Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:28, курсовая работа
Экономическая теория изучает экономические отношения людей, устанавливают общие закономерности их экономической деятельности. Современная экономическая теория стремиться к возможно большей формальной строгости и точности
Мы не рассматриваем факты отдельных покупок и продаж, а анализируем непрерывный поток торговых сделок совершаемых за определенный период (например, за день, неделю, месяц и т.д.). Будучи самым значимым инструментом анализа рыночной деятельности, спрос и предложение лежат в основе принятия многих экономических решений.
Введение………………………………………..3
1. Спрос.
1.1. Спрос…………………………………………………..
1.2. Величина спроса ……………………………………...
Закон спроса ………………………………………………
1.3. Изменения в спросе …………………………………..
Детерминанты спроса …………………………………….
Кривая спроса ……………………………………….
2. Предложение.
2.1. Предложение.………………………………………..
2.2. Величина предложения ……………………………..
Закон предложения………………………………………
2.3. Изменения в предложении ………………………….
Детерминанты предложения …………………………….
Кривая предложения …………………………………
3. Взаимодействие спроса и предложения.
3.1. Спрос и предложение – рыночное равновесие ……………………
3.2. Кривая рыночного равновесия ……………………………………..
3.3. Изменения рыночного равновесия ………………………………...
3.4. Государственное регулирование цен ……………………………....
Заключение..................................................................................
Литература……………………………………………………...
Рецензия……………………
Приведем данные в таблице 1.1;
Кривая спроса показывает, как изменяется объем спроса в зависимости от уровня цен на товар. Движение по кривой спроса называется изменением объема спроса и представляет собой изменение количества покупаемого товара в ответ на изменение его цены. Движение кривой спроса в ответ на колебания некоторых других факторов, влияющих на спрос, помимо собственной цены, получили название изменения спроса.
График показывает, как изменение цены товара заменителя, например, цены цыплят, меняет спрос на мясо. Если цена на цыплят вырастит, вырастет и спрос на мясо. Если цена на цыплят упадет, тогда спрос на мясо так же сократиться (произойдет смещение кривой от D к D1). График 1.2;
Изменение спроса выражается в «движении» по кривой спроса вниз или вверх.
Такая ситуация
возможна, например, если доход населения
увеличивается, каждой цене товара будет
соответствовать большим
Изменение вкусов
и предпочтений также оказывает
влияние на положение кривой спроса.
Если тяга курению у населения
возрастает, то линия спроса на сигареты
сдвигается вправо. Если увеличится число
сторонников здорового образа жизни,
то линия спроса на сигареты сдвигается
влево.7
________________________
6 Плеханов П.В. «Экономическая теория» Москва 2007год. 96 стр. Издательство ИНФАРМ-М, 671 стр.
7 Макконелл и С.Брю. Москав
1996 г. «Экономикс» 65 стр. Издательство
«Республика» 399стр.
1.3
А теперь исходя
из выше сказанного сделаем выводы, каково
влияние детерминант на спрос.
Вкусы
и предпочтения потребителей. Вполне
очевидно, что изменения во вкусах, предпочтениях,
моде оказывают существенное воздействие
на величину спроса на товар или услугу.
Возраст и пол, семейное и социальное положение.
Иногда вкусы меняются быстро (например,
в таки областях, как популярная музыка,
одежда и другое). В этом случае кривая
спроса совершает сдвиги очень быстро
как в сторону увеличения, так и в обратную
сторону.
Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей наоборот вызовет сокращение спроса.
Например, бум рождаемости после второй мировой войны повысит спрос на пеленки, детские крема и акушерские услуги.
Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население, тем больше спрос, и кривая движется вправо и вверх. Если доходы уменьшаются, то движение кривой происходит в обратном направлении. Причем следует отметить, что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары, а, главным образом, на товары более высокого качества. На товары низкого качества спрос в этом случае снижается. Однако сказать, какая структура распределения богатства между группами населения – равномерная – создает большой спрос, достаточно сложно. По мере роста доходов, потребители, как правило, покупают дорогостоящие товары. И, наоборот, при снижении доходов спрос на дорогостоящие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории.
Товары,
спрос на которые изменяется в
противоположном направлении, т.е. возрастают
при снижении доходов, называются товарами
низшей категории.
Цены
на другие товары. По характеру
воздействия на спрос на какой-то данный
товар разграничивают изменения цен на
3 вида товаров: а) товары- - заменители
(субституты); б) товары – взаимодополнители
(комплементы); в) товары, относительно
независимые друг от друга. Возьмем, к
примеру, бензин и автомобили. Резкое подорожание
бензина способно существенно снизить
спрос на автомобили, и наоборот.
Ожидание.
Довольно часто увеличение спроса на товар,
по причине ожидания скорого и быстрого
роста цен на него, принимают за нарушение
закона спроса, хотя в данном случае речь
идет об изменении функции спроса.
Размер рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они предъявляют.8
________________
8
Яковлев Е.Б. «Микроэкономика» Москва
– С.Петербург 2002г. Издательство «ПОИСК»
1.3
В графическом виде шкалу спроса можно представить как кривую спроса. В которой по горизонтальной оси показана величина спроса на кукурузные хлопья, а по вертикальной — цена на них. Обратите внимание, что величина спроса и цена связаны обратной зависимостью: Q возрастает, когда Р убывает. Кривая наклонена книзу, она направлена от северо-запада к юго-востоку. Эта важная зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. Он основывается как на здравом смысле, так и на экономической теории. Закон был эмпирически проверен и подтвержден, за несколькими исключениями, практически для всех товаров: кукурузных хлопьев, бензина, автомобилей, запрещенных наркотиков и т.д.
В анализе спроса мы ссылаемся на кривую «какого-то» спроса. Но чей это был спрос? Мой? Ваш? Всех людей? Вкусы людей и их нужды являются «кирпичиками», строящими спрос.
Мы можем
проиллюстрировать закон
Изобразим изменение характера спроса на графике 1.39.
Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в 19 веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также взрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, сведя последнее к потреблению лишь картофеля.
Подтверждение кривой Гиффена мы можем наблюдать в нашей повседневной жизни. При постоянном и многократном повышении цен на продукты питания спрос на некоторые из них растет, несмотря на цены. В нашей стране к таким продуктам можно отнести хлеб и картофель. Кривая спроса будет отличаться от типичного графика спроса. (Рис1.4)
Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдается и в тех случаях, когда выпускается новый товар с повышенной ценой. Как правило, прежде чем покупатели разберутся в свойствах нового товара, спрос на него может существенно подскочить, несмотря на высокую цену. Но как только потребители убедятся, что по своему качеству товар не лучше прежнего, спрос немедленно вернется в прежнее состояние.
С вышеназванным отклонением связан так называемый «эффект Веблена», описывающий престижный спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующий, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Это спрос на престижные марки легковых автомашин, ювелирные изделия, модели одежды и т.д. Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность, а следовательно, и спрос на них.
Итак, в
нормальных условиях существует обратная
зависимость между ценой и
величиной спроса, поэтому кривая
спроса имеет отрицательный наклон.9
________________
9 Плеханов П.В. «Экономическая
теория» Москва 2007год. 96 стр. Издательство
ИНФАРМ-М, 671 стр.
2.
Предложение.
2.1
Итак, мы рассмотрели спрос со всех сторон и теперь можем сделать вывод, что на рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением экономисты понимают чью – либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители.
Главной целью любого производителя конечно же является максимизация прибыли.
Любая рыночная сделка требует наличия, как покупателей, так и продавцов. Под последним понимаются организации, принимающие решения об объеме товаров, необходимых потребителям. К ним относятся собственно продавцы, производители, различные виды бизнеса, фирм и предпринимательства.
Предложение- это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на товар.
Оно характеризует ситуацию на рынке со
стороны продавцов. Одни из них затратили
на их производство меньше средств
производства и труда. Но, оказавшись на
рынке, все они, каковы бы не были их произведенные
издержки, стремятся получить самую высокую
оценку. При этом, чем выше цена товара,
тем активнее они будут пытаться продать
большее количество товара, т.е. увеличивать
предложение (при наличии конкурентов).10
2.2
Величина предложения – это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.
Объем
предложения каждого
На рис. 1.4 графически изображена зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения.
Как видно из приведенного графика, если цена костюма повысится с 1тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых костюмов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.
Цена
ресурсов оказывает непосредственное
влияние на издержки производства и
через них на величину предложения.
Ресурсы, как правило, имеют несколько
возможных сфер применения, поэтому
экономист стремится учесть все альтернативные
способы применения ресурсов. Например,
фермер, который арендует участок земли
и сталкивается с вопросом: что на этой
земле выращивать - яблоки или пшеницу.
Известно, что один гектар земли, отведенный
под яблоки, приносит доход в 2 раза больший,
чем тот же гектар, отведенный под пшеницу.
Нетрудно догадаться какой выбор сделает
фермер. Но если он все - таки выбрал пшеницу,
то в его издержки включается вся сумма
упущенного им дохода от возможного использования
земли под яблоки. Т.о. в качестве затрат
на ресурсы должна включаться и
денежная выручка от наиболее выгодного
из альтернативных способов использования
ресурсов11. (Таб. 1.1)
11Плеханов
П.В. «Экономическая теория» Москва 2007год.
96 стр. Издательство ИНФАРМ-М, 671 стр.
2.2
Связь между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением сокращается, эта связь и есть законом предложения.
Закон предложения устанавливает прямую зависимость объема предложения данного товара от его цены при прочих равных условиях ,то есть Qs = f(P+).
Кривая
предложения имеет
- реакцию производителя на рыночные стимулы: произвести и продать больше продукции по более высокой цене.
- растущие затраты на производство дополнительной продукции при фиксированных производственных мощностях (действие закона возрастающих альтернативных затрат).
Кроме ценового фактора функции предложения отражает влияние неценововых факторов что графически показывается сдвигом кривой предложения вправо или влево при той же самой цене. В этом случае меняется сама функция:
Qd = f(P; доход, налоги, ожидания, цены на товары – субституты и комплементы, число покупателей на рынке, вкусы и предназначения, прочие)
Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики