Теоретическая основа разработки стратегии предприятия на примере ООО «ППТК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретическое обоснование разработки стратегии развития предприятия энергосистемы и формулирование рекомендаций по эффективному внедрению предложенной стратегической концепции.

Оглавление

Введение

1. Теоретическая основа разработки стратегии предприятия

1.1. Понятие и классификация стратегии

1.2. Этапы разработки стратегии

2. Анализ среды предприятия ООО ППТК

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ внешней среды предприятия

2.3. Анализ внутренней среды предприятия ООО «ППТК»

3 Основное направление работники стратегии предприятия ООО ППТК

3.1. Разработка сбалансированной системы показателей

3.2. Контуры стратегии предприятия

Список использованной литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

Теоретическая основа разработки стратегии предприятия.doc

— 806.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение             

1. Теоретическая основа разработки стратегии предприятия             

1.1. Понятие и классификация стратегии             

1.2. Этапы разработки стратегии             

2. Анализ среды предприятия ООО ППТК             

2.1. Общая характеристика предприятия             

2.2. Анализ внешней среды предприятия             

2.3. Анализ внутренней среды предприятия ООО «ППТК»

3 Основное направление работники стратегии предприятия ООО ППТК             

3.1. Разработка сбалансированной системы показателей             

3.2. Контуры стратегии предприятия             

Список использованной литературы             

Приложения             


Введение

.

Рыночная система хозяйствования требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. В современных условиях промышленное предприятие рассматривается как сложная производственная система, состоящая из взаимосвязанных бизнес-процессов и активно взаимодействующая с внешней средой. Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Если еще недавно деятельность большинства предприятий была направлена на завоевание доли рынка, то сегодня ведущие компании смещают акценты в стратегии своего развития на увеличение числа постоянных клиентов. Более того, в течение последних двадцати лет наблюдался процесс важных сдвигов в экономике и соответствующих изменений в сущности конкурентной позиции. Стратегия конкурентной борьбы и укрепления конкурентных позиций направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли. При наличии конкурентной среды рост эффективности производства может осуществляться преимущественно в рамках таких хозяйственных стратегий, которые направлены на получение долгосрочной прибыли, на повышение устойчивости финансового положения предприятия и его конкурентоспособности на относительно длительный период времени.

В целях обеспечения успешной перспективной деятельности предприятий, формирования экономически устойчивого существования в долгосрочном периоде необходима такая система управления, которая позволит осуществлять наращивание темпов развития хозяйствующих субъектов в рыночной среде. Возникает необходимость в разработке теории, позволяющей по-новому формировать проблему взаимодействия предприятия и внешней среды. В этих условиях процесс стратегии предприятия рассматривается как современный инструмент развития, эффективное средство преобразований, изменений и адаптации, повышения конкурентоспособности предприятия.

Актуальность выбранной темы заключается в формировании стратегии промышленного предприятия, направленного на повышение эффективности функционирования предприятия.

Проблеме стратегического управления посвящены труды: М.М. Алексеевой, Б. Альстрэнда, И. Ансоффа, К. Боумена, Т.Л. Безруковой, В.Р. Веснина, В.А. Винокурова, О.С. Виханского, В.С. Ефремова, Б. Карлофа, Дж. Лэмпела, Г. Минцберга, Э.А. Уткина, А.А. Томпсона, О.Г. Туровца, Р.А. Фатхутдинова.

Цель курсовой работы – теоретическое обоснование разработки стратегии развития предприятия энергосистемы и формулирование рекомендаций по эффективному внедрению предложенной стратегической концепции. Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ теоретических основ формирования стратегии развития;

-изучить этапы разработки стратегии;

-провести анализ стратегических позиций ООО «ППТК»;

-проанализировать основные показатели деятельности организации;

- исследовать систему управления ООО «ППТК»;

-сформулировать рекомендации по формированию стратегической концепции функционирования организации;

-провести оценку эффективности предлагаемой стратегической концепции.

Объектом исследования является предприятие производственно-технической комплектации ООО «ППТК», в дальнейшем именуемое «ППТК».

Структура работы включает введение, заключение и три главы.

При изучении темы используются экономические, экономико-математические, статистические методы, которые применяются в процессе управления для решения различных теоретических и практических задач.


1. Теоретическая основа разработки стратегии предприятия

1.1. Понятие и классификация стратегии

 

Сегодня перед предприятиями стоит вопрос о том, способно ли оно адекватно реагировать на условия и изменения существующей и прогнозируемой внешней среды и каков должен быть управленческий инструментарий, обеспечивающий, в конечном счете, сохранение и повышение конкурентоспособности предприятия, как одной из важнейших составляющих стратегического менеджмента.

Слово «стратегия» в переводе с греческого означает «искусство развертывания войск в бою», то есть искусство ориентации в условиях боя. Этот военный термин в последней четверти 20 века широко вошел теорию и практику менеджмента и приобретает все большее значение. И. Ансофф - крупнейший американский эксперт в области стратегического менеджмента рассматривает стратегию в качестве «общего стержня» всех видов производственно-хозяйственной деятельности организации. Стратегия, согласно И. Ансоффу, показывает в какой области хозяйственной деятельности действует компания и в какой сфере она намерена развиваться в будущем. Стратегия- это взаимосвязанный комплекс деятельности во имя укрепления жизнеспособности и мощи предприятия по отношению к конкурентам.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. «Она включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде»[1].

Также под стратегией понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса.

«Стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». Такое видение стратегии дает американский историк предпринимательства Альфред Чандлер[2]. Некоторые отечественные исследователи в области стратегического управления считают данное определение наиболее точным. По мнению Майкла Портера, «стратегия - есть метод распределения ресурсов предприятия в те области, которые обеспечивают наиболее оптимальные условия для развития, доходности и укрепления конкурентных преимуществ в долгосрочном периоде».
Стратегию, как последовательную, согласованную и интегрированную систему планов представляет Генри Минтцберг в модели «5Р». [3]

«Стратегия — обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».

В «Большом экономическом словаре» стратегия определяется как «искусство руководства, общий план ведения работы, исходя из сложившейся деятельности на данном этапе развития». В «Современном экономическом словаре» приводится следующее определение: «Стратегия экономическая — долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты».

По нашему мнению, в определении необходимо особо выделить такую характеристику стратегии, как набор действий и правил для принятия управленческих решений по достижению наилучших результатов деятельности.
Cтратегия проявляет себя в разнообразных намерениях, целях, решениях, деятельности предприятия. Многочисленные, приведенные выше определения стратегии указывают на ее многовариантность и многоаспектность. С этой точки зрения ни одно из определений нельзя считать более правильным, нежели другие. Не претендуя на полноту и всеобъемлемость, за основу возьмем следующую систему понятий, составляющих структуру стратегии:

                  комплексная система мер по достижению долгосрочных целей предприятия;

                  генеральное направление развития предприятия, обусловленное высокой степенью согласования целей предприятия, его возможностей, интересов работников и условий внешней среды;

                  реальная программа действий, выявляющая основные проблемы предприятия и определяющая ресурсы для достижения основной цели;

                  перспективный, долгосрочный план деятельности предприятия;
- средство достижения конкурентных преимуществ предприятия;

                  процесс исследования будущего, необходимый для того, чтобы перевести организацию из настоящего состояния в желаемое будущее состояние;

                  поиск и исследование возможных направлений развития предприятия;

                  экономика и политика предприятия;

                  инструмент контроля изменений деятельности предприятия;

                  способ эффективного управления деятельностью предприятия.

Раскрыв сущность рассматриваемого предмета отметим, что решающим
элементом стратегии является целевая ориентация в использовании ресурсов организации (см. Приложение 1) .

В процессе исследования было выявлено большое количество подходов к классификации стратегий, представленных в приложении 2. Выделяют следующие классификационные признаки:

                  уровень принятия решений;

                  базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;

                  стадия жизненного цикла отрасли;

                  относительная сила отраслевой позиции организации;

                  степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе.

Усложняющим фактором является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определенными по одному из признаков.
Так, Забелин П. В. и Моисеева Н. К.[4] предлагают классифицировать все стратегии по трем признакам:

                  принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);

                  принадлежность к стратегиям управления портфелем сфер бизнеса (портфельные стратегии);

                  принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные);

М. Портер[5] рассматривает стратегию как некий способ реагирования на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. Портер на основе изучения недостатков портфельных методов предложил новую концепцию разработки стратегии организации. Типовые стратегии М. Портера: минимизация издержек; дифференциация; концентрация.

На рисунке 1.1 представлены основные типовые стратегии, приме­няемые при определении позиции фирмы в отрасли. Концепция типовых стратегий заключается в том, что каждая стратегия базиру­ется на конкурентном преимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегося преимущества.

 

Стратегические преимущества

Цель

 

Низкие издержки

Уникальность

Все пот­ребители

Лидерство в минимизации издержек

Дифференциация

Сегмент рынка

Сосредоточен­ность на миними­зации издержек

Сосредоточен­ность на дифферен­циации

Информация о работе Теоретическая основа разработки стратегии предприятия на примере ООО «ППТК»