Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда одно из определений рынка.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава I Типы экономических систем
Глава II Позитивные и негативные стороны рыночной экономики
Глава III ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Глава IV ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

Файлы: 1 файл

Роль государства в рыночной экономике курсовая.docx

— 68.49 Кб (Скачать)

 

11.

 

Главное  заключалось  в  том,  что  для  всех  субъектов  хозяйственной деятельности должны быть гарантированы  основные  экономические  свободы: свобода выбора сферы  деятельности, свобода конкуренции и свобода  торговли.

 

 

3.3. Кейнсианская теория.

 

В 30-ые годы нашего века после  глубочайшего спада  экономики  США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в  которой он опроверг взгляды классиков  на роль государства. Теорию Кейнса можно  назвать «кризисной», так как  он рассматривает экономику в  состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться  в экономику в виду отсутствия у свободного рынка механизмов, которые  могли бы обеспечить выход из кризиса. Кейнс считал, что государство  должно  воздействовать  на  рынок  в целях увеличения спроса, так  как причина капиталистических  кризисов – перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это  гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая  политика   и     другие.      Гибкая кредитно-денежная политика

позволяет перешагнуть через  один из  серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы.  Это достигается,   считал  Кейнс, путем изменения    количества  денег  в  обращении.

При увеличении денежной  массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать  инвестиционный  спрос и рост занятости. С помощью  бюджетно-финансовой политики Кейнс  рекомендовал государству увеличить  налоговые ставки и за счет этих средств  финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и  снимет социальную напряженность.

    Главными чертами  кейнсианской модели регулирования  являются:

 

  -  высокая  доля   национального   дохода,   перераспределяемая   через госбюджет;

 

   - создание обширной  зоны государственного предпринимательства  на основе образования государственных  и смешанных предприятий;

 

   -  широкое  использование   бюджетно-финансовых  и   кредитно-финансовых  регуляторов  для   стабилизации   экономической   конъюнктуры,   сглаживания циклических колебаний,  поддержания высоких темпов роста   и  высокого  уровня занятости.

 

    Модель государственного  регулирования, предложенная Кейнсом,  позволила ослабить  циклические   колебания  в  течение   более  чем  двух  послевоенных  десятилетий.  Однако   примерно  с  начала   70-х   гг.   стало   проявляться несоответствие  между   возможностями   государственного   регулирования   и объективными  экономическими  условиями.  Кейнсианская  модель  могла   быть устойчивой только в условиях  высоких  темпов  роста.  Высокие  темпы  роста национального дохода  создавали  возможность  перераспределения  без  ущерба накоплению капитала.  Однако  в  70-е  года  условия  воспроизводства  резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица  и инфляция не могут расти   

 

 

12.

 

одновременно. Кейнсианские пути  выхода  из  кризиса только раскручивали инфляционную спираль.  Под  воздействием  этого  кризиса  произошла кардинальная перестройка  системы государственного регулирования  и сложилась новая, неоконсервативная  модель регулирования.

 

3.4. Неоклассическая теория.

 

Теоретической  основой  неоконсервативной  модели  послужили концепции неоклассического  направления экономической мысли.  Трансформация   модели государственного  регулирования заключалась в отказе  от  воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого -  использование косвенных мер воздействия на  предложение.  Сторонники  экономики   предложения   считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного  предпринимательства.  Экономический   рост   рассматривается   как функция от накопления капитала, которое осуществляется из  двух  источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за  счет заемных средств (кредитов).  Поэтому в соответствии   с   этой   теорией государство должно   обеспечить условия     для процесса  накопления  капитала  и

повышения производительности производства.

 

    Главные преграды  на этом пути -  высокие  налоги  и  инфляция.  Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а  инфляция  удорожает  кредит  и тем самым затрудняет использование заемных средств для  накопления.  Поэтому неоконсерваторы предложили  осуществление  антиинфляционных  мероприятий  на базе   рекомендаций   монетаристов   и   предоставление   налоговых    льгот предпринимателям.

