Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с понятием социальная политика и её составляющие. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дать определение социальной политики, раскрыть её основные функции и направления.
Рассмотреть рыночный механизм формирования доходов, социальную защиту населения.
Рассмотреть социальную политику РФ
Задачи исследования:
рассмотреть теоретическое определение объекта и субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.
Рассмотреть социальную политику в целом.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1
Социальная политика государства как часть государственного
Управления………………………………………………………………..3
1.1Сущность и происхождение социальной политики……….......3
1.1.1. Основные направления социальной политики………6
1.1.2. Функции и методы социальной политики………….13
1.1.3.Объект и субъект социальной политики…………....16
1.2 Рыночный механизм формирования доходов……………. …17
1.2.1 Доходы населения: определение, источники
формирования……………………………………....…18
1.2.2 Распределение доходов……………………………….23
1.3 Социальная защита……………………………………………26
1.3.1 Социальная защита населения в рыночной экономике.
Опыт европейских стран в обеспечении социальной
справедливости
Глава 2
2.1 Социальная политика Российской Федерации………..……34
2.1.1 Приоритеты социальной политики России……….…34
2.1.2 Некоторые направления, реформы в сфере
образования, здравоохранения, жилья. …………..…35
2.2 Социальные проблемы современной России…………….…40
2.3 Результаты реализации в социальной политики России на
сегодняшний день……………………………………………..52
Заключение…………………………………………………...…………………56
Список используемой литературы………………………………………...61
В связи с предлагаемым изменением с 1 января 2009 года размера социального пособия на погребение с 1000 до 4000 рублей средства федерального бюджета на выплату пособия на погребение умерших пенсионеров, получавших пенсии по государственному пенсионному обеспечению, учтены с увеличением.
Объемы средств на оплату стоимости проезда пенсионерам -"северянам" к месту отдыха и обратно на 2009 - 2010 годы сохранены на уровне утвержденных федеральными законами от 24 июля 2007 г. "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и от 21 июля 2007 г. "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", на 2011 год - учтены в объеме 1,0 млрд. рублей.
Межбюджетные
трансферты из федерального бюджета
на предоставление материнского (семейного)
капитала в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных
мерах государственной
Средства
федерального бюджета на предоставление
материнского (семейного) капитала на
2010 год учтены в сумме 71,28 млрд. рублей
(+16,28 млрд. рублей против бюджетных
назначений), на 2011 год - в сумме 99,28 млрд.
рублей, т. е. около 25% потребности, которая
оценивается за 2010 -2011 годы в общей
сумме 394,72 млрд. рублей.
В объеме межбюджетных трансфертов на 2009 год учтены средства федерального бюджета на возмещение расходов по уплате налога на доходы от временного размещения средств бюджета ПФР в сумме 4,54 млрд. рублей.
В прогнозе
бюджета ПФР на 2009 - 2011 годы учтены
средства федерального бюджета на софинансирование
из Фонда национального
Средства федерального бюджета на цели покрытия дефицита бюджета ПФР предусмотрены в объемах, позволяющих обеспечить своевременную доставку и выплату пенсий и других социальных выплат в первые рабочие дни января следующего года. При этом объемы переходящих остатков денежных средств бюджета ПФР на начало каждого года должны поддерживаться в размере не ниже 45% от выплаты пенсий за январь, учитывая, что объемы указанных выплат (без учета ЕДВ) оцениваются в 2010 году - 223,7 млрд. рублей; в 2011 году - 268,7 млрд. рублей; в 2012 году -свыше 317,0 млрд. рублей.
Исходя
из этого, потребность в средствах
федерального бюджета на покрытие дефицита
бюджета ПФР на 2009 год составляет
193,94 млрд. рублей (с увеличением бюджетных
назначений на 60,23 млрд. рублей); на 2010 -
год - 284,21 млрд. рублей (с увеличением
против бюджетных назначений на 56,84
млрд. рублей); на 2011 год - 357,11 млрд. рублей.
Только при этих условиях могут быть
соблюдены сценарные условия
развития Российской Федерации, одобренные
на заседании Правительства
2.3
Концепция долгосрочного
социально-экономического
развития Российской
Федерации и место в
них федеральных целевых
программ.
Концепция
долгосрочного социально-
Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии
с этой целью в Концепции
- характеристика
целей долгосрочного социально-
- стратегия
– способы, направления и
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике;
- цели
и приоритеты
- параметры
пространственного развития
Развитие социальной инфраструктуры
Программа "Жилище" на 2002-2010 годы
Программа "Социальное развитие села до 2012 года"
Программа "Культура России (2006-2010 годы)"
Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"
Новое поколение
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"
Программа "Дети России" на 2007-2010 годы
"Здоровое поколение".
"Одаренные дети".
"Дети и семья":
"Укрепление
духовно-нравственных основ
"Профилактика
семейного неблагополучия. Предупреждение
безнадзорности и
"Семья с детьми-инвалидами".
"Дети-сироты".
"Организация
отдыха, оздоровления и занятости
детей".
Таблица 4 – Объем финансирования федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 гг., млн. руб.33
Наименование | Федеральный бюджет | Бюджеты субъектов РФ | Внебюджетные источники | Общий объем финансирования |
Капитальные вложения | 6917 | 18812,3 | 170 | 25899,3 |
НИОКР | 37,7 | - | - | 37,7 |
Прочие нужды | 3147 | 17502,8 | 1259,1 | 21908,9 |
Всего | 10101,7 | 36315,1 | 1429,1 | 47845,9 |
По данным таблицы видно, что максимальным объемом финансирования программы являются расходы за счет бюджетов субъектов РФ. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются в отличие от других расходов только за счет средств федерального бюджета.
В результате реализации Программы часть средств федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства.
Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.
Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска.
Повышение
эффективности работы и оптимизация
использования государственных
ресурсов в сфере профилактики социального
неблагополучия семей с детьми и
социального сиротства будет
способствовать улучшению общего социального
климата в стране и повышению
качества жизни.
Таблица 5 - Бюджетные расходы на детей и источники их покрытия в РФ34
Виды расходов | Источники |
УСЛУГИ и льготы | |
Образование
(детские учреждения, школы, центры,
дворцы,
клубы) |
Все уровни бюджетов |
Здравоохранение и физкультура (лечение и охрана здоровья детей) | Все уровни бюджетов, Фонд обязательного медицинского страхования |
Социальное обслуживание детей (интернаты, приюты, питание школьников, льготы на проезд, социальная помощь семьям с детьми и пр.) | Бюджеты территорий |
Федеральная программа “Дети России” (беспризорность, одаренные дети, дети Севера и пр.) | Федеральный бюджет |
Организация детского отдыха, оздоровление детей (загородные лагеря и пр.) | Федеральный бюджет, Фонд социального страхования |
ПОСОБИЯ и пенсии на детей | |
Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей | Федеральный бюджет |
По уходу за больным ребенком | Фонд социального страхования |
По беременности и родам | Фонд социального страхования |
По уходу за ребенком до 1,5 лет, на рождение и другие родительские пособия | Фонд социального страхования |
Пенсии семьям с детьми, потерявшим кормильца, детям - инвалидам | Пенсионный фонд |
Материнский (семейный) капитал | Пенсионный фонд |
Таким образом,
по данным таблицы можно сделать
вывод о том, что в финансовом
обеспечении государственной
Заключение.
Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.
Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:
· Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
· Гарантирование
всем гражданам бесплатного
· Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
· Гарантирование
своевременной выплаты
· Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
· Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
· Борьба с преступностью.
Просчеты
государства в сфере социальной
политики ведут к росту бедности
и нищеты, деградации труда, маргинализации
граждан с низким социальным статусом.
Вместо постоянного формирования среднего
класса, являющегося залогом