Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием социальная политика и её составляющие. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дать определение социальной политики, раскрыть её основные функции и направления.
Рассмотреть рыночный механизм формирования доходов, социальную защиту населения.
Рассмотреть социальную политику РФ
Задачи исследования:
рассмотреть теоретическое определение объекта и субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.
Рассмотреть социальную политику в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1
Социальная политика государства как часть государственного
Управления………………………………………………………………..3
1.1Сущность и происхождение социальной политики……….......3
1.1.1. Основные направления социальной политики………6
1.1.2. Функции и методы социальной политики………….13
1.1.3.Объект и субъект социальной политики…………....16
1.2 Рыночный механизм формирования доходов……………. …17
1.2.1 Доходы населения: определение, источники
формирования……………………………………....…18
1.2.2 Распределение доходов……………………………….23
1.3 Социальная защита……………………………………………26
1.3.1 Социальная защита населения в рыночной экономике.
Опыт европейских стран в обеспечении социальной
справедливости
Глава 2
2.1 Социальная политика Российской Федерации………..……34
2.1.1 Приоритеты социальной политики России……….…34
2.1.2 Некоторые направления, реформы в сфере
образования, здравоохранения, жилья. …………..…35
2.2 Социальные проблемы современной России…………….…40
2.3 Результаты реализации в социальной политики России на
сегодняшний день……………………………………………..52
Заключение…………………………………………………...…………………56
Список используемой литературы………………………………………...61

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 282.26 Кб (Скачать)

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

       2.1 Социальная политика Российской Федерации 

Статья 7 Конституции  РФ [9] гласит, что Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.

  Социальная  политика государства включает в  свое предметное поле широкий круг вопросов: доходы населения, занятость, социальную защиту и поддержку населения, здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование и трудовые отношения и т.д. В той или  иной мере государственная социальная политика охватывает все население  страны.  

  Экономическая теория социального государства  возникла после второй мировой войны  и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и  программ. 

       2.1.1 Приоритеты социальной политики России.

  Несмотря  на оживление в экономике и  даже небольшой рост, говорить о  долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических  проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том  числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое  развитие. Решать сугубо экономические  вопросы нужно только в комплексе  с совершенствованием социальной политики.

       Реальностью сегодняшнего дня  стало изменение принципов финансирования  социальной сферы - она все  более опирается на внебюджетные  средства.

  Главными  задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни  и снижение числа бедных. В ближайшие  годы необходимо восстановить размеры  личного потребления на уровне 1991 года, повысив потребительские расходы  примерно в 1,8 раза.

  Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства  на рыночные рельсы и его демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном введение системы  жилищных субсидий для беднейших  слоев. Одна из главных задач –  необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении  уровня пенсий. Должна вводится концепция  “государства благосостояния”, которая  включает в себя, как программы  социального страхования, относящихся  ко всем слоям населения, так и  систему мероприятий для поддержки  доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого ”пирога”.

 

2.1.2 Некоторые направления социальной политики Российской федерации

        Образование за последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения:

  изменился рынок труда – заказчик стал диктовать  жесткие требования к выпускнику;

  все более  активную роль начинают играть региональные и местные органы власти;

  происходит  активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.

    Позитивно  то, что идет формирование новой  законодательной базы, растет влияние  региона, учитываются требования  рынка труда. В тоже время  налицо явно недостаточное и  не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации  образования. Усиливается имущественное  и региональное неравенство в  доступе к образованию. Среди  явно обозначившихся тенденции  осознание населением важности  образования. Увеличивается доля  платного образования, население  постепенно осознает его необходимость.  Исходя из этого реформа образования  должна реально разделить бюджетные  потоки – часть из них будет  покрывать расходы на финансирование  обязательных стандартов образования,  другую необходимо отдать в  руки населения, с тем, что  бы семья сама выбирала для  детей соответствующий уровень  и качество образования. На  платные образовательные услуги  российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28% семей платят за учебу детей внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.

  Расходы бюджета на образование 

Динамика расходов федерального бюджета по законопроекту  и Федеральному закону № 198-ФЗ (с  изменениями) по данному разделу приведена в следующей таблице.

Таблица3- Динамика расходов на образование в РФ За период 2008-2011 г26

  Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
1. Законопроект, млрд. рублей   423,1 468,8 484,9
1.1. к предыдущему  году, млрд. рублей   87,0* 45,7 16,1
1.2. к предыдущему  году, %   125,9* 110,8 103,4
1.3. темпы роста  к 2008 году, %   125,9* 139,5* 144,3*
2. Закон № 198-ФЗ (с  изм.), млрд. рублей 336,1 322,6 349,3  
2.1. к предыдущему  году, млрд. рублей 49,0 -13,5 26,7  
2.2. к предыдущему  году, % 117,1 96,0 108,3  
3. Законопроект  к  Закону № 198-ФЗ (с изм.)        
3.1. млрд. рублей   100,6 119,6  
3.2. %   31,2 34,2  
4. Доля расходов раздела в общем объеме расходов (без учета условно утвержденных расходов), %        
4.1. законопроект    4,7 4,7 4,5
4.2. Закон № 198-ФЗ (с  изм.) 4,8 4,4 4,5  
5. Доля расходов в ВВП, %        
5.1. законопроект    0,82 0,79 0,72
5.2. Закон № 198-ФЗ (с  изм.) 0,80 0,66 0,63  
  * К Закону  № 198-ФЗ (с изм.)        
 

