Современная банковская система России: структура, особенности функционирования и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение банковской системы России, проблем и перспектив развития для стабилизации ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и структуру банковской системы;
раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
выявить перспективы развития банковской системы РФ.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования банковской системы
России ……………………………………………………………………………….
1.1 Понятие, сущность и этапы формирования банковской системы, и ее роль в экономике
1.2 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы
1.3 Принципы организации банковской системы России
Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования
2.1 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса 2008 года
2.2 Мероприятия банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов
2.3 Тенденции развития банковской системы России
Глава 3. Региональная банковская система на примере Пермского края
- какие банки?
- их состояние?
- перспективы?
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.87 Кб (Скачать)

      Принцип коммерческой направленности банков второго  уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций  в РФ является получение прибыли. В РФ Закон "О банках и банковской деятельности" допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения  прибыли.

      Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства  иностранных банков. Таким образом, отечественная банковская система  построена по двухуровневому принципу, что схематически может быть представлено следующим образом:

Рис.1. Двухуровневая  банковская система России

      Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет  право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством. Все кредитные организации, имеющие  лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону "О банках и банковской деятельности" в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.

      Таким образом, в настоящее время в  РФ существуют две группы кредитных  организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками  с ограниченным кругом операций, и  не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные  союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими.

 

Глава 2. Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования

2.1 Банковская система  России в условиях  мирового финансового  кризиса 2008 года

     Возобновление роста банковского сектора не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее время, а скорее усугубило их. Кредитование корпоративного и розничного сегментов, хотя и продолжало замедляться, по-прежнему росло высокими темпами: дисбаланс  между кредитами и депозитами увеличился за месяц почти на 80 млрд. руб.

     После провальных темпов июля в августе  2008 г. темпы роста активов, казалось бы, восстановились, достигнув 3.2% за месяц (в июле – 1.0%). При этом и привлеченные, и собственные средства банков росли быстрее, чем в июле: привлеченные средства увеличились за рассматриваемый период на 3.4% (за июль – 0.9%), а собственные – на 2.4% (1.4%).

     Наибольший  вклад в рост ресурсной базы банков в августе текущего года внесли средства клиентов корпоративного сектора, обеспечив  более трети прироста активов. Наиболее быстро росли бюджетные счета  и депозиты, однако, их вклад был  более скромен – около 15% месячного  прироста активов. Расширение же иностранных  пассивов оказалось исключительно  «бухгалтерской» операцией, обусловленной  повышением курса доллара к рублю. Объем средств нерезидентов, номинированных в долларах, сократился.

     В августе 2008 г. продолжалась активная господдержка банковского сектора – объем бюджетных счетов и депозитов вырос на 112 млрд. руб., или более чем на 15%. В отличие от предыдущего месяца рост бюджетных средств почти целиком пришелся на депозиты федерального бюджета, задолженность по которым увеличилась за месяц на 107 млрд. руб. – с 66 до 173 млрд. руб.

     Основными получателями государственных денег  оставалась тройка крупнейших банков: на Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк  пришлось 85 млрд. руб. (или 80% увеличения средств федерального бюджета в  банках). Потребность именно этих банков в дополнительном фондировании остается под вопросом. Так, они не только не испытывали проблем с ликвидностью, но и оказались способными нарастить вложения в иностранные активы (и стали одним из основных каналов оттока капитала из страны).

     Операции  рефинансирования банков со стороны  Банка России в августе 2008г. обеспечили дополнительный рост ресурсной базы на 95 млрд. руб., или примерно на 13% увеличения совокупных активов. Отметим, что рефинансирование оказалось в меньшей степени сконцентрированным среди крупнейших и государственных банков, чем размещение бюджетных средств. На первую тройку крупнейших банков пришлось 53% от прироста обязательств кредитных организаций перед Банком России, а более 20% досталось мелким и средним банкам, тогда как на долю этих последних пришлось лишь менее 8% прироста бюджетных ресурсов.

     Почти половина августовского прироста совокупных активов банковского сектора (47%) пришлась на расширение иностранных  активов банков. Рост кредитного портфеля был умеренным и практически  совпадал с общей динамикой активов, а ликвидные активы продолжали сокращаться.

     Иностранные активы банков в августе 2008 г. выросли на 9.9 млрд. долл. – это наибольший отток средств российских банков за рубеж с начала первого витка мировой финансовой нестабильности в конце лета 2007 г. Тогда (в сентябре 2007 г.) месячный рост иностранных активов составил 11.8 млрд. долл.

     Однако  уже в сентябре 2008 г. прошлогодний рекорд был превзойден. Исходя из оценок платежного баланса сентябрьское увеличение иностранных активов банков достигло 18 млрд. долл. В целом за третий квартал текущего года банки выступили в роли главного канала утечки капитала. Так, по оценкам Банка России, отток капитала из негосударственного сектора в третьем квартале достиг 16.6 млрд. долл. В то же время иностранные активы банков выросли за три месяца на 24.6 млрд. долл., в том числе за август-сентябрь – на 27.8 млрд. долл.

     При этом объем бюджетных средств, предоставленных  банкам из федерального бюджета, за август-сентябрь (за вычетом погашенных депозитов) оценивается  в 25.1 млрд. долл. Резкого сокращения задолженности по зарубежным займам в банковском секторе в данный период не наблюдалось: уменьшение иностранных  пассивов банков за два месяца составило  не более 1.5 млрд. долл. Из этого можно заключить, что средства, полученные банками от денежных властей, пока использовались не для компенсации оттока внешних заимствований, а, наоборот, стимулировали наращивание иностранных активов и игры на курсах валют.

     Глобальный  кризис принципиально изменил структуру  денежного предложения в России. В период 2004–2007 гг. практически весь рост активов Банка России приходился на расширение международных резервов. Темпы роста денежного предложения зависели преимущественно от размеров бюджетных ресурсов, размещенных в ЦБР, – увеличение такой «стерилизации» сокращало объем денежной базы по сравнению с потенциально возможным (в случае направления всех эмитированных рублей в экономику). При этом заложенный в бюджет механизм формирования резервных фондов «съедал» весь эффект от повышения экспортных цен на энергоносители. В 2006–2007 гг. рост денежного предложения был обеспечен лишь притоком капитала в Россию.

     В 2008 г., несмотря на изменение механизмов формирования резервных фондов, прежняя схема формирования денежного предложения уже не могла привести к его увеличению. За январь-август 2008 г. счет текущих операций платежного баланса достиг рекордных значений (85 млрд. долл. против 76 млрд. долл. за весь 2007 г.). Однако рост бюджетных остатков в Банке России (2.8 трлн. руб.) превысил объем эмиссии за счет увеличения международных резервных активов (2.6 трлн. руб.). Даже приток валюты по капитальным операциям (23 млрд. долл. за первые восемь месяцев года) и расширение операций по рефинансированию банков (на 123 млрд. руб. за январь-август) не смогли обеспечить положительный рост денежного предложения: объем денежной базы в широком определении сократился за январь - август текущего года на 2.8%.

     С сентября 2008 г. условия формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь - ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь – на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.

     Осеннее развитие событий в монетарной сфере  является аналогом ситуации, ожидаемой  здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка России по рефинансированию кредитных организаций и правительства – по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. – это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13–15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части бюджета и покупкой Центробанком государственных ценных бумаг.

     В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010–2011 годов» (по версии на октябрь 2008 г.) наихудший сценарий развития денежной сферы (при среднегодовой цене на нефть в 66 долл./барр.) подразумевает увеличение валового кредита банкам на 0.7 трлн. руб.

     Исходя  из более реалистичного прогноза среднегодовой цены на нефть в  2009 г. (45 долл./барр.) необходимый объем кредитования банков для поддержания денежного предложения должен быть выше – по оценкам специалистов, 2.5 трлн. руб.

     Заданные  параметры денежного предложения  в значительной степени определяют перспективы развития российской банковской системы в 2009 г. – в рамках обсуждаемого сценария банковский сектор получит не менее 3.0 трлн. руб. от правительства РФ и Банка России. Таким образом, государство будет основным источником финансовых ресурсов, привлекаемых банковской системой. По нашим оценкам, доля государственных средств (Банк России и бюджеты всех уровней) в совокупных банковских пассивах возрастет с 1.8% на начало 2008 г. до 16.5% на 01.01.2010.

     Увеличение  притока прочих привлеченных ресурсов в национальную банковскую систему, с учетом практически полного  закрытия внешних рынков, будет определяться развитием российской экономики. Доля иностранных пассивов в совокупных банковских пассивах снизится с 18.1% на начало 2008 г. до 13.3% на 01.01.2010. Прогнозируется, что счета и депозиты населения и корпоративного сектора могут увеличиться на 2.0-2.2 трлн. руб. Рост банковских кредитов экономике будет ограничен 25% (чуть более 4 трлн. руб.). Меньший темп роста кредитов определит еще большее замедление экономического роста.

     Отдельно  можно отметить, что изменение  принципов формирования денежного  предложения одновременно со значительным ростом участия государства в  банковской системе предполагает и  изменения в ее структуре: существующая система рефинансирования «настроена»  на крупные кредитные организации  со сравнительно большим уровнем  капитала, диверсифицированной клиентской базой; укрупнение кредитных организаций  в рамках данного развития станет естественным способом выживания банковского  сектора и будет происходить  скорее эволюционно, нежели административно.

     Процессы  консолидации в банковском секторе  уже начинают набирать обороты. Их реализация происходит различными путями – это  и поглощения крупными банками более  мелких, и переток клиентской базы в процессе санации разоряющихся банков к тем кредитным организациям, при участии которых осуществляется такое оздоровление. Наиболее ярким примером последнего времени здесь может служить объявленное объединение МДМ-банка и УРСА банка, после слияния объединенный банк с капиталом в размере 72 млрд. рублей и активами в размере 523 млрд. рублей станет одним из ведущих финансовых учреждений в России. Окончательное объединение должно произойти в течение 12-18 месяцев, то есть в первом полугодии 2010 года, до этого банки будут работать самостоятельно.

     Укрупнение  банков является единственным для банковского  сектора способом пережить период низких темпов денежного предложения и  нехватки ликвидности. Представляется, что в ближайшие годы уровень ликвидности банковского сектора не превысит 4–5% от совокупных активов. Этот уровень гораздо ниже не только 15–20%, характерных в последние годы для российских банков вне 100 крупнейших, но и 8–10% – среднего уровня по банковской системе. Содержать такую неэффективную банковскую систему в условиях кризиса представляется «непозволительной роскошью».

 

2.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов

Информация о работе Современная банковская система России: структура, особенности функционирования и перспективы развития