Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:16, курсовая работа
Кажется, любой хоть сколько-нибудь разбирающийся в экономической теории человек знает или предполагает о возможном значении промышленной политики как инструменте рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с зарубежными партнерами, однако попроси их дать определение промышленной политики – и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Сущность государственной промышленной политики…………………….5
1.1 Место и роль промышленной политики…………………………………...5
1.2 Цели и задачи промышленной политики………………………………….6
1.3 Методы и инструменты реализации промышленной политики…………7
1.3.1 Бюджетная политика………………………………………………………8
1.3.2 Налоговая политика……………………………………………………….8
1.3.3 Институциональная политика…………………………………………….9
1.3.4 Внешнеэкономическая политика…………………………………………9
1.3.5 Инвестиционная и инновационная политика…………………………..10
1.4 Модели промышленной политики………………………………………..11
1.4.1 Экспортоориентированная модель……………………………………...11
1.4.2 Модель импортозамещения……………………………………………..13
1.4.3 Инновационная модель…………………………………………………..14
1.4.4 Американская модель промышленной политики……………………...15
1.4.5 Японская модель промышленной политики…………………………...15
1.5 Выбор критериев промышленной политики……………………………..16
2 Промышленная политика России…………………………………………..18
2.1 Особенности промышленной политики России…………………………18
2.2 Цели и задачи промышленной политики России………………………..19
2.3 Модель промышленной политики России и ее инструменты…………..21
2.4 Субъекты промышленной политики России……………………………..24
3 Промышленная политика Беларуси………………………………………..25
3.1 Значение разработки и реализации промышленной политики…………25
3.2 Особенности, цели и задачи промышленной политики Беларуси……...25
3.3 Направления промышленной политики Беларуси………………………26
4 Сравнительная характеристика промышленной политики РФ и РБ……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что ведёт к привязке цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также к возможности внеэкономического влияния страны-импортёра на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом (пример: Мексика).
Сырьевой экспорт, безусловно, вполне может стать локомотивом и спонсором экономического подъёма, однако злоупотреблять им не стоит.
Также здесь стоит отметить, что страны, применявшие и применяющие экспортоориентированную промышленную политику, в основе своей представляют собой малые и более простые по сравнению с российской хозяйственные системы (исключением здесь можно назвать Китай, но он применяет экспортную стратегию по другим причинам нежели остальные страны – при огромном количестве населения и преимущественно экстенсивных методах экономического роста, для дальнейшего развития Китаю необходим ежегодный темп прироста ВВП не менее 8%, что заставляет его при уже заполненном внутреннем рынке искать новые нишы за рубежом). У Сингапура или Таиланда нет такого внутреннего спроса как у России, а, следовательно, у них нет особых поводов для выбора импортозамещающей модели. [12]
1.4.2 Модель импортозамещения
Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).
Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.
Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведёт к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах.
Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том, что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу не национальному производству, ни потребителям.
Такая ситуация была характерна для экономики СССР, КНДР.
Также, под воздействием различных объективных экономических, геополитических и институциональных факторов, проводимая после распада СССР и до сегодняшнего дня промышленная политика России носит ярко выраженный импортозамещающий характер: огромные субсидии в сельское хозяйство и отрасли обрабатывающей промышленности идут за счёт эксплуатации доходного экспортоориентированного сырьевого сектора; механизм денежного перераспределения опирается на сдерживание внутренних цен на сырьевые товары, топливо и энергию, на прямые поставки сельскому хозяйству и льготные кредиты промышленности, на внушительную кредиторскую задолженность предприятиям ТЭК, на дешёвый импорт, присутствующий на российском рынке из-за отсутствия протекционистских мер, неразвитости правовых актов, общей деградации отечественного производства, на завышенный, до недавнего времени, валютный курс.
Необходимо отметить, что не стоит открещиваться от импортозамещающей промышленной политики, необходимо использовать её положительные качества (стабильная занятость, удовлетворение внутреннего спроса и т.п.) в синтезе с позитивными качествами экспортоориентированной модели (международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, участие в международном разделении труда). [13]
1.4.3 Инновационная модель
Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших технологий, производственно- экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Таким образом, мы можем сказать, что инновации есть инвестиции финансовых средств в разработку и использование различного рода новшеств, а не только технических.
Инновационная деятельность включает в себя как все этапы научно- технической деятельности, так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т.е. посредническая деятельность). Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, как и инвестиционная, рассчитана на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроизводственных факторов – экологии, социальной сферы и т.п.; в условиях конкурентной среды, несовершенной является системы движения информации, отсутствие информации о новшествах, а соблюдение данных условий необходимо для ведения инновационной деятельности, поскольку позволяет знакомиться с современными научными тенденциями, ведущимися исследованиями и разработками, обмениваться новшествами и «ноу-хау». Поэтому, для эффективного функционирования инновационной деятельности, необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.
