
1.1. Способы разгосударствления……………………………………………..8
1.2. Формы приватизации………………………………………………………10
2. Процесс и реализация разгосударствления и приватизации собственности в России………………………………………………………………………………16
3. Особенности преобразования собственности в переходной экономике России и опыт зарубежных стран…………………………………………………………..19
3.1 Приватизация в Германии…………………………………………………….23
3.2 Приватизация в Испании……………………………………………………...25
3.3 Приватизация во Франции……………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………...30
Список использованных источников ……………………………..……………..31

Файлы: 1 файл

курсовая э т.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

- преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

- стимулирование инициативы  собственников как источника  самодвижения, саморазвития экономики:

- изменение роли государства,  ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании всего  вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе разгосударствления и приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой. Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Формы приватизации. Одна из наиболее распространенных форм приватизации - публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих. Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием. Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс и реализация разгосударствления и приватизации собственности в России

 

Особое место в реализации программ стабилизации экономики и  развития социально-экономических  реформ занимает разгосударствление и  приватизация государственной собственности. Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Приватизация в России носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества. Процесс приватизации и разгосударствления государственной собственности начался официально с принятия 22 июня 1991 года «Программы разгосударствления и приватизации» на 1991-1992 годы. Основной формой приватизации по этой программе были передача предприятий в коллективную или акционерную собственность. Это означает, что собственность не попадает в руки отдельных частных лиц, т.е. «эксплуататоров», собственность возвращается тем, кто ее создает и приумножает. Такая приватизация немного сгладила остроту ситуации в обществе, вызванную негативным отношением граждан, особенно коллективов предприятий, к рыночным реформам и их последствиям, кроме того, такие формы приватизации не вызывали серьезных затруднений и не требовали особых усилий. Видя, что процесс приватизации приобрел хаотичный характер, в апреле 1992 года указом президента Р.Ф. введена новая схема: отныне коллективу предприятий отдается только 25% акций, 10% отдается смежникам и физическим лицам, еще 10% - иностранным инвесторам, если таковые имеются, а контрольный пакет акций, не менее 31%, остается у государства. В указе предусматривалось проведение и купонной приватизации. Тем не менее до этого надо было дожить, а пока выяснилось, что и предложенная схема не могла изменить положения в приватизации, привлечь инвесторов и активизировать трудовые коллективы. Поэтому процесс приватизации государственной собственности в России заметно изменился с принятием 5 марта 1993 года «Программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы». В настоящее время за 2007-2009 годы в стране было приватизировано 15189 объектов, в том числе 5185 малых предприятий, или более 34% всех приватизированных объектов. Это в основном предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания, аптеки и пр. В приватизации госсобственности на период 2007-2009 годы преобладала продажа через денежные аукционы и аукционно - конкурсные торги. На долю этих форм приватизации собственности в 2008 году приходится 55%, а в 2009-м - 75% от общего числа приватизированных предприятий. В 2008 году началась массовая приватизация.

Таблица 1 - Структура приватизированных объектов за 2007 - 2010 годы

 

 

2007

2008

2009

2010

 

Количество

В %

Количество

В %

Количество

В %

Количество

В %

Всего

6,198 

100

2,691

100

4,147

100

3,143

100

Промышленность

543 

8,8

422

1,57

211

5,1

48

1,5

Сельское хозяйство

628 

10,0 

344 

12,8 

918 

22,1 

514 

16,4

Строительство

313 

5,0 

237 

8,8 

110 

2,7 

52 

1,7

Транспорт

90 

1,5 

469 

17,4 

180 

4,3 

28 

0,9

Торговля

1834 

29,6 

992 

14,6 

1201 

29,1 

1214 

38,6

Общественное питание

535 

8,6 

79 

2,9 

193 

4,7 

144 

4,6

Бытовое обслуживание

15

25,8 

210 

7,8 

483 

11,6 

264 

8,4

Коммунальное хозяйство

195 

3,1 

46 

1,7 

104 

2,5 

73 

2,3


 

Таким образом, только за три года с 2007 - 2009 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2010 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 2008 - 2010 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч рублей. По данным Агентства по статистике, в 2009 году численность безработных возросла по сравнению с 2008 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек. В 2008 году по сравнению с 2009 годом численность безработных возросла на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено 5 тысяч.

Всё это обусловлено  тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись  с недостатком финансовых средств  для оживления предприятий, другие - столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям, в результате предприятия становятся на грань банкротства.

Следовательно в России, в результате завершения приватизации и разгосударствления крупных и крупнейших предприятий повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация. Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в России сложились благоприятные условия для экономического роста, почти самого высокого по уровню во всех странах СНГ. В результате для продолжения поступательного движения экономики и реализации последующих реформ правительству поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 2012 года и Программу индустриально-инновационного развития России на 2003-2015 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности преобразования собственности в переходной экономике России и опыт зарубежных стран

 

В Российской Федерации  организованная приватизация началась с 1992 г. Этому сопутствовало несколько  факторов. Прежде всего - низкая платежеспособность населения и незначительный интерес к российской государственной собственности со стороны иностранных инвесторов. В этой связи применение в чистом виде таких способов приватизации, как продажа внешним владельцам либо имущества государственных предприятий, либо их акций, было практически невозможно. Одновременно Правительство РФ, стремясь закрепить и продолжить демократические преобразования в стране, искало компромисс с оппозицией, частично достигнув его в реализации программы приватизации в интересах трудовых коллективов. С другой стороны, в России уже начиналась спонтанная приватизация, в процессе которой руководители предприятий, используя принципы полного хозяйственного ведения, свободно распоряжались государственным имуществом и активами государственных предприятий, передавая их на балансы других предприятий, принадлежащих частным лицам. В целом в ходе приватизации можно выделить ряд этапов, которые получили соответствующие наименования, например, «малая» приватизация, «чековая» и «денежная». Условно можно выделить следующие этапы приватизации в Росси:

1)«малая» приватизация малых и средних, в основном муниципальных предприятий в сфере торговли, бытового обслуживания и инфраструктуры на денежных аукционах.

2)массовое акционирование предприятий с подготовкой планов приватизации в трудовых коллективах - проведение инвестиционных торгов.

3) «чековая», выдача ваучеров, подготовка и проведение чековых аукционов.

4)массовая «денежная» приватизация с продажей зарезервированных в государственной собственности пакетов акций на открытых аукционах с перечислением вырученных средств в бюджет, включая залоговые аукционы.

5)приватизация по индивидуальным проектам с углубленной предпродажной подготовкой и рыночной оценкой имущественных комплексов.

Первые три этапа  приватизации можно считать начальными, последующие - текущей практикой приватизации в уже сформированной в общих чертах после начальной приватизации рыночной экономической системе. Важной вехой в развитии приватизационной практики призван стать Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001 г., который вносит ряд серьезных усовершенствований в управление процессами приватизации. Устраняется двойственность правовой основы приватизации, которая порождалась параллельным принятием законов о приватизации и программ приватизации на конкретный период (1- 2 года). Сбалансированы полномочия разных ветвей власти - президента (которого обычно ветвью не считают, поскольку в РФ президент обладает и высшими исполнительными полномочиями, принимая решения, обязательные для правительства, и высшими законодательными правами - издает указы, имеющие силу закона для всего населения и всех юридических лиц), правительства и Федерального Собрания РФ. Закон устанавливает четкую последовательность действий государства при проведении государственной политики в сфере приватизации.

1) Президент РФ в соответствии с конституцией формирует перечень стратегических предприятий и акционерных обществ и определяет возможность их приватизации.

2) Приватизация естественных монополий (РАО «ЕЭС», «Газпрома», предприятий МПС) может осуществляться только на основании законов, принимаемых Федеральным Собранием.

3) Правительство с учетом решений Президента и Федерального Собрания осуществляет планирование и руководство процессом приватизации, а также ежегодно отчитывается перед депутатами о результатах.

Закон позволяет уйти от субъективного подхода при  выборе способа приватизации, разграничивая федеральное имущество на две группы:

- имущественные комплексы  унитарных предприятий и акции  ОАО, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ и которые отвечают иным критериям, устанавливаемым правительством;

Информация о работе Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности: формы, методы