 

    Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с  инфляцией.  Следовательно,  следующим  шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от  использования  бюджета для  поддержания  спроса   и   осуществления   широкомасштабных   социальных программ.  Сюда  можно  отнести  и  политику  приватизации   государственной собственности.

 

    Следующий комплекс  мер  -  реализация  политики  дерегулирования.  Это означает   ликвидацию   регламентаций   по   ценам   и   заработной   плате, либерализацию      (смягчение)      антитрестовского       законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

 

    Таким  образом,  в  неоконсервативной  модели  государство  может  лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль  в  реализации  экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

Глава III

 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА  В ЭКОНОМИКЕ

 

Вмешательство государства  в экономику преследует определенные  функции. Как  правило,  оно  корректирует  те   "несовершенства",   которые   присущи рыночному  механизму и с которыми он сам  либо  справиться  не  в  состоянии, либо это решение неэффективно. Государство  берет на себя ответственность  за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для  эффективной  конкуренции,  за  ограничение  власти  монополий.  Оно  также  заботится   о производстве достаточного количества общественных товаров и  услуг,  так  как рыночный механизм не в состоянии должным образом  удовлетворять  коллективные потребности  людей. Участие государства в  экономической жизни  диктуется  еще и тем,  что  рынок  не  обеспечивает  социально  справедливое  распределение дохода. Государству  надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих,  стариках. Ему  также  принадлежит  сфера  фундаментальных  научных   разработок.   Это необходимо  потому  что   для   предпринимателей   это   очень   рискованно, чрезвычайно  дорого и, как правило, не приносит  быстрых  доходов.  Поскольку рынок  не гарантирует право  на  труд,  государству  приходится  регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

 

    В целом государство  реализует  политические  и   социально-экономические принципы  данного сообщества граждан. Оно  активно  участвует  в   формировании макроэкономических  рыночных процессов.

 

Роль государства  в  рыночной  экономике  проявляется  через  следующие важнейшие функции:

 

    а)  создание  правовой  основы  для  принятия  экономических   решений. Государство    разрабатывает    и     принимает     законы,     регулирующие предпринимательскую   деятельность, определяет права  и обязанности граждан;

 

    б) стабилизация  экономики. Правительство использует  бюджетно-налоговую и  кредитно-денежную  политику  для  преодоления   спада  производства,   для  сглаживания инфляции, снижения  безработицы, поддержания  стабильного   уровня  цен и национальной  валюты;

 

    в)  социально-ориентированное   распределение   ресурсов.   Государство организует  производство  товаров  и  услуг,  которым   не  занимается  частный сектор.  Оно  создает  условия   для  развития  сельского   хозяйства,  связи, транспорта, определяет  расходы на оборону,  на  науку,  формирует  программы развития  образования, здравоохранения и  т. д.;

 

    г) обеспечение  социальной защиты  и  социальной  гарантии.  Государство гарантирует  минимум заработной  платы,  пенсии  по  старости,  инвалидности, пособие  по безработице, различные виды помощи малоимущим.

 

Антитрестовское регулирование.

 

14.

 

 

    Антимонопольная  деятельность государства является  одной  из  важнейших областей   приложения    государственного    вмешательства.    Регулирование  развивается в  двух  направлениях.  На  тех  немногих  рынках,  где  условия препятствуют  эффективному функционированию  отрасли при конкуренции, то  есть в  так  называемых   естественных   монополиях, государством   создаются общественные  регулирующие  органы  для   контроля   за   их   экономическим поведением.  На  большинстве других  рынков,   где  

 

 

монополия   не   стала  необходимостью,  общественный   контроль   принял   форму   антимонопольного законодательства.  Далее   будут   рассмотрены   особенности   регулирования деятельности естественных монополий.

