Современная банковская система России: структура, особенности функционирования и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение банковской системы России, проблем и перспектив развития для стабилизации ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и структуру банковской системы;
раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
выявить перспективы развития банковской системы РФ.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования банковской системы
России ……………………………………………………………………………….
1.1 Понятие, сущность и этапы формирования банковской системы, и ее роль в экономике
1.2 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы
1.3 Принципы организации банковской системы России
Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
2.1 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса 2008 года
2.2 Мероприятия банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов
2.3 Тенденции развития банковской системы России
Глава 3. Региональная банковская система на примере Пермского края
- какие банки?
- их состояние?
- перспективы?
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.87 Кб (Скачать)

     Однако, несмотря на создание нормативной базы и высокую привлекательность  сектора для инвесторов, банковская система долгое время работала крайне нестабильно, что во многом было обусловлено  жестким трансформационным спадом в экономике. В 1990-1994 гг. большинство  банков извлекали прибыль за счет привлечения вкладов в условиях гиперинфляции, конвертации их в  валюту и последующей выплаты  значительно обесценившейся суммы  вкладчику. Инфляция способствовала развитию банков и в 1995 г., но в тех условиях было невозможно долгосрочное кредитование, уровень спекулятивных операций оставался высоким, потребность  в эффективном менеджменте и  устойчивом развитии отсутствовала. Именно в 1995 г. был достигнут исторический максимум числа коммерческих банков в России – 2571. Однако меры правительства по обузданию инфляции и начало выпуска государственных ценных бумаг для неинфляционного покрытия бюджетного дефицита сделали невозможным продолжение банками привычной политики. Многие банки разорились, стал очевиден процесс концентрации капитала.

     В 1995-1997 гг. банки стали активными  игроками на рынке государственных  обязательств, направляя практически  все свободные средства на покупку  этих высокодоходных инструментов. Все  больше банков ориентируются на работу с реальным сектором экономики, происходит интеграция банковского и страхового капитала.

     Данные  позитивные тенденции были прерваны тяжелым кризисом 1998 г. Объявленный  дефолт заморозил до 90% уставного  фонда российских банков, находившегося в форме ГКО-ОФЗ, усилил общую нестабильность в экономике и вызвал банкротство ряда крупнейших банков.

     В период после 1998 г. происходит реструктуризация банковской системы, что находит  отражение в слиянии капитала (1116 зарегистрированных банков на 01.02.2010 г.) Очевиден рост банковских активов  – с 933, 1 млрд. руб. в 1998 г. до более  чем 29 трлн. руб. в марте 2010 г. Охват  населения банковскими услугами стабильно возрастал, как и их качество. Банки стали способствовать развитию реального сектора экономики, нарастает долгосрочное кредитование, в т.ч. ипотека. Принятый в 2004 г. Закон о страховании вкладов значительно повысил доверие населения к банковской системе и заложил основы для привлечения более значительных средств. Также можно смело утверждать, что и Центробанк, и коммерческие банки приобрели достаточный опыт, что позволило смягчить мини-кризис 2004 г. и избежать глубокого спада во время кризиса 2008-2009 гг.

     Эти факты позволяют утверждать, что  в России сложилась банковская система  современного типа, имеющая резервы  для роста, но обремененная рядом  сдерживающих обстоятельств. Подробный  анализ современного состояния и  структуры банковской системы и  стоящих перед ней проблем  будет представлен в последующих  главах. 

 

1.2 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы

     На  процесс развития банковской системы  влияет совокупность факторов как внешних  по отношению к банковской системе, так и внутренних.

     К внешним факторам следует отнести  макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.

     Совокупность  экономических факторов отражает состояние  экономики, выраженное в интенсивности  и способах установления экономических  отношений с участием банков.

     К экономическим факторам следует  отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной  политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических  реформ, формирующие общие условия  функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как  правило, увеличивается число субъектов  хозяйствования, растут экономические  связи, что влечет за собой соответствующий  рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.

