Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:16, курсовая работа
Кажется, любой хоть сколько-нибудь разбирающийся в экономической теории человек знает или предполагает о возможном значении промышленной политики как инструменте рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с зарубежными партнерами, однако попроси их дать определение промышленной политики – и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Сущность государственной промышленной политики…………………….5
1.1 Место и роль промышленной политики…………………………………...5
1.2 Цели и задачи промышленной политики………………………………….6
1.3 Методы и инструменты реализации промышленной политики…………7
1.3.1 Бюджетная политика………………………………………………………8
1.3.2 Налоговая политика……………………………………………………….8
1.3.3 Институциональная политика…………………………………………….9
1.3.4 Внешнеэкономическая политика…………………………………………9
1.3.5 Инвестиционная и инновационная политика…………………………..10
1.4 Модели промышленной политики………………………………………..11
1.4.1 Экспортоориентированная модель……………………………………...11
1.4.2 Модель импортозамещения……………………………………………..13
1.4.3 Инновационная модель…………………………………………………..14
1.4.4 Американская модель промышленной политики……………………...15
1.4.5 Японская модель промышленной политики…………………………...15
1.5 Выбор критериев промышленной политики……………………………..16
2 Промышленная политика России…………………………………………..18
2.1 Особенности промышленной политики России…………………………18
2.2 Цели и задачи промышленной политики России………………………..19
2.3 Модель промышленной политики России и ее инструменты…………..21
2.4 Субъекты промышленной политики России……………………………..24
3 Промышленная политика Беларуси………………………………………..25
3.1 Значение разработки и реализации промышленной политики…………25
3.2 Особенности, цели и задачи промышленной политики Беларуси……...25
3.3 Направления промышленной политики Беларуси………………………26
4 Сравнительная характеристика промышленной политики РФ и РБ……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
2. Промышленная политика России
2.1 Особенности промышленной политики России
Понятие промышленной политики имеет в России и свою историю, и свою специфику, поэтому вызывает полемику между различными представителями власти, бизнеса и общества. В период либеральных реформ под промышленной политикой многие понимали лоббизм или возвращение государственного контроля над экономикой, характерного для советской эпохи, что вызывало негативное отношение даже к самому термину.
Сегодня также существуют противники промышленной политики. Например, на конференции «Крупнейшие компании в России. База экономического роста» 11 ноября 2005 года советник президента РФ Андрей Илларионов заявил, что для успешного развития экономики страны государству необходимо отказаться от промышленной политики как от инструмента, создающего неравные условия ведения бизнеса. По его словам, проводимая нынешним правительством политика перераспределения ресурсов от компаний, регионов, отраслей, создающих добавленную стоимость, к компаниям, регионам, отраслям, приносящим убытки, приводит к падению темпов экономического роста, которые, в конце концов, могут достичь нуля или даже стать отрицательными. [18]
К числу активных сторонников реализации промышленной политики относится Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), принципиальная позиция которого состоит в том, что «промышленная политика имеет свою собственную, четко определенную сферу приоритетов — содействие повышению конкурентоспособности российского бизнеса. Если макроэкономическая политика призвана создавать благоприятные условия для бизнеса в масштабе всей страны, то в фокусе промышленной политики находятся бизнес-проекты, направленные на повышение конкурентоспособности конкретных отраслей и компаний». По мнению представителей РСПП, несправедлива точка зрения, что промышленная политика охватывает все направления государственной политики, имеющие отношение к деятельности бизнеса — от борьбы с инфляцией до индексации банковских вкладов населения.
Позиция Торгово-Промышленной Палаты (ТПП) РФ основана на более общем подходе к понятию промышленной политики. Ее энергичное и последовательное осуществление позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять достойное место в глобальной экономике». Таким образом, стратегическая цель промышленной политики состоит в достижении устойчивого социально-экономического развития и обеспечении безопасности страны, что достигается за счет глубокой структурной трансформации экономики и технологической модернизации производства. [19]
Задачи поддержания и ускорения экономического роста требуют
внимания как к отраслевой и институциональной структуре российской экономики, так и к механизмам формирования экономической политики. Становление российского крупного бизнеса, а также растущая открытость российской экономики, обсуждение условий вступления России во Всемирную торговую организацию сделали формы и цели государственной промышленной политики предметом активных дискуссий как в органах государственной власти, так и внутри делового сообщества. Российская экономика признана рыночной, но многие институты рынка развиты слабо, и государству еще предстоит развивать их. Это делает актуальным вопрос об институтах управления промышленной политикой, учитывающих сложность национальной экономики России и значительное количество противостоящих и конкурирующих интересов, сложившихся ранее и возникающих по мере развития экономики. Анализ степени разработанности проблемы влияния социально-экономических интересов на выработку и реализацию промышленной политики показывает, что многие аспекты этой проблемы не изучены либо требуют более глубокого изучения. Существующие исследования рассматривают деятельность социально-экономических интересов только с точки зрения политологии. Промышленная политика предполагает широкий спектр инструментов государственного вмешательства, связанных как с нормативно-правовым регулированием, так и с расходами бюджета. В условиях неразвитых механизмов согласования и взаимодействия интересов, слабых институтов общественного контроля над расходами бюджетов организованные социально-экономические интересы могут перераспределять их в свою пользу, закрепляя тем самым неэффективную структуру экономики. Кроме того, сам аппарат управления, исполнительная власть преследует собственные интересы. Это делает актуальным вопрос выявления структуры интересов в российской экономике. Требует исследования вопрос выбора адекватных целей и формирования институтов промышленной политики на федеральном и субфедеральном уровне. Кроме того, мало изучен вопрос выбора инструментов промышленной политики, минимизирующего негативное влияние отдельных носителей интересов и формирующего механизм конструктивного взаимодействия органов власти и организованных интересов. [20]
2.2 Цели и задачи промышленной политики России
Постановка вопроса о необходимости разработки и наличии возможностей осуществления активной промышленной политики связана со следующими обстоятельствами:
в течение последних пяти-шести лет в России достигнута и поддерживается макроэкономическая стабилизация (профицитный бюджет, допустимая инфляция для осуществления инвестиционных проектов, предсказуемый курс рубля к доллару и вполне достаточные на сегодняшний день золотовалютные ресурсы для поддержания стабильности своей собственной валюты);
укрепление государственной власти и предсказуемости ее действий, ориентированных на продолжение либерализации экономики, обеспечиваемой проведением правовой и судебной реформы, реформы образования, перераспределением и более четким разделением власти по вертикали (между федеральным, региональным и муниципальным уровнем управления); результаты предпринимаемых усилий создают довольно благоприятный климат для экономического развития страны;
в России сложились условия для проявления активности частного капитала, обладающего средствами и финансовыми ресурсами, вполне сопоставимыми с ресурсами государства, и способного на осуществление экономических преобразований в научно-промышленной сфере; частный капитал начинает осознавать и формулировать свои собственные интересы и приоритеты, проявлять способность к самоорганизации;
в сложившейся ситуации модернизация российской промышленности является необходимым условием для обеспечения качественного экономического роста, а ее проведение невозможно без разработки и проведения целеустремленной политики, объединения для решения этой общенациональной задачи усилий государства и частного капитала как значительной экономической силы, не уступающей по своему потенциалу государственному сектору;
по мере развития крупных отечественных компаний их роль в модернизации страны будет возрастать, поскольку именно здесь концентрируются сегодня наиболее качественные ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры, управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы. [21]
К задачам российской промышленной политики относятся:
создание механизма формирования и реализации промышленной политики (включая государственные органы, их функции и правовые инструменты, определение «правил игры» и организацию диалога между бизнесом и властью);
развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами, внедрения новых технологий и инноваций;
создание условий и инструментов межсекторного, межотраслевого и межрегионального перелива капитала и проведение структурной перестройки экономики.
Согласно Конституции РФ, вопросы основных направлений внешней и внутренней политики (в том числе промышленной) входят в компетенцию Президента РФ. Поэтому уровень внедрения промышленной политики является президентским. РСПП выступает за использование понятия «национальная», а не «государственная» промышленная политика, подразумевающего активное участие представителей всех уровней бизнеса и общественности в обсуждении ее приоритетов и инструментов. [22]
2.3 Модель промышленной политики России и ее интрументы
Россию смена приоритетов в промышленной политике пока обходит стороной. Старые стереотипы не дают потенциальным участникам частно-государственного партнерства пойти навстречу друг другу — без привычных взаимных подозрений. Но так ли уж справедливы эти подозрения? И так ли непреодолим пресловутый конфликт интересов?
