Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория изучает экономические отношения людей, устанавливают общие закономерности их экономической деятельности. Современная экономическая теория стремиться к возможно большей формальной строгости и точности
Мы не рассматриваем факты отдельных покупок и продаж, а анализируем непрерывный поток торговых сделок совершаемых за определенный период (например, за день, неделю, месяц и т.д.). Будучи самым значимым инструментом анализа рыночной деятельности, спрос и предложение лежат в основе принятия многих экономических решений.

Оглавление

Введение………………………………………..3
1. Спрос.
1.1. Спрос…………………………………………………..
1.2. Величина спроса ……………………………………...
Закон спроса ………………………………………………
1.3. Изменения в спросе …………………………………..
Детерминанты спроса …………………………………….
Кривая спроса ……………………………………….
2. Предложение.
2.1. Предложение.………………………………………..
2.2. Величина предложения ……………………………..
Закон предложения………………………………………
2.3. Изменения в предложении ………………………….
Детерминанты предложения …………………………….
Кривая предложения …………………………………
3. Взаимодействие спроса и предложения.
3.1. Спрос и предложение – рыночное равновесие ……………………
3.2. Кривая рыночного равновесия ……………………………………..
3.3. Изменения рыночного равновесия ………………………………...
3.4. Государственное регулирование цен ……………………………....
Заключение..................................................................................
Литература……………………………………………………...
Рецензия……………………

Файлы: 1 файл

Дагестанский Государственный Университет.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Qs = f(P; издержки, отражающие влияние технологии и цены на ресурсы, налоги или дотации, цены на товары – субституты и комплементы, ожидания, количество продавцов, прочие).2

Закон предложения отражает прямую зависимость  между ценой и количеством  предлагаемого продукта. Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить продаже большее  количество своего продукта по высокой  цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. 12 
 

_______________________

12  www.yandex.ru

     2.3 
 

          Изменение предложения происходит, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение  S1 S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит больше количество товара. Так, при цене Р1 – Q2 ,   а при каждой цене  Р1 – Q3 > Q2 (рис. 1.5)

     Если  увеличиваются налоги, растут издержки  потребления, кривая предложения смещается  влево в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).

       На изменения в предложении оказывают воздействия и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие: 

    • изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;
    • изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение)  приводит к росту (сокращению) предложения;
    • природные катастрофы, войны.

     На  графике влияние неценовых факторов  на предложение может быть  изображено как сдвиг кривой  предложения вправо ( рост предложения)  или влево (сокращение предложения).

    В данном случае говорят об изменении предложения.13 

     Рассмотрим  теперь воздействие на предложение  каждой из перечисленных                                   детерминант.  

Цены  на исходные ресурсы. Чем ниже затраты производителя на исходное сырье, материалы, топливо, а, также  рабочую силу, тем больше количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок. Таким образом кривая предложения сместится вправо и вниз. 

    Технологические возможности производителей зависят от развития научно-технического прогресса. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится производство, то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производится все большее конечной продукции. 

     Налоги  и дотации.  Большинство предприятий рассматривают налоги как затраты своего производства. Поэтому повышение налогов, скажем на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически  снижает издержки и увеличивает его предложение. 

  Цены на другие  товары.  Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве. В частности, снижение цены на говядину может побудить фермеров больше выращивать и предлагает к продаже мясо птицы. И наоборот, повышение цены на говядину приведет к сокращению предложения мяса. 

Ожидание. Ожидание изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышение цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. 

     Число продавцов.  Чем больше производителей выпускают данный вид товара, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо. По мере уменьшения числа производителей в отрасли кривая предложения будет смещать  влево или вправо.

     Рассмотренные мною выше детерминанты делают данный вопрос более понятным. Существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой.3 Когда цена данного товара будет меняться, то значение данной функции предложения тоже соответственно изменится. Например, при росте цены величина предложения также увеличится и, отражая это изменение, точка рыночной конъюнктуры поднимется вдоль кривой предложения.

     Если  же перемены затронут какой-нибудь другой из влияющих на предложение  факторов, то это повлечет за собой изменение. При этом надо отметить, что рост предложения вызовет смещение кривой предложения вправо - вниз, а сокращение сдвинет кривую влево - вверх, что несколько непривычно для нашего восприятия. Это первоначальное затруднение будет легче преодолеть, если исходить из обратной функции предложения: тогда рост предложения будет ассоциироваться со снижением цены предложения, т.е. сдвигом кривой вниз, а соответствующее снижение – с повышением цены предложения, а значит сдвигом кривой вверх.

     Если  изобразить эти взаимосвязи  схематически, то у нас получатся следующие последовательности. ( Таблица 1.2)

Qs = f(P; издержки, отражающие влияние технологии и цены на ресурсы, налоги или дотации, цены на товары – субституты и комплементы, ожидания, количество продавцов, прочие).14 

15 Плеханов П.В. Москва 2007 г. «Экономическая теория»  101стр.  Издательство ИНФАРМ-М, 671 стр. 
 

2.3 

 При  построении кривой предложения  экономист исходит из допущения,  что цена выступает самой значительной  детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением «при прочих равных условиях». Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины  предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

    К основным неценовым детерминантам предложения  относятся следующие: 

    1. цены на ресурсы;
    2. технология производства;
    3. налоги и дотации;
    4. число продавцов на рынке;
    5. цены на другие товары;
    6. ожидание изменения цен;
 

Перемещение одной или более детерминант, или приведет к смещению кривой предложения  продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо, с  S к  S2 на рисунке 1.6 означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево с S к  S3 на рисунке 1.6 , указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.16  

16 Р.Макконелл и С.Брю.  Москва 1996 г. «Экономикс» 73 стр. Издательство «Республика»  399 
 
 

2.3 

     Кривая  предложения S на графике показывает все возможные сочетания цен и количества предложенного товара при прочих равных условиях. Согласно закону предложения она имеет восходящий характер.

     Кривая  предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать  производители по разным ценам в  данный момент времени. Кривая предложения  является возрастающей, так как владельцам ресурсов нужно предложить более высокие цены, что бы убедить их в возможности пожертвовать своей предыдущей деятельностью. 17

(рис. 1.7).

Главный фактор, воздействующий на предложение, - издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1   смещается вправо (рис. 1.8). Величина предложения при неизменной цене Р1 возрастет с Q1   от   Q2. К сдвигу кривой предложения приводят также изменения в налогообложении: повышение налогов, которые уплачивает производитель, приводит сдвигу кривой предложения влево, а снижение налогов – к сдвигу кривой вправо.18 

Сдвиг кривой предложения может произойти под влиянием: 

  • изменения технологии производства – при введении более совершенной технологии снижаются  издержки, что увеличивает ее выпуск;
  • изменение цен на экономические ресурсы – снижение цен ведет к расширению производства и увеличению предложения;
  • изменение количества товаропроизводителей – их увеличение приводит к росту предложения;
  • налоги – рост налогов снижает предложение;
  • субсидии – приводят к расширению производства;
  • ожидания;
  • цены на другие товары.
 
 
 

Неценовые факторы  предложения связаны с изменением средних издержек производства (затрат производителя на единицу товара).

К неценовым факторам производства относятся:

1) цены на ресурсы. Взаимосвязь между ценами на ресурсы и предложением обратная. Снижение цен на ресурсы снизит издержки на производство единицы товара (средние издержки), поэтому для производителей поставка этого товара на рынок станет выгодной и предложение увеличится. Рост цен на ресурсы, увеличивая издержки производства, уменьшает предложение товара;

2) технология производства. Введение прогрессивных технологий, сокращая средние издержки производства, увеличивает предложение;

3) налоги и субсидии. Высокие налоги сокращают предложение, а субсидии, льготные кредиты при эффективном их использовании могут стимулировать рост производства и предложения;

4) число производителей. Существует прямая зависимость между количеством продавцов и предложением на рынке;

5) ценовые ожидания продавцов. Если ожидается повышение. 19 
 
 

________________ 

17 О.С.Белокрылова « Экономическая теория» Ростов-На-Дону 2008г. Издательство Феникс.443стр. 

  18 Чепурина М.Н., Киселева Е.А. « Курс экономической теории» Киров 2005г. 99 стр. Издательство «АСА» 831 стр. 

19    www.yandex.ru

3.  Взаимодействие спроса  и  предложения. 
 

3.1 
 
 

Равновесие  спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения — только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т. е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Рассмотрим  модель рыночного равновесия спроса и предложения  и его изменения в зависимости от временного фактора  (рис.1.9). Рыночный механизм взаимодействия характеризуется спросом, предложением и ценой. Кривая спроса, или кривая цены спроса, выражается DD, а кривая цены предложения, или кривая предложения, - SS. Равенство объемов спроса и предложения достигается в точке Е пресечение кривых спроса и предложения, а равенство цен – в точке РЕ. В точке равновесия Е валовая выручка равна произведению цены равновесия на  соответствующий ей объем продаж РЕ  qЕ. Производителю выгодно дальнейшее повышение цены товара и расщирение предложений, поскольку это приведет  снижению спроса. Представляет интерес действие рыночного механизма равновесия  при краткосрочном и долгосрочном периодах.

Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики