Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием социальная политика и её составляющие. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дать определение социальной политики, раскрыть её основные функции и направления.
Рассмотреть рыночный механизм формирования доходов, социальную защиту населения.
Рассмотреть социальную политику РФ
Задачи исследования:
рассмотреть теоретическое определение объекта и субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.
Рассмотреть социальную политику в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1
Социальная политика государства как часть государственного
Управления………………………………………………………………..3
1.1Сущность и происхождение социальной политики……….......3
1.1.1. Основные направления социальной политики………6
1.1.2. Функции и методы социальной политики………….13
1.1.3.Объект и субъект социальной политики…………....16
1.2 Рыночный механизм формирования доходов……………. …17
1.2.1 Доходы населения: определение, источники
формирования……………………………………....…18
1.2.2 Распределение доходов……………………………….23
1.3 Социальная защита……………………………………………26
1.3.1 Социальная защита населения в рыночной экономике.
Опыт европейских стран в обеспечении социальной
справедливости
Глава 2
2.1 Социальная политика Российской Федерации………..……34
2.1.1 Приоритеты социальной политики России……….…34
2.1.2 Некоторые направления, реформы в сфере
образования, здравоохранения, жилья. …………..…35
2.2 Социальные проблемы современной России…………….…40
2.3 Результаты реализации в социальной политики России на
сегодняшний день……………………………………………..52
Заключение…………………………………………………...…………………56
Список используемой литературы………………………………………...61

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 282.26 Кб (Скачать)

  Конечно, определенные меры, направленные на смягчение  отрицательных последствий резкого  падения уровня жизни и частичную  компенсацию потерь наиболее нуждающимся  группам населения, предпринимаются. Хотя до сих пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на выработку временных мер, адекватных переходному периоду, и стратегии  социального развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

  В немалой  степени все это связано с  отсутствием национальной концепции  социального государства, носящий  сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о  приоритетах социальной политики на переходном этапе.

  Острые  дискуссии разворачиваются по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку  от того, в каком объеме реализуются  права и свободы граждан, как  гарантируется государственная  поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения  заинтересовано в переменах.

  Наиболее  целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих  трех блоках проблем.

  · Общеметодологические подходы к формированию социального  государства Понятие “социальное  государство” применительно к России впервые официально было использовано в тексте Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993г.;

  · Регулирование  занятости, рынка труда, цены труда  и заработной платы;

  · Социальная защита населения, регулирование отношений  в социальной сфере.

  В данный момент для России необходимо создание новой модели социальной политики, и изучение опыта других стран  имеет при этом огромное значение. Императивом для России, как представляется, являются наиболее общие направления  социальной политики в развитых странах  Запада и Востока, причем при более  конкретном ее анализе предстоит  по многим вопросам делать выбор между  решениями, закрепленными в практике США, стран Западной Европы и Японии. Но надо и учитывать тот факт, что ни одну, даже, казалось бы, идеальную  модель, разработанную в условиях другого государства, нельзя реализовать  в России в неизмененном виде. Изучая опыт других стран необходимо выявлять основные направления социальной политики и, исходя из них, следует разрабатывать  соответствующую российским условиям концепцию социальной политики, которая  смогла бы решить множество существующих проблем.

  Для современной  России крайне актуален вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении  населения в целом и всех составляющих его групп.

  В этой связи  в первую очередь следует:

  · Четко  определить границы обеспечиваемых государством базовых социальных гарантий;

  · Выделить основные приоритеты социальной политики, ориентированной на формирование среднего класса при адресной дифференцированной помощи неимущим и прогрессивном  налогообложении богатых;

  · Продумать  конкретные механизмы смягчения  заложенных в самой идее социального  государства противоречий между  социальным и правовым принципом  российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами  и интересами субъектов Федерации  и местного самоуправления;

  · За государством должно остаться право устанавливать  пределы как социализации, так  и допустимой степени либерализации  и открытости экономики на каждом конкретном этапе.

  Самоустранение  государства от регулирования многих социально значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными  методами, переложив ответственность  на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий  повышения ответственности граждан  за собственное материальное благополучие.

  Для уравнивания  социальной ситуации в различных  регионах страны на федеральном уровне целесообразно определить лишь минимальные  государственные стандарты по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми осуществляется политика финансового  выравнивания.

  Отсюда  вытекает необходимость:

  · Выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

  · Поддержка  социальных реформ и социального  развития проблемных регионов;

  · Адаптация  социальных реформ к северным и другим территориям с особыми условиями  проживания (пустынные, высокогорные и  т.п.)

  Большое значение имеет программно-целевой  метод решения социальных задач, ориентированных на социальные нормативы, характерные для каждого отдельного периода: кризиса, стабилизации, подъема  экономики. На нынешнем этапе таких  проблем должно быть порядка 15-20 (продовольственная, по непродовольственным товарам, развитие сферы услуг, жилищно-коммунального  хозяйства, здравоохранения, страхования  и т.д.), жестко увязанных между  собой. По каждому направлению нужны  региональные программы, учитывающие  местные социальные нормативы. Следовательно, в ранг первоочередных задач законотворческой деятельности на данном этапе необходимо выдвинуть следующее:

  · Возвращение  к практике социального планирования и разработке программ социальных преобразований на основе долгосрочных многовариантных  народнохозяйственных вопросов;

  · Организационное  упорядочение разработки основополагающих актов, обеспечивающих правовую базу для  продвижения социальных реформ.

  России  предстоит разработать и овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального  курса социальной политики, остается актуальной.

  Социальная  политика может быть современной  и гуманистичной лишь тогда, когда  она умело вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует  их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в  их завтрашнем дне, порождает оптимизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. М.А. Асжина, Г.Г. Чибриков. Основы экономической  теории”-М.: “Норма”, 1996г 
  2. С. А. Глазьев. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2000-2001 г.г.:  “РЭЖ  - 2000”, №8.
  3. В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. Контуры социальной политики России: ”ЭКО - 2000”, №10.
  4. А. В. Московская,  С. В. Московская.  Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости: “Вопросы экономики”: 1999 г., №11.
  5. С.С. Смирнов, Н. А.  Исаев. “Социальная политика. Новый курс”: “Вопросы экономики”,1999г,  № 2
  6. Е. А. Тишин. Актуальные проблемы социального развития: “Экономист”, 1997 г., №4.
  7. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.:Питер,2001
  8. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А. – Киров.: Издательство АСА, 1997
  9. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-5-е изд., доп. и перераб.-М., 2002
  10. М.Нурмахмадов, Д.Кадыров. О формировании доходов населения при переходе к рыночным отношениям// Общество и экономика.-2003.-№12
  11. Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 02.02.2006
  12. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-5-е изд., доп. и перераб.-М., 2002
  13. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 2003.
  14. Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30.12.2001 № 197-ФЗ.-В ред. от 30.06.2006
  15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М.,2005
  16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М.,2006
  17. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. 
 
  1. Социально  –  трудовая  сфера  России  в  переходный  период:  реалии  и перспективы / Под ред. Акимова  А.К.,  Волгина  Н.А.  и  др.  М.:  Молодаягвардия, 1996. – 835
  2. В. Роик. Социальная  защита:  содержание  понятия  //  Человек  и  труд,11/2000.
  3. Е. Шестакова.  Реформирование  системы  социальной  защиты  населения  в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные  отношения,1/1997.
  4. http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
  5. http://protown.ru/information/hide/6407.html
  6. http://www.chelt.ru/2008/11-08/rzganicina11-08.html
  7. http://revolution.allbest.ru/political/00004566_0.html (© ООО "Олбест" 2009 – 2011)
  8. http://www.ref.by/refs/101/1092/1.html
  9. http://www.bestreferat.ru/referat-37708.html

     

Информация о работе Социальная политика государства