Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием социальная политика и её составляющие. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дать определение социальной политики, раскрыть её основные функции и направления.
Рассмотреть рыночный механизм формирования доходов, социальную защиту населения.
Рассмотреть социальную политику РФ
Задачи исследования:
рассмотреть теоретическое определение объекта и субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.
Рассмотреть социальную политику в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1
Социальная политика государства как часть государственного
Управления………………………………………………………………..3
1.1Сущность и происхождение социальной политики……….......3
1.1.1. Основные направления социальной политики………6
1.1.2. Функции и методы социальной политики………….13
1.1.3.Объект и субъект социальной политики…………....16
1.2 Рыночный механизм формирования доходов……………. …17
1.2.1 Доходы населения: определение, источники
формирования……………………………………....…18
1.2.2 Распределение доходов……………………………….23
1.3 Социальная защита……………………………………………26
1.3.1 Социальная защита населения в рыночной экономике.
Опыт европейских стран в обеспечении социальной
справедливости
Глава 2
2.1 Социальная политика Российской Федерации………..……34
2.1.1 Приоритеты социальной политики России……….…34
2.1.2 Некоторые направления, реформы в сфере
образования, здравоохранения, жилья. …………..…35
2.2 Социальные проблемы современной России…………….…40
2.3 Результаты реализации в социальной политики России на
сегодняшний день……………………………………………..52
Заключение…………………………………………………...…………………56
Список используемой литературы………………………………………...61

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 282.26 Кб (Скачать)

       Инструментарий  социальной политики в области рынка  труда включает в себя наряду с  произведением компенсационных  выплат при безработице и в  период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице  должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий  по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для  создания и изменения структуры  рабочих мест.

       Наряду  с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых  людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев). 

       Жилищная  политика. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

       В традиционном варианте это направление  социальной политики проводится путем  выделения из бюджета средств  для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии  поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные  органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и  сдают их в наем семьям с низкими  доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет  строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет  к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство  обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму  доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства. 

       Социальная  политика в сфере  охраны здоровья. Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Так, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках политики в области здравоохранения. Эти меры касаются медицины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового развития детей, т. е. политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

       Важным  фактором здоровья является уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть прожиточного минимума рассчитывается в основном исходя из таких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, крупы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на развитие детей.

       Данный  аспект здоровья прежде всего затрагивает  социальную политику в целом, так  как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная  заработная плата, минимальная пенсия и др.), должны обеспечивать минимум  средств, необходимых для нормального  воспроизводства рабочей силы и  развития личности.

       Важными факторами политики в области  охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредителей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней. 

       Политика  в сфере образования. Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-технологическая революция предъявляет высокие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.

       В нашей стране накоплены богатые  традиции развития образования разных уровней. В условиях современного социально-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей истории, относятся к важнейшим Управлениям социальной политики Политика субъектов Федерации в области образования определяется как федеральным, так и региональным законодательством и должна вестись на основе региональных образовательных стандартов, отвечающих территориальной специфике. Так, например, в Московской области принят закон «Об образовании», который определяет назначение и основные направления развития системы образования и пути их реализации. В основу нового регионального стандарта образования, который разработан и вводится в настоящее время, положена ориентация на обеспечение подготовки молодых людей к самостоятельной жизни с учетом требований рыночных отношений, формирование социального оптимизма и уверенности в способности найти свое место в жизни.

       Сама  образовательная структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает учреждения государственного, муниципального и  негосударственного характера. Их целью  является как обеспечение детям  и взрослым возможности получения  образования, так и профессиональная их подготовка. Система образовательных  учреждений охватывает собой различные  элементы: от дошкольного образования  до послевузовских ступеней. Кроме  того, имеются различные виды дополнительного  образования. 

                      1.1.2Функции и методы социальной политики. 

       Социальная  политика обладает рядом функций, которые  в конечном счете определяют гуманистический  характер государства, стремящегося через  политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов  в том социальном статусе, который  не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

            компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;

       элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

       кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

       Все эти функции тем в большей  степени представлены в социальной политике государства, чем в большей  степени социальная политика находится  в тесной зависимости от политики государства вообще.

       Социальная  политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение  государством минимальных условий  жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

       Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

       Основными принципами проведения социальной политики являются:  

       1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;  

       2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;  

       3) выдача помощи на случай безработицы;   

       4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы для работающих;  

       5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства;   

       6) проведение активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

       Важным  направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших  слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения  имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая  система существует во всех странах  с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

       Для отнесения определенных категорий  населения к числу имеющих  право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с  помощью прожиточного минимума. Последний  выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

       В зависимости от соответствия доходов  прожиточному минимуму нуждающаяся  часть населения имеет право  на получение социальной помощи. При  этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный  подход к определению лиц, действительно  нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные  процедуры проверки, среди критериев  которых – уровень дохода, размеры  личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

       Основным  инструментом оценки, прогнозирования  и регулирования величины, структуры  и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

       Практикуются  два рода бюджетов: нормативные, которые  являются результатом специальных  исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

       Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

       Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения  нормальной жизнедеятельности человека. МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том  числе 80 продуктов питания. Затраты  на непродовольственные товары в  МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы  на оплату жилья и коммунально-бытовых  услуг, транспорта, уплату налогов и  сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные  товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы  – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном  уровне воспроизводство семьи и  характеризует границу малообеспеченности 
 
 

               1.1.3.Объект и субъект социальной политики  

       В таблице 1 приведены различные точки зрения на определение субъекта и объекта социальной политики.

Таблица 1-Объекты  и субъекты социальной политики2

       Автор        Источник        Определение        Характеристика
       Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю        Социальная  политика: Учебник. М.: Издательский дом "ГУ-ВШЭ", 2007.        К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

       Объектом  социальной политики является население страны.

       При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании  являются граждане (домохозяйства), которые  в силу определенных причин не могут  обеспечить себе достаточный для  нормального потребления уровень  доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все  без исключения граждане (домохозяйства).        
       Е.И. Холостова        Социальная  работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.                Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. [9, 25]

       Объект - нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

       Объект  воспринимается как определенный вид  практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.
       Осадчая Г.И.                Социальная  политика, социальное управление и  управление социальной сферой. - М.: союз, 2004г.        Субъект - главный инициатор конкретных мер  и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

       Объект - население

       К субъектам относятся органы государственной  власти РФ, органы власти субъекта федерации  и органы местного самоуправления
       Волгина Н.А.        Социальная  политика. М.: Экзамен. 2006.        Субъекты - люди, учреждения, организации, социальные институты.

       Объекты - население

       К субъектам относятся государство, органы государственной власти, социальные организации, социальные работники.

       К объектам различные категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и  т.д.

Информация о работе Социальная политика государства