     В случае кризисного развития наблюдаются  противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие  деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как  чрезмерный налоговый пресс на прибыль  банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа  крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

     К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном  уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими  ассоциациями. Это в первую очередь:

  • принципы денежно-кредитной политики;
  • заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;
  • основные направления совершенствования налогообложения;
  • реализуемые на практике Принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.

     В мировой практике страны ранжируются  по критерию политического риска. Чем  выше этот показатель, тем менее  стабильна социально-экономическая  ситуация в стране. Странам с высоким  рейтингом политического риска, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны  международных банковских институтов, а также со стороны отдельных  стран, располагающих свободными денежными  средствами.

     Формы и методы правового регулирования  хозяйственной деятельности в целом  и банковской в частности оказывают  существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового  регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает  влияние на развитие банковской системы  особыми правилами регулирования  тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, например, в некоторых странах  банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои средства в капиталы других предприятий. В ряде стран банкам не разрешено  заниматься страхованием и торгово-посреднической деятельностью. В ряде стран центральные  банки могут заниматься обслуживанием  хозяйства, в других их основная функция - эмиссионная.

     Экономические, правовые и политические факторы  во многом определяют комплекс социально-психологических  факторов. К социально-психологическим  факторам относятся: уверенность большинства  населения в правильности проводимых экономических преобразований, в  стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших  перспективах для экономики в  целом и ее отдельных отраслей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к  банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

     Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых  событий, которые приводят к сбоям  в платежных системах, могут быть разделены на:

  • природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;
  • политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;
  • экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т.п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным. Переход банков на новый план счетов, введение в действие Налогового кодекса (ч.1) вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы в целом.

     Под внутренними факторами, влияющими  на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует  понимать совокупность факторов, которые  формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими  банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию  со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами:

  • ролью и авторитетом Центрального банка в банковской системе;
  • компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;
  • уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;
  • степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;
    • сложившимися банковскими правилами и обычаями.

 

      

1.3 Принципы организации  банковской системы  России

     Современная банковская система России создана  в результате реформирования государственной  кредитной системы, сложившейся  в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.03.08 № 20-ФЗ), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п.

      В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых  относятся следующие:

  • двухуровневая структура;
  • осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком;
  • универсальность деловых банков;
  • коммерческая направленность деятельности банков.

      Принцип двухуровневой структуры построения банковской системы России реализуется  путем четкого законодательного разделения функций центрального банка  и всех остальных банков. Центральный  банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора  и управления системой платежей и  расчетов в стране. Он может проводить  банковские операции, необходимые для  выполнения данных функций, только с  российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными  органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими  частями. Банк России не имеет права  осуществлять банковские операции с  юридическими лицами, не являющимися  кредитными организациями, и с физическими  лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо  выходить на банковский рынок, предоставлять  кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать  в конкуренции с коммерческими  банками.

      Коммерческие  банки и другие кредитные организации  образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной  политики, а ориентируются в своей  работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки  должны выполнять нормативы и  требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов.

      Принцип осуществления банковского регулирования  и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского  регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке  банковских услуг, развитие конкуренции  между ними является объектом регулирования  со стороны Министерства РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг  регулируется и контролируется Федеральной  комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики  попадают под регулирующее воздействие  Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как  агенты валютного контроля они взаимодействуют  с Государственным таможенным комитетом  РФ и Министерством внешнеэкономических  связей РФ. Однако все эти ведомства  в большинстве своем не устанавливают  для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем  порядке так же, как и любых  других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит  особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для  функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.

      Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие  на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными  словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

      Универсальный статус банков позволяет снижать  риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики  каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации  неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность  компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью  других. Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет  так называемый "конфликт интересов" между ним и клиентами, что  повышает значение систем внутреннего  контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что  универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики  и обеспечивает благоприятные условия  для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Информация о работе Современная банковская система России: структура, особенности функционирования и перспективы развития