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту  по данному разделу показывает, что  расходы значительно увеличиваются  как по сравнению с соответствующим  предыдущим годом, так и по сравнению  с расходами, утвержденными Федеральным  законом № 198-ФЗ (с изменениями).

Приведенные в  пояснительной записке к законопроекту  данные уточненной бюджетной росписи  по состоянию на 1 июля 2008 года по данному  разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом № 198-ФЗ (с  изменениями), в 2008 году на 3 %, в 2009 году – на 34 %, в 2010 году – на 36,9 %.

Расходы федерального бюджета по разделу «Образование»  в соответствии с ведомственной  структурой в 2009 и в 2010 годах будут  осуществлять 58 главных распорядителей бюджетных средств, в 2011 году – 51. Наиболее крупные из них – Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство внутренних дел  Российской Федерации, Министерство регионального  развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, Федеральное  агентство по образованию, Федеральное  агентство по здравоохранению и  социальному развитию, на которые  в 2009 – 2011 годах будет приходиться 79 – 82 % расходов по данному разделу.

Наибольший удельный вес в расходах данного раздела  составляют расходы по подразделу 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование», которые в 2011 году составят 381,7 млрд. рублей, или 78,7 % общего объема расходов по разделу, и увеличатся по сравнению с 2008 годом на 45,1 %.

Значительное  снижение расходов в 2011 году планируется  по подразделу 07 09 «Другие вопросы  в области образования» – на 7,3 млрд. рублей, или почти в 2 раза, по сравнению с 2008 годом. Это связано  с завершением ряда федеральных  целевых программ, в том числе  Федеральной целевой программы  развития образования на 2006 – 2010 годы, прекращением финансирования пяти направлений  приоритетного национального проекта  «Образование», завершением использования  средств международного займа по проектам «Реформа системы образования» и «Информатизация системы образования», а также отсутствием дополнительных ежегодных ассигнований для обеспечения  деятельности фонда «Русский мир».

По данным Минобрнауки  России, планируемый перевод на отраслевую систему оплаты труда работников федеральных учреждений образования  с учетом стимулирующих выплат позволит повысить уровень оплаты труда лишь незначительно. По данным Росстата, в 2007 году средняя номинальная начисленная  заработная плата в образовании  составляла 8,8 тыс. рублей в месяц, или 65 % уровня среднемесячной номинальной  начисленной заработной платы в  экономике.

Планируется продолжить проведение эксперимента по государственной  поддержке предоставления образовательных  кредитов студентам образовательных  учреждений высшего профессионального  образования, имеющих государственную  аккредитацию, начало проведения которого было предусмотрено в 2007 году, но по причине отсутствия необходимых  нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения эксперимента, не состоялось. Средства в объеме 63,6 млн. рублей в 2007 году не были использованы. Несмотря на наличие в 2008 году подготовленных Минобрнауки России необходимых  нормативных правовых актов, средства федерального бюджета в объеме 129,8 млн. рублей, предназначенные на проведение эксперимента в 2008 году, были перенесены на 2009 год.

В планируемый  период на проведение эксперимента будет  направлено 328,5 млн. рублей в 2009 году и  по 198,7 млн. рублей в 2010 и 2011 годах, использование  которых позволит повысить доступность  качественного высшего профессионального  образования, усилить социальную направленность системы образования, в том числе  для граждан из малообеспеченных семей, сформировать механизм притока  внебюджетных средств в вузы, предоставляющие  качественное образование по востребованным специальностям.

В 2009 – 2011 годах  сокращаются расходы федерального бюджета на поддержку общего образования  в регионах, например, по таким направлениям приоритетного национального проекта  «Образование», как оснащение школ учебным оборудованием, поддержка  региональных комплексных проектов модернизации образования, внедрение  инновационных образовательных  программ в государственных и  муниципальных образовательных  учреждениях. В то же время из-за сокращения числа общеобразовательных  учреждений сохраняется проблема доступности  получения общего образования в  сельской местности. Для решения  этой проблемы целесообразно разработать  и утвердить программу развития образования на селе, включив решение  данной задачи в действующие федеральные  и региональные целевые программы  развития образования и социального  развития села.  

    В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Информация о работе Социальная политика государства