Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием социальная политика и её составляющие. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дать определение социальной политики, раскрыть её основные функции и направления.
Рассмотреть рыночный механизм формирования доходов, социальную защиту населения.
Рассмотреть социальную политику РФ
Задачи исследования:
рассмотреть теоретическое определение объекта и субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.
Рассмотреть социальную политику в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1
Социальная политика государства как часть государственного
Управления………………………………………………………………..3
1.1Сущность и происхождение социальной политики……….......3
1.1.1. Основные направления социальной политики………6
1.1.2. Функции и методы социальной политики………….13
1.1.3.Объект и субъект социальной политики…………....16
1.2 Рыночный механизм формирования доходов……………. …17
1.2.1 Доходы населения: определение, источники
формирования……………………………………....…18
1.2.2 Распределение доходов……………………………….23
1.3 Социальная защита……………………………………………26
1.3.1 Социальная защита населения в рыночной экономике.
Опыт европейских стран в обеспечении социальной
справедливости
Глава 2
2.1 Социальная политика Российской Федерации………..……34
2.1.1 Приоритеты социальной политики России……….…34
2.1.2 Некоторые направления, реформы в сфере
образования, здравоохранения, жилья. …………..…35
2.2 Социальные проблемы современной России…………….…40
2.3 Результаты реализации в социальной политики России на
сегодняшний день……………………………………………..52
Заключение…………………………………………………...…………………56
Список используемой литературы………………………………………...61

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 282.26 Кб (Скачать)

  В связи  с предлагаемым изменением с 1 января 2009 года размера социального пособия  на погребение с 1000 до 4000 рублей средства федерального бюджета на выплату  пособия на погребение умерших пенсионеров, получавших пенсии по государственному пенсионному обеспечению, учтены с  увеличением.

  Объемы  средств на оплату стоимости проезда  пенсионерам -"северянам" к месту  отдыха и обратно на 2009 - 2010 годы сохранены  на уровне утвержденных федеральными законами от 24 июля 2007 г. "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и от 21 июля 2007 г. "О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", на 2011 год - учтены в объеме 1,0 млрд. рублей.

  Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  на предоставление материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным  законом от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки  семей, имеющих детей" определены с учетом индексации размера материнского (семейного) капитала на индекс роста  потребительских цен и количества родившихся вторых и последующих  детей в 2007-2008 годах.

  Средства  федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала на 2010 год учтены в сумме 71,28 млрд. рублей (+16,28 млрд. рублей против бюджетных  назначений), на 2011 год - в сумме 99,28 млрд. рублей, т. е. около 25% потребности, которая  оценивается за 2010 -2011 годы в общей  сумме 394,72 млрд. рублей. 

  В объеме межбюджетных трансфертов на 2009 год  учтены средства федерального бюджета  на возмещение расходов по уплате налога на доходы от временного размещения средств  бюджета ПФР в сумме 4,54 млрд. рублей.

  В прогнозе бюджета ПФР на 2009 - 2011 годы учтены средства федерального бюджета на софинансирование из Фонда национального благосостояния по дополнительному страхованию, а  также осуществление расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

  Средства  федерального бюджета на цели покрытия дефицита бюджета ПФР предусмотрены  в объемах, позволяющих обеспечить своевременную доставку и выплату  пенсий и других социальных выплат в первые рабочие дни января следующего года. При этом объемы переходящих  остатков денежных средств бюджета  ПФР на начало каждого года должны поддерживаться в размере не ниже 45% от выплаты пенсий за январь, учитывая, что объемы указанных выплат (без  учета ЕДВ) оцениваются в 2010 году - 223,7 млрд. рублей; в 2011 году - 268,7 млрд. рублей; в 2012 году -свыше 317,0 млрд. рублей.

  Исходя  из этого, потребность в средствах  федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР на 2009 год составляет 193,94 млрд. рублей (с увеличением бюджетных  назначений на 60,23 млрд. рублей); на 2010 - год - 284,21 млрд. рублей (с увеличением  против бюджетных назначений на 56,84 млрд. рублей); на 2011 год - 357,11 млрд. рублей. Только при этих условиях могут быть соблюдены сценарные условия  развития Российской Федерации, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 15 мая 2008 года и бюджетные  параметры, предусмотренные данным прогнозом бюджета ПФР. 

  2.3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и место в них федеральных целевых программ. 

  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана  в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания  Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

  Цель разработки Концепции – определение путей  и способов обеспечения устойчивого  повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики  в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом  сообществе.

  В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

  - характеристика  целей долгосрочного социально-экономического  развития страны с учетом основных  вызовов предстоящего периода;

  - стратегия  – способы, направления и этапы  – достижения поставленных целей,  а также формы и механизмы  стратегического партнерства государства,  бизнеса и общества в достижении  целей Концепции;

  - цели, целевые  индикаторы, приоритеты и основные  задачи долгосрочной политики  в развитии социальной сферы,  науки и технологий, структурных  преобразований в экономике;

  - цели  и приоритеты внешнеэкономической  политики;

  - параметры  пространственного развития российской  экономики, цели и задачи территориального  развития в долгосрочной перспективе. 

  Развитие  социальной инфраструктуры

     Программа "Жилище" на 2002-2010 годы

  Программа "Социальное развитие села до 2012 года"

  Программа "Культура России (2006-2010 годы)"

  Программа "Социальная поддержка инвалидов  на 2006-2010 годы"

  Программа "Предупреждение и борьба с социально  значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"

  Новое поколение

  Федеральная целевая программа развития образования  на 2006-2010 годы

  Программа "Развитие физической культуры и  спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"

  Программа "Дети России" на 2007-2010 годы

  "Здоровое  поколение".

  "Одаренные  дети".

  "Дети  и семья":

  "Укрепление  духовно-нравственных основ семьи.  Развитие системы социальных  услуг".

  "Профилактика  семейного неблагополучия. Предупреждение  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних".

  "Семья  с детьми-инвалидами".

  "Дети-сироты".

  "Организация  отдыха, оздоровления и занятости  детей". 

Таблица 4 – Объем финансирования федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 гг., млн. руб.33

  Наименование   Федеральный бюджет   Бюджеты субъектов РФ   Внебюджетные  источники   Общий объем  финансирования
  Капитальные вложения   6917   18812,3   170   25899,3
  НИОКР   37,7   -   -   37,7
  Прочие  нужды   3147   17502,8   1259,1   21908,9
  Всего   10101,7   36315,1   1429,1   47845,9

  По данным таблицы видно, что максимальным объемом финансирования программы являются расходы за счет бюджетов субъектов РФ. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются в отличие от других расходов только за счет средств федерального бюджета.

  В результате реализации Программы часть средств  федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение  ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных  средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения  состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях  интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников  этих учреждений, что позволит переориентировать  освободившиеся средства на организацию  работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства.

  Реализация  Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи  и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному  сиротству, и снижению тем самым  доли детей, нуждающихся в государственном  попечении.

  Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в  ситуацию социального риска.

  Повышение эффективности работы и оптимизация  использования государственных  ресурсов в сфере профилактики социального  неблагополучия семей с детьми и  социального сиротства будет  способствовать улучшению общего социального  климата в стране и повышению  качества жизни. 

Таблица 5 - Бюджетные расходы на детей и источники их покрытия в РФ34

  Виды  расходов   Источники
  УСЛУГИ  и льготы
  Образование (детские учреждения, школы, центры, дворцы,

   клубы)

  Все уровни бюджетов
  Здравоохранение и физкультура (лечение и охрана здоровья детей)   Все уровни бюджетов, Фонд обязательного медицинского страхования
  Социальное  обслуживание детей (интернаты, приюты, питание школьников, льготы на проезд, социальная помощь семьям с детьми и пр.)   Бюджеты территорий
  Федеральная программа “Дети России” (беспризорность, одаренные дети, дети Севера и пр.)   Федеральный бюджет
  Организация детского отдыха, оздоровление детей (загородные лагеря и пр.)   Федеральный бюджет, Фонд социального страхования
  ПОСОБИЯ и пенсии на детей
  Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей   Федеральный бюджет
  По  уходу за больным ребенком   Фонд  социального страхования
  По  беременности и родам   Фонд  социального страхования
  По  уходу за ребенком до 1,5 лет, на рождение и другие родительские пособия   Фонд  социального страхования
  Пенсии  семьям с детьми, потерявшим кормильца, детям - инвалидам   Пенсионный  фонд
  Материнский (семейный) капитал   Пенсионный  фонд
 

  Таким образом, по данным таблицы можно сделать  вывод о том, что в финансовом обеспечении государственной социальной политики задействована вся бюджетная  система РФ: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты  муниципальных образований и  бюджеты государственных внебюджетных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  Социальная  политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана  с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью  населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой  в своем социальном развитии.

  Социальную  политику необходимо направлять на решение  приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными  возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных  стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

  Необходимо  ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

  · Признание  ответственности государства за социальное положение своих граждан;

  · Гарантирование всем гражданам бесплатного образования  и медицинского обслуживания;

  · Приведение минимальной заработной платы, стипендий  и пособий в соответствии с  реальным прожиточным минимум;

  · Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

  · Недопущение  массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;

  · Поддержка  семьи, материнства и детства, ветеранов  и инвалидов;

  · Борьба с преступностью.

  Просчеты  государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что  в российском обществе поддержка  реформ ослабляется количественно  и качественно, психологически и  мотивационно.

Информация о работе Социальная политика государства