Сегодня в руках федерального правительства оказалась уникальная комбинация ресурсов для новой промышленной политики. В стране созданы базовые рыночные институты. Благоприятна внешняя конъюнктура. Выросли молодые мирового уровня кадры, и еще не до конца «проеден» потенциал старой школы.
Государству нужны конкурентоспособные — как на внешнем, так и на внутреннем рынке — отечественные производители. Мы не найдем примеров сильных компаний в слабом государстве. И наоборот: сильное государство всегда опирается на мощный бизнес.
Конкурентоспособность, в свою очередь, зависит от того, есть ли в российском портфеле принципиально новые, интересные мировому рынку товарные предложения. А это базируется на том, каков в экономике страны удельный вес высокотехнологических и «интеллектуальных» отраслей. Конкурентоспособность отечественных компаний может расти также за счет включения в транснациональные цепочки добавленной стоимости и за счет создания национальных цепочек «сырье — готовый продукт».
Дело осталось за малым: у национальных компаний должны появиться устойчивые стимулы к поиску новых ниш на внутреннем и мировом рынках. Вот на создании условий для этого и нужно сконцентрироваться государству. При этом важно, чтобы оно не подменяло деятельность частного сектора, а только направляло ее в приоритетные сферы. Такими приоритетными сферами являются инфраструктурная и инновационная сферы.
Инфраструктурные проекты обслуживают потребности отечественного бизнеса в целом, формируют экономическое пространство. Но их потенциал прибыльности ограничен. А значит, и заинтересованность частных компаний в подобных инвестициях невелика. Это и транспортные проекты (включая портовые и трубопроводные). И информационные (например, системы спутниковых и оптико-волоконных коммуникаций).
Инновационные проекты нацелены на завоевание позиций страны в перспективных нишах мировых рынков. Они, как правило, долгосрочны и требуют как высокой степени определенности бизнес-среды, так и доступа к длинным кредитным ресурсам. Оба этих условия в России от частного бизнеса не зависят.
Сегодня отечественному бизнесу требуется не субсидирование со стороны государства, а условия для долгосрочного устойчивого развития. К таким условиям относятся предсказуемость государственной политики и стабильность отношений собственности. Риск пересмотра правил игры снижает интерес к долгосрочным инвестициям. Не способствует оптимизму и практика изменения контролируемых государством параметров бизнес-среды (тарифов естественных монополий, ставок налогов, импортных таможенных пошлин).
Существующие сегодня различия в реальной налоговой нагрузке (в обрабатывающих секторах она примерно в 1,5 раза выше, чем в сырьевых) подрывают инвестиционную привлекательность обрабатывающих отраслей. Ликвидация этого перекоса стимулирует сырьевые компании диверсифицировать свой бизнес в пользу товаров с высокой долей добавленной стоимости.
Борьба с недобросовестной конкуренцией. Серый импорт, нарушение авторских прав, несоблюдение стандартов качества дают недобросовестным поставщикам импортной продукции очевидную фору. Без целенаправленных усилий со стороны государства эта проблема грозит перерасти в фактор неконкурентоспособности законопослушных компаний.
Привлечение внешних финансовых ресурсов, на которых в экономически развитых странах строится инвестиционный процесс, в России сопряжено с огромными рисками и издержками. Поэтому отечественные предприятия предпочитают рассчитывать на собственные средства. А значит, не могут успешно конкурировать с зарубежными производителями и обречены на технологическое отставание.
Содействие развитию экспорта высокотехнологичной продукции. В отличие от сырья российская высокотехнологичная продукция встречает на внешних рынках жесткие барьеры — от технических стандартов до лоббирования зарубежными правительствами контрактов компаний-конкурентов. Практически все российские компании, работающие на мировом рынке, — «Лукойл», «Северсталь», «Суал», «Евразхолдинг», «Русал», «Система» — испытывали колоссальные трудности в продвижении своей продукции, преодолеть которые без помощи государства было бы практически невозможно.
Непредвзятый взгляд на приоритеты промышленной политики для государства и для бизнеса показывает, что общего в них значительно больше, чем конфликта. Однако это общее связано отнюдь не с лоббизмом или патернализмом, как нередко пытаются представить дело критики промышленной политики. В условиях открытой экономики успех на рынке — необходимый фактор как прибыльности бизнеса, так и оздоровления страны в целом. Поэтому именно политика поддержки конкурентоспособности должна стать основой промышленной политики Российской Федерации.
Информация о работе Промышленная политика и формы ее реализации в России и Беларуси