В основе инновационной модели лежит процесс экономического развития страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.
Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а следовательно, её конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику высокообразованными и квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.
Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности; неизбежно высокую роль государства в экономики страны, применяющего во многом не рыночные методы стимулирования инновационного развития производства; необходимость большого количества высококвалифицированных кадров, а следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки.
Успешные инновационные модели развития экономики применялись в таких странах как Япония, Южная Корея. Однако, как уже неоднократно упоминалось в данной работе, эти страны весьма малы и им проще регулировать и контролировать свои рынки на предмет реализации инновационной модели. Отсюда можно сделать вывод, что успешность проведения инновационной модели, реши государство её использовать, будет во многом зависеть от поведения региональных властей, поскольку на федеральном уровне у России нет возможности охватить всю территорию страны с целью эффективного регулирования инновационных процессов и инновационной деятельности. В этой связи федеральная власть должна взять на себя разработку и внедрение эффективных механизмов, которые бы стимулировали на региональном уровне инновационную активность и побуждали местные власти к проведению инновационной модели. Кроме того, учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям, что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а, во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент «состязаться» с идентичными отраслями других стран в рамках международного разделения труда. [14]
1.4.4 Американская модель промышленной политики
Модель рыночной экономики США – это вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. Сфера рынка преобладает над государственным сектором, а государство выполняет минимально необходимые функции в сфере денежного обращения, экологии, в производстве товаров и услуг коллективного пользования. Оно обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределение богатства, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста, структуры национального продукта.
В 80-х гг. около 4/5 валового национального продукта в США обеспечивалось рыночной системой, и лишь 1/5 производилась под контролем государства. При этом регулирующее воздействие государства осуществляло в основном экономическими методами. Однако при свободе предпринимательства в США государство заказывает научную и военную продукцию, закупает около 30% продукции частных фирм. [15]
1.4.5 Японская модель промышленной политики
В Японии сложилась система взаимоотношений государства и общества, предусматривающая жесткую опеку жизни и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Японской модели присущи стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан. [16]
1.5 Выбор критериев проводимой промышленной политики
Переход от индустриальной к постиндустриальной организации социально-экономической деятельности общества и интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий ведет к тому, что эффективность современной экономики, включая прогресс материального производства, все более определяется интеллектуально-творческим потенциалом, нежели традиционными факторами экономического развития индустриального общества.
Становление постиндустриальной хозяйственной системы существенно изменяет сложившуюся для индустриального общества зависимость между объемом применяемых факторов производства и конечным результатом. По этой причине увеличение количества создаваемых материальных благ перестает служить наиболее адекватным измерителем экономического прогресса. В сегодняшней ситуации быстрое экономическое развитие оказывается вполне возможным при относительно низких темпах роста материального производства. Более того, традиционно исчисляемые показатели перестают отражать качественную сторону экономической динамики, а простой хозяйственный рост уже не может изменить положение страны в системе мирового разделения труда, обеспечить ее стабильное и комплексное развитие.
Усиление влияния информационных технологий на экономическое развитие находит отражение в появлении индекса перспективной конкурентоспособности, наряду с традиционным индексом текущей конкурентоспособности:
индекс текущей конкурентоспособности оценивает экономику страны в текущий момент и привязывается к объему, удельному весу и темпам роста ВНП;
перспективная конкурентоспособность определяется уровнем использования новых технологий в экономике, качеством государственных и общественных институтов, а также состоянием макроэкономической среды.
В этой связи целесообразно обратить внимание на то обстоятельство, что основой достижения мирового лидерства Соединенными Штатами Америки и Западной Европой в 90-е годы явилось использование интеллектуальных технологий и ускоренное развитие новейших отраслей.
В этих условиях основным критерием успешной деятельности современных промышленных предприятий является показатель роста произведенной добавленной стоимости (стоимости, добавленной обработкой), отражающий совершенствование отраслевой структуры компаний от простейших форм производства (с минимальными затратами человеческого капитала и высокой природной рентой) к все более сложным формам, выступающим в качестве одной из главных целей промышленной политики.
Другими критериями соответствия деятельности предприятий основным принципам промышленной политики могут выступать:
рентабельность и структура активов;
повышение транспарентности внутренних финансовых потоков;
создание новых рабочих мест;
своевременные платежи в бюджеты всех уровней;
ряд других показателей инновационной активности и социальной полезности научно-промышленной деятельности.
Определение критериев успешности промышленной политики и эффективности деятельности предприятий имеет принципиальное значение. Без приведения системы оценок социально-экономического развития страны и отдельных предприятий в соответствие с реалиями современного мирового развития не представляется возможным осуществить переход к инновационной стратегии и адекватной государственной политике качественного экономического роста. [17]
Информация о работе Промышленная политика и формы ее реализации в России и Беларуси