Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория изучает экономические отношения людей, устанавливают общие закономерности их экономической деятельности. Современная экономическая теория стремиться к возможно большей формальной строгости и точности
Мы не рассматриваем факты отдельных покупок и продаж, а анализируем непрерывный поток торговых сделок совершаемых за определенный период (например, за день, неделю, месяц и т.д.). Будучи самым значимым инструментом анализа рыночной деятельности, спрос и предложение лежат в основе принятия многих экономических решений.

Оглавление

Введение………………………………………..3
1. Спрос.
1.1. Спрос…………………………………………………..
1.2. Величина спроса ……………………………………...
Закон спроса ………………………………………………
1.3. Изменения в спросе …………………………………..
Детерминанты спроса …………………………………….
Кривая спроса ……………………………………….
2. Предложение.
2.1. Предложение.………………………………………..
2.2. Величина предложения ……………………………..
Закон предложения………………………………………
2.3. Изменения в предложении ………………………….
Детерминанты предложения …………………………….
Кривая предложения …………………………………
3. Взаимодействие спроса и предложения.
3.1. Спрос и предложение – рыночное равновесие ……………………
3.2. Кривая рыночного равновесия ……………………………………..
3.3. Изменения рыночного равновесия ………………………………...
3.4. Государственное регулирование цен ……………………………....
Заключение..................................................................................
Литература……………………………………………………...
Рецензия……………………

Файлы: 1 файл

Дагестанский Государственный Университет.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Краткосрочный период. Предположим, что в результате возросших доходов население увеличился спрос на данный товар. На рис. 1.9 такая ситуация изображена новой кривой   D,  D,. При увеличение спроса нарушится равновесие, что приведет в движение рыночный механизм, и станет повышаться цена. Новое равновесное положение определится в точке R ,  обозначающей, что объем товара взрос на величину  qЕ  +  qR. Таким образом, при краткосрочном периоде увеличение спроса приводит к росту цены равновесия РR.

Долгосрочный  период.  Допустим, что в результате инвестиций и расширения производства увеличился выпуск товара при одновременном снижении издержек и цены предложения. На рис. 1.9 данная ситуация отражена новой кривой предложения S,  S,. В этом случае цена снижается и достигает равновесия в

точке  N,  условия равновесия составляют:  DN = SN; РЕ   q N. Интересы производителя и потребителя в отношении рыночной цены совпадают, а это значит, что и спрос удовлетворен. Следовательно, при долгосрочном периоде увеличение предложения товара снижает цену равновесия.20

Нарушение рыночного равновесия  может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.

Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи.

Существует  два подхода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается  сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие). При втором – равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие).

Возможны  ситуации на рынке, когда линии спроса и предложения ни при каких  уровнях цены не пересекаются, или, наоборот, имеют две точки пересечения. 

Первый  случай. Объем предложения больше объема спроса при любой  цене.

В этом случае объем минимально эффективного предложения намного больше  максимально  возможного объема спроса по самой  низкой цене. ( Рис. 2.1) 

Второй  случай. Минимальная цена ненулевого предложения оказывается выше максимально возможной цены спроса. ( Рис. 2.2) 

Третий  случай. Наличие двух точек пересечения кривых спроса и предложения.

Линия спроса имеет «нормальный вид», то есть отрицательный наклон. А вот предложение товара по мере роста цены на него растет, а затем, достигнув определенного уровня, начинает снижаться. Такая ситуация возможна на рынке труда и заемных средств. (Рис.2.3) 

Четвертый случай. Совпадение линий спроса и предложения на вертикальном отрезке N M означает, что в каких-то пределах изменения цены не сказывается на равновесном объеме продаж. (Рис. 2.4) 

Пятый случай. Наличие общего горизонтального участка линий спроса и предложения (Рис.2.5).21 
 
 
 

______________ 

20 Суров С. Статья. « Спрос и предложение прогнозирование развития рынка  товаров» Маркетинг 2001г. № 1, с 32-33 

21  Яковлев Е.Б. «Микроэкономика» Москва – С.Петербург 2002г. Издательство «ПОИСК» 
 
 

3.2 
 

Равновесие  – это ситуация на рынке, когда  предложение и спрос совпадают  при приемлемой для потребителя  и производителя цене. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействие спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике рисунок 2.6

Данный  график выражает одновременное поведение  спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем Q Е =  Q S =  QD , где Q S – объем предложения; QD – объем спроса.

Точка равновесия показывает, что здесь спрос и  предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров  произведено столько, сколько требуется  покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован и покупатели, и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.22 
 
 

__________________ 

22 Плеханов П.В. Москва 2007 г. «Экономическая теория»  102 стр. Издательство ИНФАРМ-М, 671 стр. 
 
 
 
 

3.3 
 

Увеличение  спроса (график а) и уменьшение спроса (график  б) указывают на прямую зависимость между изменением спроса и проистекающими отсюда изменениям равновесной цены и количества продукта. Увеличение предложения (график в) и уменьшение предложения (график г) указывают на обратную зависимость между изменением предложения и сопутствующим ему изменением равновесного количества продукта. (Рис.2.7)

Второй  возможный случай – это когда  предложение сокращается, а спрос  возрастает. Здесь наблюдаются два  эффекта повышения цены. Можно  предвидеть, что увеличение равновесной  цены окажется  большим, чем, если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае разнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.2 
 
 

__________________

23 www. yandex. r 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4    

     Ценовая  политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности. 
       В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен. 
       Будучи центральным органом федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях; разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов;  

     На  уровне субъектов Российской Федерации  вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов  Федерации, органы местного самоуправления.        

Органы ценообразования  субъектов Федерации  ведут большую  работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.24

     Рыночный  механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое  восстановление. Однако иногда равновесие нарушается  искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

     «Цена пола» -  установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

     Цена  пола и потолка могут быть установлены  государством, регулирующим ценообразование  на рынке. Примером цены пола может  послужить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.25 
 
 
 
 

__________________

24 www. yandex. ru

25 «Экономическая теория (политэкономия)» под общей редакцией Видяпина В.И. Журавлевой Г.П.  Москва 2005 год. 127стр. Издательство «ИНФРА-М»  640стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

       И так, мы рассмотрели спрос и предложение со всех  сторон и можем сделать вывод, что спрос и предложения являются  важнейшими элементами рыночного механизма, без которых функционирование рынка не возможно, процесс функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций.

На современном  рынке  спрос и предложение  играют огромную роль. Ведь именно они  определяют состояние рынка.          

        Значительна часть сегодняшних  проблем России во многом объясняется  пассивностью предприятий – производителей, ожиданием привычной помощи «сверху», нежеланием формировать рыночный образ мышления,  отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка. 

Излагая свой материал, я опиралась на множество  учебников и журналов, и наиболее доступными и понятными мне показались книга и журнал следующих авторов:

Яковлев Е.Б. и  Гогохия Д. В книге Яковлева очень подробно и с примерами раскрыты вопросы  данной темы, в этой книге излагается суть проблемы и рассмотрение этой проблемы со всех возможных сторон. Что делает процесс восприятия материала очень интересным. В статье Гогохией очень хорошо и конкретно раскрыт закон спроса,  здесь дается подробное описание закона спроса во взаимодействии его с другими рыночными элементами.

Менее доступным мне показалось изложение материала в книге Сидоровича А. Здесь тема спроса и предложения раскрыта не до конца, а лишь некоторые ее моменты. В книге под редакцией  Сидоровича раскрыты  основные элементы функционирования спроса и предложения, автор не углубляется в суть проблемы. Хотя Взаимодействие спроса и предложения в принципе раскрыто не плохо. 

Я надеюсь, что мне удалось раскрыть проблему данной темы и рассказать об основных задачах  спроса и предложения  на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 
 
 
 

    1. Под общей редакцией  Видяпина В.И. Журавлевой Г.П. «Экономическая теория (политэкономия)»  Москва 2005 год. 127стр. Издательство «ИНФРА-М»  640стр.
    2. Р. Макконелл и С.Брю. «Экономикс». Москав 1996 г 65

 стр.  Издательство «Республика» 399стр.

    1. Плеханов П.В. Москва 2007 г. «Экономическая теория»  102 стр. Издательство ИНФАРМ-М, 671 стр.

           4.   Чепурина М.Н., Киселева Е.А. « Курс экономической теории» Киров 2005г. 99 стр. Издательство «АСА» 831 стр.

            5. А.В. Сидорович «Курс экономической теории». Москва 1997 г. 100-101 стр.  Издательство «ДИС» 735 стр.

             6. О.С.Белокрылова « Экономическая  теория» Ростов-На-Дону 2008г. Издательство  Феникс.443стр. 

             7.  Яковлев Е.Б. «Микроэкономика» Москва – С.Петербург 2002г. Издательство «ПОИСК» 

             8.  Информационный портал   www. yandex. ru 
 

Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики