Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием социальная политика и её составляющие. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Дать определение социальной политики, раскрыть её основные функции и направления.
Рассмотреть рыночный механизм формирования доходов, социальную защиту населения.
Рассмотреть социальную политику РФ
Задачи исследования:
рассмотреть теоретическое определение объекта и субъекта социальной политики;
охарактеризовать объекты и субъекты социальной политики РФ.
Рассмотреть социальную политику в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....2
Глава 1
Социальная политика государства как часть государственного
Управления………………………………………………………………..3
1.1Сущность и происхождение социальной политики……….......3
1.1.1. Основные направления социальной политики………6
1.1.2. Функции и методы социальной политики………….13
1.1.3.Объект и субъект социальной политики…………....16
1.2 Рыночный механизм формирования доходов……………. …17
1.2.1 Доходы населения: определение, источники
формирования……………………………………....…18
1.2.2 Распределение доходов……………………………….23
1.3 Социальная защита……………………………………………26
1.3.1 Социальная защита населения в рыночной экономике.
Опыт европейских стран в обеспечении социальной
справедливости
Глава 2
2.1 Социальная политика Российской Федерации………..……34
2.1.1 Приоритеты социальной политики России……….…34
2.1.2 Некоторые направления, реформы в сфере
образования, здравоохранения, жилья. …………..…35
2.2 Социальные проблемы современной России…………….…40
2.3 Результаты реализации в социальной политики России на
сегодняшний день……………………………………………..52
Заключение…………………………………………………...…………………56
Список используемой литературы………………………………………...61

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).docx

— 282.26 Кб (Скачать)

       Из подобного положения существует  два выхода: - либо менять закрепленные  в конституции гарантии предоставления  бесплатной мед. помощи, либо увеличить  объемы финансирования. Исходя из  этого, предлагается три варианта  реформирования здравоохранения:

  консервативный  предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного  мед. страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.

  радикальный означает пересмотр государственных  гарантий, окончательный переход  к обязательному мед. страхованию, реструктуризации сети мед. учреждений, по душевой налог с населения  для обеспечения функционирования системы здравоохранения.

  умеренный основан на сохранении формально  бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижение затрат в этой сфере. Предполагается официальный  переход к согласованной долевой  оплате мед. помощи за счет средств  бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов. 

  Еще более  неудовлетворительный итог проводимой  реформы оплаты жилья – давление платежей за жилье сильнее на те семьи, которые находятся в худших жилищных условиях. Задолженность чаще встречается у семей с более низким жилищным статусом: живущих на меньшей площади, в неприватизированных и коммунальных квартирах. Почти все едины в том, что к должникам за жилье нужен избирательный подход с учетом состава их семей. В целом преобладает неприятие политики, проводимой за последние годы в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг. Величина платежей за жилье практически не зависит от качества жилья, объема и качества предоставляемых коммунальных услуг, не увязано с уровнем доходов и со стоимостью жизни. Социально защищенное действие механизма жилищной компенсации мало влияет на проблемы долгов по квартплате. 

         2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 

   Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

  К результатам  социальной политики в России можно  отнести выделение  некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между  минимальным размером оплаты труда  и средней заработной платы в  России огромен. Этот разрыв не может  сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

  Правительство и государственная дума России постоянно  принимают законы о повышении  минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти  законы не выполняются или выполняются  не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных  средств в федеральном и местных  бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются  на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может  не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная  остановка предприятий ведёт  к увеличению армии безработных,  большинство из которых идут в "теневую  экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в  частности формируется бюджет. А  отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг таким образом замыкается.

  Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем  в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки  правительства  улучшить жизнь населения  является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия  не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного  места жительства можно бесплатно  накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без  одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для  такого постоянного обеспечения  не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим  явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

  Социальные  программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия  по разным вопросам социальной жизни  не защищенных слоёв общества.

  К числу  мер общего характера относятся  социальные выплаты семьям, связанные  с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат. 

  Государственные социальные пособия  семьям, имеющим детей не велики, они составляют около одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

  Страховые пособия в связи  с рождением ребёнка.

  При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с  новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально  поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не

  возможно  существование новорождённого с  матерью.

   Рисунок 3 - Размеры  единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности, в 2002-2010 гг., руб.27 

   Рисунок 4 - Размеры единовременного  пособия при рождении ребенка  в 2007-2010 гг., руб.28 
 

  Выплаты взрослым членам семьи.

  Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему  лицу по некоторым случаям ухода  за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины  МРОТ, что  очень мало. Население редко прибегает  к уходу с работы для ухода  за данными группами людей, неспособных  самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это  пособие выплачивается из средств  предприятий и учреждений в котором  мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки  средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

  Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска  или в связи с ликвидацией  организации. Эти пособия выплачиваются  из федерального бюджета органами соцзащиты.

  В соответствии с указом Президента РФ и законом  РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также  и они не составляют значительного  капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

  Пособия по безработице это особая форма  выплат. Эти пособия в России появились  не так давно. Нет отлаженного  механизма “присваивания звания”  безработного и выплаты этого  пособия. Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое  количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице  велико, около МРОТ, и его получение  связано с большими сложностями. 

    

  Рисунок 5 - Минимальный и максимальный размеры  ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному социальному  страхованию, в 2007-2010 гг., руб.29 

 

  Рисунок 6 – Максимальный размер пособия  по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной  нетрудоспособности в связи с  несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) в 2002-2009 гг., руб 30   

  Стипендии.

  Стипендия для студентов ВУЗов равна  МРОТ. Жизнь студента на стипендию  не возможна без дополнительного  заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует  средней оплате труда.

  Особой  формой поощрения студентов и  аспирантов ВУЗов является Президентская  стипендия. Она достаточна велика. Для  студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты  крайне сложно.

  Функционирование  пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются  из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система  пенсионного обеспечения  не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились  в процентном отношении, что не в  полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической  сфере. Большинство банков не имеет  прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через  пять-десять лет. Система социального  обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных  предприятий по обслуживанию населения  по всем необходимым аспектам жизни  человека.

  В некоторых  местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое  количество не законченных преобразований.

  Социальная  жизнь общества  за последний  период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась  свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все  эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

  Существуют  проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут  устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты  уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию  остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты  и дотации не исправляют положения.

  Среди частных  проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

  стабилизация  финансового положения государственных  внебюджетных социальных фондов;

  погашение задолженности работникам по заработной плате;

  расширение  источников финансирования социальных услуг;

  внедрение адресной системы социальной поддержки  населения;

  введение  единого порядка корректировки  шкалы и ставок подоходного налогообложения. 

  Все эти  и другие явления социальной жизни  страны негативно влияют на экономическое  и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям  необходимо продолжение или переход  к какому-то новому подходу к проблемам  жизни населения России. 

Основное направление  расходования средств Пенсионного  фонда РФ – финансирование выплаты  государственных пенсий. Ключевое место  в процессе определения потребностей финансовых средств для выплаты  пенсий при планировании расходной  части бюджета Пенсионного фонда  РФ занимает расчет размера государственных  пенсий, финансируемых из Пенсионного  фонда РФ

  Финансовой  деятельностью Пенсионного фонда  РФ охватывается два уровня трехуровневой  пенсионной системы Российской Федерации:

  Базовый уровень, включающий социальные пенсии.

  Страховой уровень, состоящий из нескольких видов  трудовых пенсий.

  Реализация  взаимоотношений бюджета ПФР  с федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов Российской Федерации  в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов включает комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования пенсионной системы и дальнейшее улучшение материального положения  пенсионеров. Взаимоотношения бюджета  Фонда с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации строятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, существующей нормативной  правовой базой на принципах законности и обоснованности финансовых обязательств по каждому основанию.

Информация о работе Социальная политика государства