Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая теория изучает экономические отношения людей, устанавливают общие закономерности их экономической деятельности. Современная экономическая теория стремиться к возможно большей формальной строгости и точности
Мы не рассматриваем факты отдельных покупок и продаж, а анализируем непрерывный поток торговых сделок совершаемых за определенный период (например, за день, неделю, месяц и т.д.). Будучи самым значимым инструментом анализа рыночной деятельности, спрос и предложение лежат в основе принятия многих экономических решений.

Оглавление

Введение………………………………………..3
1. Спрос.
1.1. Спрос…………………………………………………..
1.2. Величина спроса ……………………………………...
Закон спроса ………………………………………………
1.3. Изменения в спросе …………………………………..
Детерминанты спроса …………………………………….
Кривая спроса ……………………………………….
2. Предложение.
2.1. Предложение.………………………………………..
2.2. Величина предложения ……………………………..
Закон предложения………………………………………
2.3. Изменения в предложении ………………………….
Детерминанты предложения …………………………….
Кривая предложения …………………………………
3. Взаимодействие спроса и предложения.
3.1. Спрос и предложение – рыночное равновесие ……………………
3.2. Кривая рыночного равновесия ……………………………………..
3.3. Изменения рыночного равновесия ………………………………...
3.4. Государственное регулирование цен ……………………………....
Заключение..................................................................................
Литература……………………………………………………...
Рецензия……………………

Файлы: 1 файл

Дагестанский Государственный Университет.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ДАГЕСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИНАСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Спрос  и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики» (№ 42) 
 
 
 

                                                    Выполнила студентка Экономического Факультета                  

                                                    1 курса дневного отделения

                                                   Османова И. Г.                            

                                                   08060

                                                    Научный руководитель:

                                                    д.э.н., доцент Бамматказиева Ф.А. 

Дата  защиты: 

      Оценка: 
 
 
 
 

Махачкала 2009 г.

ПЛАН 
 

Введение………………………………………..3

1. Спрос.

1.1. Спрос…………………………………………………..

1.2. Величина  спроса ……………………………………...

 Закон  спроса ………………………………………………

1.3. Изменения  в спросе …………………………………..

 Детерминанты  спроса …………………………………….

 Кривая  спроса ………………………………………. 

2. Предложение.

2.1. Предложение.………………………………………..

2.2. Величина предложения ……………………………..

 Закон  предложения………………………………………

2.3. Изменения  в предложении ………………………….

Детерминанты  предложения …………………………….

      Кривая предложения ………………………………… 

3. Взаимодействие  спроса и предложения.

3.1. Спрос  и предложение – рыночное равновесие ……………………

3.2. Кривая  рыночного равновесия ……………………………………..

3.3. Изменения  рыночного равновесия ………………………………...

3.4. Государственное  регулирование цен ……………………………....

Заключение..................................................................................

Литература……………………………………………………...

Рецензия………………………………………………………

Введение. 
 
 

         Экономическая теория изучает  экономические отношения людей,  устанавливают общие закономерности их экономической деятельности. Современная экономическая теория стремиться к возможно большей формальной строгости и точности

       Мы  не рассматриваем факты отдельных покупок и продаж, а анализируем непрерывный поток торговых сделок совершаемых за определенный период (например, за день, неделю, месяц и т.д.). Будучи самым значимым инструментом анализа рыночной деятельности,  спрос и предложение лежат в основе принятия многих экономических решений.

       Важнейшей проблемой  экономики является механизм формирования цен. Фирма решает, что производить, как производить, для кого, т.е. основные рыночные показатели-цены и объем произведенной продукции - складываются под воздействием спроса и предложения. Для удовлетворения потребностей индивидам необходимы товары и услуги. Когда они желают купить их, то предъявляют спрос на товары и услуги. Спрос и предложение, основополагающие категории рыночного хозяйства. Они показывает, каким образом устанавливаются цены и объем торговых сделок. Исследуя проблему спроса и предложения, следует исходить из процесса постоянного кругооборота экономической деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   СПРОС. 
 

          1.1 
 

    Термин  «спрос» имеет для экономистов  специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Итак, спрос можно определить как  желание и готовность субъектов приобрести товар. Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует СПРОС на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью. В экономической теории существует общепринятое   определение спроса.  

    Процесс функционирования рынка включает в  себя множество товарообменных операций, в каждой из которых участвуют покупатель, представленный спросом на товары и услуги. Спрос – это стоимостное выражение заявленной на рынке потребности  товарах. Учитывая выше сказанное спросу можно дать следующее определение.

    Спрос характеризуется, как желанием потребителя приобрести товар, так и его возможностями.

    Спрос один из важнейших элементов рыночной экономики.1 

     Попробуем выделить главные факторы, воздействующие на выбор покупателя: 

    • цена данного  товара (Р)
    • цены товаров, заменяющих данный  в потреблении,  или товаров-субститутов       (P s1, … , Рsn);                    
    • цены товаров, дополняющих данное  благо в потреблении, или комплементарных благ (Рs1, … , Psm)
    • доходы потребителей, выделяемый им для покупки данного товара (Y)
    • вкусы и предпочтения потребителя (Z)
    • ожидания потребителей (Е)2
 
 
 
 

       ________________________ 

       0 Сидорович А.В. «Курс экономической теории» Москва 1997г.  Издательство «ДИС» 735 стр. 

«Экономическая теория (политэкономия)» Видяпин В.И. Журавлева Г.П. 134 стр. Издательство «ИНФРА-М»  640стр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2  

Величина  спроса определяется максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель за данный период времени при данных условиях. Величина  спроса меняется тогда, когда переменная только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Цена  служит  самой  важной   детерминантой   количества  товара   любого покупаемого  продукта... Однако экономисту  известно, что существуют и  другие факторы, которые могут повлиять на покупки.  Таким образом, при построении кривой спроса D 1 следует  так же допустить, что «прочие условия равны», то есть  неценовые   детерминанты  величины спроса  предполагаются  неизменными. Когда  эти  неценовые  детерминанты   спроса  действительно  изменяются, положение кривой спроса  сдвигается  на  некую новую позицию вправо  или   влево от  D1:1

Кривая  спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса. 

Неценовые детерминанты,  влияющие на спрос: 
 

  • вкусы или  предпочтения потребителей  Z
  • число потребителей на рынке N
  • цены товаров субститутов Pci
  • Цены комплементарных благ Pcj
  • Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов  E
  • Сезонность потребностей S
 

В общем  виде функция спроса  записывается так: 

Qd = F( P, Z, M, Pci, Pcj, E, S).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара так же называют изменением величины спроса.

На рисунке  изобразим зависимость между  ценой костюма и величиной  спроса на него в магазине.

Через Q обозначим количество товара покупаемого на рынке, а через Р движение цены, и мы получим следующий результат, на графике 1.14 

_________________

3 Яковлев Е.Б. «Микроэкономика» Москва – С.Петербург 2002г. Издательство «ПОИСК» 

4 Плеханов П.В. «Экономическая теория». Москва 2007г Издательство «НФАРМ – М» 671стр. 
 

1.2 

  Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Исследуя  фундаментальные свойства рыночной экономики, экономисты, за редким  исключением, пренебрегают феноменом денег. В первую очередь их интересует поведение цен и, и в частности, зависимость между ценой и спросом.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно  выразить следующим образом. При  прочих равных условиях  величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена ниже величина спроса на товар. Действие  закона спроса объясняют  существование  эффекта  дохода и эффекта замещения. 

Эффект  дохода выражается в том, что при  снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект  замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится

заместить этим подешевевшим товаром  другие, цены на которые не изменились. Эти  два эффекта являются неотъемлемой частью рыночного поведения. Оба

эффекта  - суть реакции индивида на изменение  ресурсных и ценовых ограничений. Они представляют собой эффект ресурсного и ценового замещения. 

Кривая  спроса во всех точках будет иметь  отрицательный наклон, если количество денег, расходуемых  на  товары,  увеличивается и сокращается в меньшей пропорции, чем количество товара, приобретаемого за деньги.

Отрицательный наклон кривой спроса на товар обеспечивается  для всех рыночных агентов – предпочтительная форма богатства. Изменение цены конкретного товара Х приведет к пересмотру планируемого спроса на товар Х и на деньги, в зависимости от того, как изменяется при этом реальный богатства.

Если, например, кто-то владеет относительно большим запасом товара  Х, и цена товара снизилась, его спрос на товар  Х  увеличится, а  на  деньги сократится, так как при сокращении дохода какая-то часть лучшего товара должна быть замещена худшим товаром. Если же объем реальной покупательной способности у рыночного агента изменился незначительно, спрос на товар Х опять же увеличится, а на  деньги сократится благодаря эффекту ресурсного замещения, а во втором - ценового. При  повышении цены товара  Х рыночный спрос на товар Х непременно сократится, а на деньги увеличится, так как в любом случае эффект ресурсного замещения будет действовать в том же направлении, что и эффект ценового замещения. 5

 

__________________-

5 Гогохия Д. «Мировая экономика и международные отношения» 2006 г. №1 71-73стр. 

1.3 

Если  потребители обнаруживают желание и способность, очевидно, что произошло увеличение спроса. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в  одной его детерминанте потребители покупают меньшее, количество продукта по каждой из возможных цен. 6

Графики объясняют связь между двумя экономическими величинами, в какой мере изменяется одна величина относительно другой. Для построения графика используются числовые данные. Например, рассмотрим зависимость между потреблением яблок и их ценой на рынке (причем все факторы, которые могли бы повлиять на спрос остаются неизменными, например, качество яблок одинаковое).

Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночной экономики