Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с понятием социальная политика и её составляющие. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дать определение социальной политики, раскрыть её основные функции и направления.
Рассмотреть рыночный механизм формирования доходов, социальную защиту населения.
Рассмотреть социальную политику РФ
Задачи исследования:
рассмотреть теоретическое определение объекта и субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.
Рассмотреть социальную политику в целом.
Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1
Социальная политика государства как часть государственного
Управления………………………………………………………………..3
1.1Сущность и происхождение социальной политики……….......3
1.1.1. Основные направления социальной политики………6
1.1.2. Функции и методы социальной политики………….13
1.1.3.Объект и субъект социальной политики…………....16
1.2 Рыночный механизм формирования доходов……………. …17
1.2.1 Доходы населения: определение, источники
формирования……………………………………....…18
1.2.2 Распределение доходов……………………………….23
1.3 Социальная защита……………………………………………26
1.3.1 Социальная защита населения в рыночной экономике.
Опыт европейских стран в обеспечении социальной
справедливости
Глава 2
2.1 Социальная политика Российской Федерации………..……34
2.1.1 Приоритеты социальной политики России……….…34
2.1.2 Некоторые направления, реформы в сфере
образования, здравоохранения, жилья. …………..…35
2.2 Социальные проблемы современной России…………….…40
2.3 Результаты реализации в социальной политики России на
сегодняшний день……………………………………………..52
Заключение…………………………………………………...…………………56
Список используемой литературы………………………………………...61
Глава 2
2.1 Социальная политика
Российской Федерации
Статья 7 Конституции РФ [9] гласит, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная
политика государства включает в
свое предметное поле широкий круг
вопросов: доходы населения, занятость,
социальную защиту и поддержку населения,
здравоохранение, физическую культуру
и спорт, образование и трудовые
отношения и т.д. В той или
иной мере государственная социальная
политика охватывает все население
страны.
Экономическая
теория социального государства
возникла после второй мировой войны
и предполагает проведение разумной
политики в области налогообложения,
кредитов, инвестиций, антимонопольного
и таможенного
2.1.1 Приоритеты социальной политики России.
Несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.
Реальностью сегодняшнего дня
стало изменение принципов
Главными
задачами остаются стабилизация экономического
положения, повышения уровня жизни
и снижение числа бедных. В ближайшие
годы необходимо восстановить размеры
личного потребления на уровне 1991
года, повысив потребительские
Предстоит
перевод жилищно-коммунального
2.1.2 Некоторые направления социальной политики Российской федерации
Образование за последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения:
изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику;
все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти;
происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.
Позитивно
то, что идет формирование новой
законодательной базы, растет влияние
региона, учитываются
Расходы бюджета на образование
Динамика расходов федерального бюджета по законопроекту и Федеральному закону № 198-ФЗ (с изменениями) по данному разделу приведена в следующей таблице.
Таблица3- Динамика расходов на образование в РФ За период 2008-2011 г26
|
Анализ динамики
расходов федерального бюджета по законопроекту
по данному разделу показывает, что
расходы значительно
Приведенные в
пояснительной записке к
Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в соответствии с ведомственной структурой в 2009 и в 2010 годах будут осуществлять 58 главных распорядителей бюджетных средств, в 2011 году – 51. Наиболее крупные из них – Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, на которые в 2009 – 2011 годах будет приходиться 79 – 82 % расходов по данному разделу.
Наибольший удельный вес в расходах данного раздела составляют расходы по подразделу 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование», которые в 2011 году составят 381,7 млрд. рублей, или 78,7 % общего объема расходов по разделу, и увеличатся по сравнению с 2008 годом на 45,1 %.
Значительное
снижение расходов в 2011 году планируется
по подразделу 07 09 «Другие вопросы
в области образования» – на 7,3
млрд. рублей, или почти в 2 раза, по
сравнению с 2008 годом. Это связано
с завершением ряда федеральных
целевых программ, в том числе
Федеральной целевой программы
развития образования на 2006 – 2010 годы,
прекращением финансирования пяти направлений
приоритетного национального
По данным Минобрнауки
России, планируемый перевод на отраслевую
систему оплаты труда работников
федеральных учреждений образования
с учетом стимулирующих выплат позволит
повысить уровень оплаты труда лишь
незначительно. По данным Росстата, в 2007
году средняя номинальная
Планируется продолжить проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, начало проведения которого было предусмотрено в 2007 году, но по причине отсутствия необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения эксперимента, не состоялось. Средства в объеме 63,6 млн. рублей в 2007 году не были использованы. Несмотря на наличие в 2008 году подготовленных Минобрнауки России необходимых нормативных правовых актов, средства федерального бюджета в объеме 129,8 млн. рублей, предназначенные на проведение эксперимента в 2008 году, были перенесены на 2009 год.
В планируемый
период на проведение эксперимента будет
направлено 328,5 млн. рублей в 2009 году и
по 198,7 млн. рублей в 2010 и 2011 годах, использование
которых позволит повысить доступность
качественного высшего
В 2009 – 2011 годах
сокращаются расходы
В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.