Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:00, статья
Успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от сбытовой деятельности предприятия. Планирование сбытовой деятельности предприятия состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются.
СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА, ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ И
ФОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
Успех
на рынке в продаже
того или иного
товара зависит не
столько от производственных
и финансовых возможностей
фирм, сколько от сбытовой
деятельности предприятия.
Планирование сбытовой
деятельности предприятия
состоит в том, чтобы
доводить товары до
потребителя в том месте,
в том количестве и такого
качества, которые требуются.
В большинстве случаев производство и потребление продукции не совпадает ни во времени, ни в пространстве. Поэтому, какими бы разнообразными потребительскими свойствами ни обладал готовый продукт, на реальный коммерческий успех фирма может рассчитывать только при условии рационально организованного его (продукта) распределения и обмена, т.е. сбыта.
Фирмы имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежат принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя (либо на построение такой системы распределения, которая была бы эффективна, как для самой фирмы, так и для посредников) и способ её существования, рассматриваемый как совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группе потребителей (либо наоборот, привлечение потребителей к товару фирмы).
Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет суть фирменной «политики» фирмы в области сбыта. Сбытовую политику фирмы – изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики, капиталы распределения вместе с функциями, которыми они наделены.
Основными элементами сбытовой политики являются следующие (рис.1):
Рис.1.
Основные элементы сбытовой политики
Позиции занимаемые фирмами по отношению к сбыту, имеют признаки позволяющие классифицировать сбыт по видам [2].
Прямой сбыт (канал товародвижения нулевого уровня) не предполагает наличия посредников, т.к. продажа товара осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними. К прямому сбыту относится и реализация продукции через собственную торговую сеть, а также продажа по объявлениям в СМИ. Этот вариант наиболее часто используется при сбыте товаров производственно-технического назначения, реже - товаров народного потребления.
Косвенный сбыт (многоуровневый канал товародвижения) подразумевает продажу товаров через посредников. Выделяют одно-, двух- и трехуровневые каналы (рис.2).
Рис.2.
Длины каналов сбыта
Количественной характеристикой канала товародвижения наряду с длиной является и его ширина - число посредников (оптовых и розничных) на любом этапе реализации продукции предприятия, например, количество всех оптовых фирм, закупающих товары у производителя (рис.3).
а) пример широкого канала сбыта
б)
пример узкого канала сбыта
Рис.3.
Ширина каналов сбыта
Существует возможность не только выбирать каналы товародвижения, но и комбинировать их или создавать свои собственные. Выстраивая свой сбыт, производитель должен четко понимать приоритетность тех или иных каналов, определять их оптимальную конфигурацию по ширине и глубине.
Канал сбыта должен соответствовать типу товара, его рыночному позиционированию и иметь максимально возможный охват целевых групп потребителей.
Если
для сбыта продукции
Второй важный аспект сбытовой политики - выбор посредников. Если производитель отдает предпочтение данному каналу реализации продукции, он должен определить отношения с посредниками как эксклюзивные, селективные или интенсивные.
Эксклюзивная политика сбыта означает, что только один дилер в определенном географическом регионе имеет право продавать товары данного производителя. Зачастую автомобильные дилеры пользуются эксклюзивным правом продаж в своих регионах [1, с.197].
В случае селективной сбытовой политики производитель выбирает ограниченное число посредников для продвижения своего продукта на данной территории. Таким образом продаются многие спортивные товары и одежда.
Производитель, выбирающий интенсивную сбытовую политику, пытается найти как можно больше посредников для продвижения своего продукта, как это делают, например, фирмы, производящие молоко.
Выбор конкретных посредников - важный пункт построения сбытовой политики.
Широко распространены типы посредников [3, с.84]:
Посредники бывают самостоятельными, либо связанными в вертикальную или горизонтальную маркетинговую систему (сеть), которая может быть: договорной (между посредниками разных уровней или одного уровня); корпоративный (один из посредников приобретает права на участие в капитале других участников канала сбыта); управляемой (наиболее крупный участник канала координирует деятельности других посредников) [4].
При этом инициатором создания такого структурно – сложного канала распределения может выступать любой уровень – производитель, оптовый или розничный торговец.
Таким
образом, товародвижение (фирмы) производителя
– это деятельность, направленная на организацию
движения потока товара к конечному потребителю,
целью которой является создание условий
для превращения потребности потенциального
покупателя в реальный спрос на конкретный
товар и получение наибольшей прибыли
предприятия от сбыта своей продукции.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Сбытовая политика, её элементы и формы реализации