Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:28, курсовая работа
Экономическая теория изучает экономические отношения людей, устанавливают общие закономерности их экономической деятельности. Современная экономическая теория стремиться к возможно большей формальной строгости и точности
Мы не рассматриваем факты отдельных покупок и продаж, а анализируем непрерывный поток торговых сделок совершаемых за определенный период (например, за день, неделю, месяц и т.д.). Будучи самым значимым инструментом анализа рыночной деятельности, спрос и предложение лежат в основе принятия многих экономических решений.
Введение………………………………………..3
1. Спрос.
1.1. Спрос…………………………………………………..
1.2. Величина спроса ……………………………………...
Закон спроса ………………………………………………
1.3. Изменения в спросе …………………………………..
Детерминанты спроса …………………………………….
Кривая спроса ……………………………………….
2. Предложение.
2.1. Предложение.………………………………………..
2.2. Величина предложения ……………………………..
Закон предложения………………………………………
2.3. Изменения в предложении ………………………….
Детерминанты предложения …………………………….
Кривая предложения …………………………………
3. Взаимодействие спроса и предложения.
3.1. Спрос и предложение – рыночное равновесие ……………………
3.2. Кривая рыночного равновесия ……………………………………..
3.3. Изменения рыночного равновесия ………………………………...
3.4. Государственное регулирование цен ……………………………....
Заключение..................................................................................
Литература……………………………………………………...
Рецензия……………………
Краткосрочный период. Предположим, что в результате возросших доходов население увеличился спрос на данный товар. На рис. 1.9 такая ситуация изображена новой кривой D, D,. При увеличение спроса нарушится равновесие, что приведет в движение рыночный механизм, и станет повышаться цена. Новое равновесное положение определится в точке R , обозначающей, что объем товара взрос на величину qЕ + qR. Таким образом, при краткосрочном периоде увеличение спроса приводит к росту цены равновесия РR.
Долгосрочный период. Допустим, что в результате инвестиций и расширения производства увеличился выпуск товара при одновременном снижении издержек и цены предложения. На рис. 1.9 данная ситуация отражена новой кривой предложения S, S,. В этом случае цена снижается и достигает равновесия в
точке N, условия равновесия составляют: DN = SN; РЕ q N. Интересы производителя и потребителя в отношении рыночной цены совпадают, а это значит, что и спрос удовлетворен. Следовательно, при долгосрочном периоде увеличение предложения товара снижает цену равновесия.20
Нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.
Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи.
Существует два подхода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие). При втором – равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие).
Возможны
ситуации на рынке, когда линии спроса
и предложения ни при каких
уровнях цены не пересекаются, или,
наоборот, имеют две точки пересечения.
Первый случай. Объем предложения больше объема спроса при любой цене.
В этом
случае объем минимально эффективного
предложения намного больше максимально
возможного объема спроса по самой
низкой цене. ( Рис. 2.1)
Второй
случай. Минимальная цена ненулевого
предложения оказывается выше максимально
возможной цены спроса. ( Рис. 2.2)
Третий случай. Наличие двух точек пересечения кривых спроса и предложения.
Линия
спроса имеет «нормальный вид», то есть
отрицательный наклон. А вот предложение
товара по мере роста цены на него растет,
а затем, достигнув определенного уровня,
начинает снижаться. Такая ситуация возможна
на рынке труда и заемных средств. (Рис.2.3)
Четвертый
случай. Совпадение линий спроса и предложения
на вертикальном отрезке N M означает,
что в каких-то пределах изменения цены
не сказывается на равновесном объеме
продаж. (Рис. 2.4)
Пятый
случай. Наличие общего горизонтального
участка линий спроса и предложения (Рис.2.5).21
______________
20
Суров С. Статья. « Спрос и предложение
прогнозирование развития рынка товаров»
Маркетинг 2001г. № 1, с 32-33
21
Яковлев Е.Б. «Микроэкономика» Москва
– С.Петербург 2002г. Издательство «ПОИСК»
3.2
Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействие спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике рисунок 2.6
Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем Q Е = Q S = QD , где Q S – объем предложения; QD – объем спроса.
Точка равновесия
показывает, что здесь спрос и
предложение, будучи противоположными
рыночными силами, уравновешиваются.
Равновесная цена означает, что товаров
произведено столько, сколько требуется
покупателям. Такое равновесие является
выражением максимальной эффективности
рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия
рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни
у покупателя нет внутренних побуждений
к его нарушению. Наоборот, при любой другой
цене, отличной от цены равновесия, рынок
не сбалансирован и покупатели, и продавцы
стремятся изменить ситуацию на рынке.22
__________________
22
Плеханов П.В. Москва 2007 г. «Экономическая
теория» 102 стр.
Издательство ИНФАРМ-М, 671 стр.
3.3
Увеличение спроса (график а) и уменьшение спроса (график б) указывают на прямую зависимость между изменением спроса и проистекающими отсюда изменениям равновесной цены и количества продукта. Увеличение предложения (график в) и уменьшение предложения (график г) указывают на обратную зависимость между изменением предложения и сопутствующим ему изменением равновесного количества продукта. (Рис.2.7)
Второй
возможный случай – это когда
предложение сокращается, а спрос
возрастает. Здесь наблюдаются два
эффекта повышения цены. Можно
предвидеть, что увеличение равновесной
цены окажется большим, чем, если бы
оно было вызвано любым из этих факторов
в отдельности. Воздействие на равновесное
количество продукта в данном случае разнонаправлено
и зависит от относительных параметров
изменений предложения и спроса. Если
уменьшение предложения относительно
больше, чем увеличение спроса, равновесное
количество продукта окажется меньше,
чем оно было первоначально.2
__________________
23
www. yandex. r
3.4
Ценовая
политика является частью экономической
политики государства и в условиях рыночных
отношений имеет особо важное значение.
Она содействует развитию рыночных отношений,
служит средством защиты частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности,
способствует замедлению инфляции и смягчению
ее негативных экономических и социальных
последствий, в то же время способствует
развитию конкуренции, свободному перемещению
товаров, услуг и финансовых средств, свободной
экономической деятельности.
В структуре органов исполнительной власти
предусматриваются органы, формирующие
и реализующие политику цен. На федеральном
уровне — это правительство Российской
Федерации и федеральные органы исполнительной
власти, в частности Министерство экономики
РФ и входящий в его состав Департамент
цен.
Будучи центральным органом федеральной
исполнительной власти, Департамент цен
осуществляет не только государственное
регулирование, но и межотраслевую координацию
цен. Его основные действия: разработка
предложений по проведению единой в стране
государственной политики цен; совершенствование
механизма ценообразования с целью повышения
действенности цен в развитии рыночных
отношений, структурной перестройке в
народном хозяйстве, решении социальных
проблем; систематический анализ процессов
ценообразования в отраслях; разработка
прогнозов динамики цен в народном хозяйстве
и в отдельных отраслях; регулирование
цен на продукцию предприятий монополистов;
осуществление контроля за соблюдением
законодательства по ценообразованию
и государственной дисциплины цен хозяйствующих
субъектов;
На
уровне субъектов Российской Федерации
вопросами ценообразования
Органы ценообразования субъектов Федерации ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.24
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цена
пола и потолка могут быть установлены
государством, регулирующим ценообразование
на рынке. Примером цены пола может
послужить запрет на торговлю товарами
по ценам ниже их себестоимости.25
__________________
24 www. yandex. ru
25
«Экономическая теория (политэкономия)»
под общей редакцией Видяпина В.И. Журавлевой
Г.П. Москва 2005 год. 127стр. Издательство
«ИНФРА-М» 640стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так, мы рассмотрели спрос и предложение со всех сторон и можем сделать вывод, что спрос и предложения являются важнейшими элементами рыночного механизма, без которых функционирование рынка не возможно, процесс функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций.
На современном рынке спрос и предложение играют огромную роль. Ведь именно они определяют состояние рынка.
Значительна часть сегодняшних
проблем России во многом
Излагая свой материал, я опиралась на множество учебников и журналов, и наиболее доступными и понятными мне показались книга и журнал следующих авторов:
Яковлев Е.Б. и Гогохия Д. В книге Яковлева очень подробно и с примерами раскрыты вопросы данной темы, в этой книге излагается суть проблемы и рассмотрение этой проблемы со всех возможных сторон. Что делает процесс восприятия материала очень интересным. В статье Гогохией очень хорошо и конкретно раскрыт закон спроса, здесь дается подробное описание закона спроса во взаимодействии его с другими рыночными элементами.
Менее
доступным мне показалось изложение материала
в книге Сидоровича А. Здесь тема спроса
и предложения раскрыта не до конца, а
лишь некоторые ее моменты. В книге под
редакцией Сидоровича раскрыты
основные элементы функционирования спроса
и предложения, автор не углубляется в
суть проблемы. Хотя Взаимодействие спроса
и предложения в принципе раскрыто не
плохо.
Я надеюсь,
что мне удалось раскрыть проблему
данной темы и рассказать об основных
задачах спроса и предложения
на рынке.
ЛИТЕРАТУРА
стр. Издательство «Республика» 399стр.
4. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. « Курс экономической теории» Киров 2005г. 99 стр. Издательство «АСА» 831 стр.
5. А.В. Сидорович «Курс экономической теории». Москва 1997 г. 100-101 стр. Издательство «ДИС» 735 стр.
6. О.С.Белокрылова «
7. Яковлев Е.Б. «Микроэкономика» Москва
– С.Петербург 2002г. Издательство «ПОИСК»
8. Информационный портал
www. yandex. ru
Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики