Совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

На рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением экономисты понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли. Объем прибыли, получаемой после реализации продукции, напрямую зависит от ее цены. Слишком высокая цена остановит потенциальных покупателей, а слишком низкая - либо разорит владельца товара, либо послужит основанием для обвинения в недобросовестной конкуренции

Файлы: 1 файл

КУРСАЧЬ АЛИНА.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


КР 591594 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения  все чаще возникают вопросы о  ходе и направлении экономических  реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Только при одновременном достижении равновесия на товарном  и  денежном  рынках  экономика  развивается  бескризисно.

В данной работе рассматривает  совокупное предложение как отдельная ,но целая часть. Главная цель работы- рассмотреть функцию предложения  и факторы его определяющие, закон и модель совокупного предложения, влияющие на него факторы, структуру современной экономики России и пути совершенствования структуры экономики России.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

1.1 Функция  предложения и факторы его определяющие.Закон совокупного предложения

 

 

На рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением экономисты понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли. Объем прибыли, получаемой после реализации продукции, напрямую зависит от ее цены. Слишком высокая цена остановит потенциальных покупателей, а слишком низкая - либо разорит владельца товара, либо послужит основанием для обвинения в недобросовестной конкуренции.

Если рыночная цена на какой-либо товар имеет тенденцию  к повышению, то производители будут  заинтересованы в расширении объемов  производства. И наоборот, устойчивая тенденция к снижению цен побуждает предпринимателей сокращать объемы поставок или даже искать другую - более выгодную сферу деятельности. Кроме цены, на уровень предложения какого-либо товара оказывают влияние следующие факторы: наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R, resources); характер технологии (K); налоги и дотации (TS, tax and subsidy); природно-климатические условия (C, conditions); цены на ресурсы и другие товары (от Pдо Pz); и так далее.

Объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, перечисленных выше.

Факторы, определяющие предложение. К ним относятся:

  • цены на исходные ресурсы;
  • технологические возможности производителя;
  • цены на другие товары;
  • налоги и дотации;
  • число продавцов на рынке;
  • ожидания производителей.

Цены на исходные ресурсы. Чем ниже затраты производителя на исходное сырье, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок. Таким образом кривая предложения сместится вправо и вниз.

Технологические возможности производителей зависят от развития научно-технического прогресса. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится производство, то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производится все больше конечной продукции. Кривая предложения, следовательно, смещается вправо и вниз.

Цены на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве. В частности, снижение цены на говядину может побудить фермеров больше выращивать и предлагать к продаже мясо птицы. И наоборот, повышение цены на говядину приведет к сокращению предложения мяса птицы. Следовательно, изменения цен на другие товары способно смещать кривую предложения.

Число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный вид товара, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо. По мере уменьшения числа производителей в отрасли кривая предложения будет смещаться влево и вверх.

Ожидания производителей. Если в определенной ситуации, например, производители зерна не хотят продавать его ни государству, ни населению, так как ожидают, что в дальнейшем цены на зерно повысятся, и они более выгодно его реализуют. Кривая предложения зерна в данный момент сместится влево и вверх. Hо может возникнуть и обратная ситуация, когда производители ожидают падение цен на зерно. Тогда они будут стараться быстрее его реализовать, и на какое-то время предложение этого товара на рынке увеличится, что сдвинет кривую предложения вправо и вниз.

Hалоги и  дотации. Большинство предприятий рассматривают налоги как затраты своего производства. Поэтому повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и сокращать предложение, что в свою очередь вызовет сдвиг кривой предложения влево и вверх. Hапротив, дотации считаются как бы налогом наоборот. Государственные дотации фактически снижают затраты на производство продукции, тем самым увеличивая предложение и смещая его кривую вправо и вниз. Более подробно этот механизм будет раскрыт в другом разделе.

Зависимость объема предложения  от определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция предложения имеет вид:

QSx = f (Px, Pa...Pz, R, K ,C, TS и др.)

Если все факторы, кроме  цены данного товара, принять за неизменные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от её цены.

QSx = f (Px)

где QSx - объем предложения на товар «x», P- цена товара «x».

При формировании предложения  большое значение имеет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции). Hа экспортных рынках немаловажную роль в определении объемов предлагаемой продукции играет курс национальной валюты. Во всех перечисленных случаях, когда меняется не цена товара, а другие условия, речь идет об изменении функции предложения. Изменение предложения означает, что при каждом данном уровне цены происходит увеличение или уменьшение предложения

Как и функция спроса, функция предложения показывает не только то количество товара, которое  производители готовы предложить по какой-то определенной цене, но и количества, которые они готовы представить на рынке при каждой возможной цене.

Зависимость объема предложения  от цены может быть различной, однако наиболее типичной является следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот (то есть имеет место прямая зависимость).

Функция предложения  от цены также может задаваться тремя способами:

  1. Аналитическим.

QSx = -a + b · P(например: QSx = -2 + 2P)

  1. Табличным.

P (цена 
в руб.)

Q (объем предло- 
жения, в шт.)

5

110

4

100

3

80

2

50

1

10


  1. Графическим

.

 

 

Полученная линия называется кривой предложения. Имеет обычно положительный наклон и выпукла в сторону объема (линия спроса, как правило, выпукла к началу координат). Как частный случай может использоваться линейный характер функций спроса и предложения (прямые линии).

 

 

 Закон совокупного  предложения

 

 

Закон предложения заключается  в том, что при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается  объем его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается.

Таким образом, предложение  находится в прямой зависимости  от изменения цены. Если на рынке складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе предприятия до роста цены, а если цена будет высокой, то они предложат рынку большой объем товара, так как, во-первых, продавцы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, а во-вторых, в данную отрасль (с тенденцией к повышению цены) устремятся другие производители. В краткосрочном периоде за повышением цены не всегда следует увеличение предложения, так как для внедрения резервов для увеличения производства {имеющееся оборудование, численность работников) и перелива капитала из других отраслей требуется время. Но в долгосрочном периоде за повышением цены всегда следует увеличение предложения.

 

 

1.2 Модель совокупного предложения

 

 

Кривая AS отражает изменения  совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

Различие между краткосрочным  и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.

Классическая  модель AS

Классическая  модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

  • объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;
  • изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
  • экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;
  • цены и номинальная зарплата — гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства. Рост общего уровня цен снижает реальную заработную плату, следовательно спрос на труд превысит предложение на рынке труда (рабочие и предприниматели реагируют на изменение реальной, а не номинальной заработной платы). Это вызовет рост номинальной заработной платы, В результате реальная повысится до исходного уровня, что восстановит равновесие на рынке труда, прежний уровень занятости, а, следовательно, объем выпуска практически не изменится (возможны лишь незначительные краткосрочные колебания).

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

Классическая  модель AS 
ADи AD— кривые совокупного спроса 
AS — кривая совокупного предложения 
Q* — потенциальный объем производства.

 

Кейнсианская  модель AS.

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

  • экономика функционирует в условиях неполной занятости;
  • цены и номинальная зарплата относительно жесткие;
  • реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет  положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в  краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен. Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, "порциями", с оглядкой на конкурентов), сроки действия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, деятельность профсоюзов, эффект "меню" и т.д.

Например, если издержки переиздания каталогов с ценами на выпускаемую продукцию достаточно велики и са процесс переиздания требует определенного времени (эффект "меню"), то при увеличении спроса фирмы в течение некоторого времени будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворить спрос покупателей при прежнем уровне цен. В таком экстремальном случае абсолютно жестких цен краткосрочная кривая AS будет горизонтальной.

Если номинальная заработная плата достаточно жесткая, а цены относительно гибкие, то их рост, вызванный увеличением совокупного спроса, приведет к падению реальной заработной платы, труд станет дешевле, что будет способствовать росту спроса на труд со стороны фирм. Использование большего количества труда приведет к увеличению выпуска. Таким образом, в период, когда номинальная заработная плата не меняется, появляется положительная зависимость между уровнем цен и объемом выпуска. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон.

Информация о работе Совокупное предложение