 

    Естественная  монополия существует в тех  случаях, когда одна фирма может  обеспечивать весь рынок, имея  более низкие издержки  на  единицу  продукции, достигаемые  за счет масштаба. Это характерно  для  предприятий  общественного  пользования, где для  достижения  низкой  цены  необходима  крупномасштабная  деятельность.

 

    Для   обеспечения   приемлемого   поведения   таких   монополий   могут использоваться    два    варианта:    государственная    собственность     и государственное  регулирование.

 

    Для естественных  монополий обычно устанавливается  "справедливый" доход, то есть  цена, равная средним валовым  издержкам. Однако это влечет  за  собой отсутствие стимула  предприятия к снижению издержек.

 

    Таким образом,  цель отраслевого  регулирования   состоит  в  том,  чтобы  защитить  общество  от  рыночной   власти   естественных   монополий   путем регулирования  цен   и  качества  обслуживания.  Но  необходимо  использовать  прямое  регулирование  только  там,  где  это   не   приводит   к   снижению эффективности  производства. Регулирование не  должно применяться  в  случаях,  когда конкуренция может обеспечить  лучшее обеспечение общества  продукцией.

 

    Другим  видом   контроля  являются  антитрестовские   законы.  Эта  форма контроля  имеет  богатую  историю.  В  1890г.  был  принят  знаменитый  закон Шермана, запрещающий любые  виды сговора и любые попытки  монополизации какой- либо  отрасли.  Однако  эта  формулировка  была  довольно  размыта,  что   не позволяло четко определить  преступление. Следующим шагом был  закон  Клейтона от 1914г.  Он был  продолжением  закона  Шермана  и  лишь  уточнял некоторые его пункты.

 

    В том  же  году  была  создана  Федеральная   торговая  комиссия.  В  ее  компетенцию входил контроль  за исполнением вышеназванных   законов,  а  также расследовать  нечестные действия по своей   инициативе.  Закон  о  Федеральной  торговой комиссии расширил  диапазон  незаконного  поведения  и   предоставил независимому   антитрестовскому    органу    полномочия    для    проведения расследований.

 

15.

 

    Большое количество  антимонопольных законов и различных  уточнений к  ним доказывают  чрезвычайную важность этих законов  для  общества.  Действительно,  бесконтрольная  монопольная   власть  может  принести   существенные   убытки обществу  применением нечестной конкуренции,  что вызовет  банкротства   мелких производителей, недовольства  потребителей  высокими  ценами,  а  нередко  и плохим качеством  товаров, отставание в научно-техническом  прогрессе и  много других  негативных последствий. Но, с  другой стороны, антимонопольные   законы не должны карать крупных  производителей, не использующих  незаконных  методов конкурентной  борьбы.  Если  это  условие   не   будет   выполнено,   то   у предпринимателей значительно   сократятся  стимулы  делать  свое  предприятие более сильным  и выпускать больше продукции.

 

    Таким образом,  государство выступает в роли  арбитра,  который  избирает  оптимальное  (и  наиболее  эффективное)  соотношение  между  монополиями   и конкурентными отраслями. В  различные периоды  истории   для  различных  стран это   соотношение  было разным,  корректируемым  под  особенности   развития экономики,  и  государство  должно  умело  и  эффективно  использовать  этот механизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

 

Глава III

 

ПРОБЛЕМЫ И  ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

 

    Очевидно, что  современная рыночная система  немыслима без  вмешательства  государства. Однако  существует  грань,  за  которой  происходят  деформации рыночных  процессов,  падает  эффективность  производства.  Тогда  рано  или поздно встает  вопрос  о  разгосударствлении  экономики,  избавление  ее  от  чрезмерной государственной активности.  Существуют  важные  ограничения   для регулирования.   Например,   недопустимы   любые    действия    государства, разрушающие   рыночный   механизм   (тотальное   директивное   планирование, всеохватный административный  контроль за ценами и др. ).  Это  не  означает, что государство  снимает с себя ответственность  за неконтролируемый рост  цен

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике