Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:16, курсовая работа
Кажется, любой хоть сколько-нибудь разбирающийся в экономической теории человек знает или предполагает о возможном значении промышленной политики как инструменте рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с зарубежными партнерами, однако попроси их дать определение промышленной политики – и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Сущность государственной промышленной политики…………………….5
1.1 Место и роль промышленной политики…………………………………...5
1.2 Цели и задачи промышленной политики………………………………….6
1.3 Методы и инструменты реализации промышленной политики…………7
1.3.1 Бюджетная политика………………………………………………………8
1.3.2 Налоговая политика……………………………………………………….8
1.3.3 Институциональная политика…………………………………………….9
1.3.4 Внешнеэкономическая политика…………………………………………9
1.3.5 Инвестиционная и инновационная политика…………………………..10
1.4 Модели промышленной политики………………………………………..11
1.4.1 Экспортоориентированная модель……………………………………...11
1.4.2 Модель импортозамещения……………………………………………..13
1.4.3 Инновационная модель…………………………………………………..14
1.4.4 Американская модель промышленной политики……………………...15
1.4.5 Японская модель промышленной политики…………………………...15
1.5 Выбор критериев промышленной политики……………………………..16
2 Промышленная политика России…………………………………………..18
2.1 Особенности промышленной политики России…………………………18
2.2 Цели и задачи промышленной политики России………………………..19
2.3 Модель промышленной политики России и ее инструменты…………..21
2.4 Субъекты промышленной политики России……………………………..24
3 Промышленная политика Беларуси………………………………………..25
3.1 Значение разработки и реализации промышленной политики…………25
3.2 Особенности, цели и задачи промышленной политики Беларуси……...25
3.3 Направления промышленной политики Беларуси………………………26
4 Сравнительная характеристика промышленной политики РФ и РБ……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
Существует очевидная взаимосвязь между конкурентоспособностью национального бизнеса и конкурентоспособностью страны.
Международный опыт уже давно вычленил наиболее эффективные инструменты повышения конкурентоспособности. С учетом российской специфики к числу наиболее перспективных мер можно отнести:
поддержку инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов);
предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в приоритетных областях (при условии, что рыночный потенциал финансирования этих проектов недостаточен);
предоставление инвесторам долгосрочных проектов гарантий от неблагоприятного изменения как законодательства, так и цен, находящихся под контролем государства (применительно к которым могут устанавливаться фиксированные графики пересмотра тарифов на три-пять лет вперед);
стимулирование экспорта продукции за счет доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства, и юридической поддержки экспортеров при дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации продукции;
создание эффективных механизмов защиты национальных производителей от некорректных торговых практик конкурентов, в том числе в сфере контроля за качеством товаров и услуг и использованием торговых марок (брендов);
развитие финансовой и банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных ресурсах;
совершенствование валютного регулирования в части, касающейся валютных операций национальных компаний, экспортирующих готовую продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии;
диверсифицированный подход к утверждению ввозных и вывозных таможенных пошлин, предполагающий льготный режим в отношении импорта критически важных видов сырья и оборудования.
Важно понимать, что все эти инструменты не имеют ничего общего с «раздачей бюджетных средств». Все они носят сугубо рыночный характер.
Сегодня российский бизнес уже отчетливо понимает, что национальная промышленная политика не может быть успешной без его деятельного участия. И реально готов нести издержки по реализации перспективных инновационных и инфраструктурных проектов. В качестве примера можно упомянуть опыт формирования корпорацией «Система» двух технопарков — в районе Сарова (Нижегородская область) и в Дубне (Московская область), где начаты крупные проекты в области информатики, специальной электроники, приборостроения. О готовности участвовать в этих проектах уже заявили такие признанные в мире инновационные авторитеты, как компании Intel, Alcatel, Siemens.
Однако надо понимать, что специфика большинства проектов такова, что необходимый объем средств заведомо не может быть обеспечен без встречных мер со стороны государства. Например, АФК «Система» взялась осуществить строительство первого автомобильного тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Этот проект не был бы возможен без поддержки руководства города.
Оптимальная схема взаимодействия может состоять, вероятно, в том, чтобы в процессе открытого диалога государство и бизнес определяли набор проектов. А затем — совместный вклад в их реализацию. Компании частного сектора должны отвечать за основные параметры бизнес-проектов, включая их ожидаемые социально значимые результаты. Государство — за нейтрализацию факторов внешней среды, препятствующих наращиванию оптимального объема инвестиций.
Бизнес открыт для реального партнерства — слово за государством. [23]
2.4 Субъекты промышленной политики России
В силу исторических обстоятельств в России сформировались два ведущих агента модернизации:
государство, инициировавшее экономическую реформу;
мелкий и крупный бизнес, возникший в результате и в процессе социально-экономических преобразований в стране.
В современных российских условиях эти участники пока не могут быть равноправными, поскольку бизнес-сообщество как единая сила пока не сложилось (на право представлять интересы бизнеса претендуют Российский Союз промышленников и предпринимателей, Российский Союз товаропроизводителей и Торгово-промышленная палата Российской Федерации).
Западный опыт свидетельствует о необходимости участия в процессе разработки и реализации промышленной политики профессиональных союзов. При этом необходимо понимать, что в России профсоюзы в их современном понимании находятся пока в зачаточном состоянии. Однако их вовлечение целесообразно, поскольку, во-первых, это полезно само по себе, и, во-вторых, будет способствовать их трансформации. [24]
3 Промышленная политика Беларуси
3.1 Значение разработки и реализации промышленной политики Беларуси
Разработка и осуществление целенаправленной государственной промышленной политики может стать ключевым направлением в преодолении все еще имеющих место негативных явлений в национальной экономике, в формировании высокоэффективного потенциала с целью укрепления позиции Беларуси на мировых рынках, может дать реальную возможность достичь эффективного экономического роста (что, собственно, и является главной целью этой политики) и, в конечном итоге, − создать наилучшие условия, при которых рыночные преобразования дадут максимальный социально-экономический эффект. При этом накопленный зарубежный опыт, представленный достаточно широким выбором возможностей государственного воздействия на развитие промышленности, будет полезен для определения перспектив и направлений осуществления промышленной политики в Республике Беларусь.
3.2 Особенности, цели и задачи промышленной политики Беларуси
На современном этапе именно промышленность является фундаментом производственного потенциала Республики Беларусь. На ее долю приходится почти половина основных производственных фондов, более 30% объема производства ВВП, а также около 28% занятых в народном хозяйстве страны. В Беларуси функционирует более 20 тыс. промышленных предприятий и производств, по совокупности которые представляют 70 отраслей и подотраслей промышленности. Ведущее место принадлежит машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. Однако предприятия этих отраслей работают фактически на изношенном и морально устаревшем оборудовании. Износ основных промышленно-производственных фондов составил в целом по промышленности 62%, а по отдельным отраслям – свыше 70%[25]. Технологическая отсталость; несоответствие производимой продукции мировым стандартам; чрезмерно высокие затраты на производство продукции, не позволявшие отечественным изделиям (даже качественным) конкурировать с западными аналогами по соотношению «цена – качество» не только на мировом, но и на внутреннем рынке, стали главными проблемами, обусловившими необходимость трансформации отечественной промышленности. Очевидно, все эти проблемы реальны, сохраняют свое значение по сей день.
Более того, преобразования в экономике Беларуси происходят не изолировано от окружающего мира. Особенностью мирохозяйственных связей во второй половине XX в. стало формирование региональных интеграционных объединений стран. Принятый нашим государством курс на углубление экономической и политической интеграции со странами СНГ и в первую очередь с Россией придает первостепенное значение промышленной политике, так как является важнейшим фактором, содействующим стабилизации росту белорусской экономики, в том числе повышению эффективности промышленного производства.
Однако у Беларуси есть все основания считать оптимальной в среднесрочном периоде линию на развитие экономического взаимодействия не только с Россией и странами СНГ, но также с Евросоюзом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме этого, в рамках дальнейшей интеграции в систему мирохозяйственных связей Беларусь объявила курс на вступление в ВТО. [26]
3.3 Направления промышленной политики Беларуси
Структурные преобразования промышленности, как показывает зарубежный опыт, требуют нового взгляда на вопросы ранжирования отраслевой структуры экономики по группам. Здесь обычно выделяют группы базовых отраслей промышленности, являющихся несущими в структуре народного хозяйства и определяющих независимость экономики: перспективных отраслей, определяющих базу экономического роста подотраслей, предприятий или производств, подлежащих частичному свертыванию или ликвидации, т.е. группу структурно-депрессивных объектов.
К приоритетным относятся базовые отрасли, производящие инвестиционные ресурсы. В мировой практике предпочтение всегда отдавалось перераспределению ресурсов в пользу машиностроению как основного инвестиционного сектора экономики. Например, в качестве национального отраслевого приоритета может рассматриваться реорганизация на новой технологической базе сегмента машиностроения, производящего средства производства для технического перевооружения приоритетных предприятий и создания новых производств. Тем самым обеспечивается выпуск инвестиционных производственных ресурсов, отвечающих мировым стандартам.
Здесь очень важно создать крупные объединения предприятий, способные, в свою очередь, произвести конкурентоспособный продукт и продвинуть его на мировые рынки. В Беларуси было бы целесообразно изучить возможность создания 8-10 компаний. Такая национальная компания, если мы хотим добиться успеха, должна управляться группой молодых менеджеров, не отягощенных опытом управления предприятиями в советское время, прошедших соответствующий независимый отбор и обучение за рубежом. Контрольный пакет акций такой акционерной компании желательно передать от государства в доверительное управление этой команде руководителей на условиях, обеспечивающих мотивацию труда.
Важно также создать условия для беспрепятственного и беспошлинного приобретения у лучших фирм мира комплектующих и материалов, высокотехнологичного оборудования. Нельзя, особенно вначале делать ставку на самостоятельное производство ответственных узлов машин, оборудования. На это нет и не будет ни средств, ни времени. Надо воспользоваться плодами международного разделения труда.
Крайне важно проведение специализации предприятий. При реструктуризации промышленности необходимо содействие государства созданию специализированных производств, нацеленных на экспорт, формированию конкурсной среды между ними. Важно создать условия для образования таких объединений по инициативе не только «сверху», но и «снизу».
Нельзя говорить о реструктуризации промышленности, повышении эффективности производства без включения рыночных инструментов, и прежде всего одного из важнейших – акционирования крупных предприятий. Несмотря на то, что контрольный пакет акций будет у государства длительное время, для предприятия открываются возможности финансового оздоровления через эмиссии акций, покупку акций инвесторами, в том числе иностранными, финансовую реструктуризацию долгов, санацию или судебную реструктуризацию задолженности, реструктуризацию имущества, кадровую реструктуризацию, введение корпоративного управления, в том числе и доверительного управления контрольным пакетом государства.
При приватизации предприятий, входящих в национальную компанию, или по желанию предприятий, образующих хозяйственное объединение, должна быть предоставлена возможность приватизации не отдельных предприятий, а всей компании, объединения или группы предприятий в целом.
Приватизация, особенно крупных предприятий, должна проводиться продуманно, исходя из национального менталитета, моральных и этических норм и ценностей. Она должна быть направлена на формирование эффективных собственников на данном этапе развития. Как показывают исследования в России и в других странах, высший менеджмент предприятий и является таким собственником.
В процессе акционирования и приватизации важно провести имущественную реструктуризацию предприятий, освободиться от ненужных основных фондов, социальной инфраструктуры. Необходимы соответствующие методики и нормативная база, поддержка государства. При невозможности финансового оздоровления предприятия его необходимо или продавать, или закрывать, или консервировать.
Мощнейшим фактором экономического роста является предпринимательство и его самоуправление. История свидетельствует, что основу богатства страны закладывают смелые предприниматели. Важно включить этот мотор, чтобы он заработал.
В Беларуси принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», которым определена система работы государства по развитию предпринимательства. Система предусматривает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, торговых палат, меры поддержки государством малого предпринимательства, в том числе порядок выделения в аренду производственных и офисных помещений и т.д.
Информация о работе Промышленная политика и формы ее реализации в России и Беларуси